А чем увлекаетесь вы?
Екатерина Шевичева («Школьный Вестник» №12 за 2024 год)
А ЧЕМ УВЛЕКАЕТЕСЬ ВЫ?
Наша жизнь многогранна. Часть её мы посвящаем работе или учёбе. Другую отдаём семье, домашним делам, встречам с друзьями. И совсем мало свободного времени остаётся для наших любимых увлечений. Даже один час, посвящённый хобби, помогает расслабиться, снять накопившееся напряжение, отдохнуть от рутины и зарядиться новыми позитивными эмоциями. Хобби позволяет раскрыть дремавшие в нас таланты, расширить круг знакомств, получить удовольствие от общения с единомышленниками.
Выбор хобби не бывает случайным. Человек подсознательно находит себе любимое занятие, которое поддерживает его психическое и физическое самочувствие, эмоциональное состояние и улучшает качество жизни в целом. «Это самое дешёвое лекарство на земле — и одно из самых эффективных», — говорил американский педагог, писатель, оратор-мотиватор Дейл Карнеги. Вот почему одни увлечены рукоделием, с упоением читают или сами пишут стихи и рассказы, музицируют, коллекционируют марки, открытки, статуэтки. Другие активно поддерживают спортивную форму, путешествуют по миру, проводят отпуск в туристических походах.
Увлечения человека раскрывают его совершенно с необычной стороны. К примеру, певица, танцовщица и актриса Бейонсе всерьёз увлекается пчеловодством, а знаменитый футболист Дэвид Бекхэм на досуге разводит кур и размещает снимки своих любимиц в Инстаграме. Да что там говорить! Министр иностранных дел России Сергей Лавров — отчаянный поклонник рафтинга! А Сергей Шойгу, секретарь Совета безопасности РФ, в свободное время любит вырезать фигурки из дерева, коллекционирует огнестрельное и холодное оружие.
Интересные и оригинальные хобби есть и у незрячих и слабовидящих людей.
Пора в дорогу, старина! Подъём пропет.
Ведь ты же сам мечтал услышать, старина,
Как на заре стучатся волны в парапет,
И чуть звенит бакштаг*, как первая струна.
(*Бакштаг — снасть такелажа парусных судов, трос для закрепления судовых мачт)
Эти знаменитые строки барда Владимира Ланцберга, ставшие настоящим туристским гимном, хорошо знакомы поколениям 1970-х и 1980-х годов. Но и сегодня ещё есть романтики, готовые сменить уют и комфорт родных квартир на странствия, приключения и песни у костра.
Вот что рассказал о своём многолетнем увлечении туризмом и байдарками Константин Лапшин, начальник приёмной по обращению граждан и определению возможностей трудоустройства инвалидов по зрению ЦУ ВОС:
«Началось всё с Бориса Ивановича Шабалина. Это был удивительный человек. Во время Великой Отечественной войны он служил в танковых войсках. Его танк подбили в Донбассе, где он потерял ногу. Но он не сломался. Закончил исторический факультет МГУ. С середины 1960-х годов он преподавал историю в Тимирязевской академии (ныне — Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева). Он создал туристический клуб и вместе с командой единомышленников каждый год на первое мая уходил в байдарочные походы по местам боевой славы.
И вот, когда я в 1985 году попал в академию, я услышал об этом клубе. На следующий год Борис Иванович со своей группой снова собрался в поход. Он спросил у меня, хочу ли я к ним присоединиться. Тогда я возразил: „Как же я отправлюсь на байдарках с моим-то зрением?” А он мне в ответ: „Мы опытного человека посадим, он будет рулить, а ты впереди грести”. С тех пор ежегодно я стал уходить в байдарочные походы сначала под его руководством, потом уже у нас своя команда сложилась.
Ежегодно мы выбираемся в лес. У нас есть своё любимое место. Это по Савёловской дороге недалеко от горнолыжного клуба Л. Тягачёва, где протекает река Волгуша. Традиционно в последние выходные сентября мы там разбиваем наш палаточный лагерь. Раньше проводили соревнования по ориентированию, устраивали состязания на выносливость, так называемая полоса препятствий. Когда собирается только наша компания, мы просто наслаждаемся отдыхом на природе, общаемся, весело проводим время, конечно, поём бардовские и наши авторские песни у костра:
Завтра снова с утра ты уйдёшь
с рюкзаком в неизвестность.
Неба синь-синева и лесов, и полей заповедность.
Ни порог и ни отмель тебе не страшны,
Ты поймешь на рассвете,
Когда птицы слышны,
Здесь, в таёжной глуши,
Для чего жить на свете…
На байдарках мы тоже сплавляемся регулярно. В последний раз путешествовали по реке Дубна в 2022 году. Были мы на Верхней Волге (от Селижарова до Ржева), на реке Тверца и на её притоке Осуге, Нерли Волжской и Нерли Клязьменской, на самой Клязьме, Протве, Угре и многих других реках Подмосковья и за пределами области. Кстати, байдарки бывают разные. Например, спортивная байдарка маленькая, лёгкая, в ней вещи не поместить, у неё другие задачи. Мы ходим на туристических байдарках. Это дву- или трёхместные лодки, выдерживающие до 500 кг. Ведь в байдарку нужно уложить провиант, снаряжение, рюкзаки. Вообще, правильно упаковать и разместить вещи — это целая наука. Каждый из нас обучался этому мастерству на практике, перенимая опыт у бывалых товарищей. Всё хрупкое и боящееся влаги упаковывается в специальные герметичные мешки. Всё остальное — в рюкзаки. Потом вещи крепко привязываются к байдарке, ведь шанс перевернуться есть всегда!
Как-то раз летом мы пошли на байдарках в поход на Белое море. Это северо-восточная часть Карелии, недалеко от поселка Чупа. Мы рассчитывали, что в начале августа будет хорошая погода, порогов никаких там нет, и поход наш должен был пройти без особых приключений. Путешествуя в западной части Белого моря, мы перемещались от острова к острову и заплыли на самый дальний из них. Вот тут погода неожиданно испортилась. Зарядил мелкий непрекращающийся дождь. А в Карелии дожди затяжные, могут идти неделями. Температура снизилась до 12 градусов, и задул резкий, порывистый ветер. А нам надо ехать обратно! У нас билеты!
Когда мы поняли, что ждать уже бесполезно, мы отправились в путь. Тогда стояли белые ночи, так что темнота нам не грозила. А вот ветер был встречный, да волны поднимались до двух метров. Если учесть, что нам приходилось добираться от острова к острову по открытой воде и при этом постоянно грести против ветра, то пришлось туговато. Самое сложное — не подставить борт байдарки под волну, иначе лодка перевернётся, и тогда всё!
Вода заливала байдарки, и нам приходилось постоянно её вычерпывать. Но мы всё-таки выбрались! Шли почти сутки — в 10 утра вышли и добрались лишь на рассвете следующего дня, измученные, но не побеждённые. Было, конечно, страшно. Но в такие моменты как-то не думаешь о последствиях. Есть задача — добраться, и ты её выполняешь. Хотя одна девушка из нашей группы не выдержала и всю дорогу закатывала истерики. Да. Такой отдых не для каждого подходит!
Туризм, байдарки — это часть моей жизни. Для меня важно вновь встретиться с друзьями, которых знаешь уже несколько десятков лет. Важно общение, душевная компания. А потом, природа, свежий воздух, туристическая романтика, общие эмоции и воспоминания! Как в нашей песне:
Снова милые лица друзей предо мной,
Снова слышу их речи.
Как прекрасно, что все же порой
Есть у нас эти встречи…
Издавна наши предки собирали пригодные в пищу растения, коренья, мед, плоды и ягоды, моллюсков и насекомых, а также материалы для изготовления оружия и орудий труда. Таковы были условия жизни. Современному человеку удалось превратить простое собирательство в одно из самых увлекательных хобби — коллекционирование. Сегодня многие собирают предметы, которые радуют взгляд, сохраняют в памяти важные события, дарят положительные эмоции. Это могут быть совершенно необычные вещи — древние монеты, матчевые программки «Зенита», фигурки гномов и книги с автографами авторов. Как становятся коллекционером минералов, рассказал Александр Исаков, редактор издательства «МИПО Репро»:
«Коллекционирование минералов — это такая болезнь, которая, если ты ею заразился, от тебя не отстанет. Она периодически проходит, но внезапно может нахлынуть заново. Однажды моя мама, работавшая в одном из научно-исследовательских институтов, связанных с геологией, принесла мне несколько образцов. Я очень хорошо помню, среди них был жёлтый шарик с характерным запахом серы. Мы как раз в школе проходили полезные ископаемые и минералы. Я принёс свои сокровища в класс, они, к сожалению, там и остались.
Потом были другие интересы, и я как-то к камням остыл. А вот лет пятнадцать назад эта „болезнь” вспыхнула с новой силой. Есть такое издательство „ДеАгостини”. Так вот с 2009 по 2012 год оно выпускало серию „Минералы. Сокровища земли”. Помимо статей о природе и свойствах минералов, драгоценных и полудрагоценных камней, хранящихся в недрах нашей удивительной планеты, каждый журнал сопровождался небольшим образцом и наклейкой с соответствующей надписью. Не всегда эти образцы меня устраивали, хотелось найти более подходящие, эффектные, безупречные. Я повсюду разыскивал тот заветный киоск, где продавался нужный мне номер, охотился за своим сокровищем в дождь и в метель. Идёшь за журналом и чувствуешь себя тем самым геологом, который отправился на поиски камня.
Но вскоре мне захотелось большего. Я узнал, что в Москве регулярно проходит выставка-ярмарка «Самоцветный развал», на которой можно приобрести камни и разные изделия из них. Ведь из камней изготавливают не только украшения, декоративные вещи, ритуальные предметы, приспособления для массажа но и произведения искусства — статуэтки, картины из разноцветных каменных пластин. Так вот на этих выставках собираются представители различных фирм, торгующих минералами и поделочными камнями, геологи и просто коллекционеры-любители.
Сперва я по незнанию покупал всё яркое, красивое и недорогое. Мне удалось собрать коллекцию основных минералов, обработанных с помощью специальной техники — галтовки. Это были гладенькие камешки округлой формы. Но ведь отшлифовать можно только твёрдые минералы и камни, например, малахит, цитрин, кварц. Более хрупкие по структуре образцы уже так не обработаешь. И я заинтересовался камнями на породе. То есть начал коллекционировать кристаллы, сохранившие частичку той породы, из которой они выросли. Хотя и отдельные кристаллы бывают очень красивые. Я их тоже собираю.
Через некоторое время я решил попробовать съездить куда-нибудь и найти минерал самостоятельно. Уже не помню, каким образом я вычислил это место, но я нашёл попутчика, одному путешествовать с таким слабым зрением опасно, и приехал в городок Слюдянка. Место замечательное. Великолепный вокзал, построенный из местного мрамора. Рядом величественный Байкал. Слюдянское месторождение насчитывает около 250 видов минералов. Вот любители и отправляются сюда в геологические походы за камнем.
Под землёй таких камешков ещё много осталось. Но в разрушенные и затопленные шахты запрещают спускаться. Поэтому сейчас ценные образцы ищут в заброшенных карьерах или в так называемых отвалах. Это небольшие отвалы из остатков добываемой породы или обломков руды, в которых остались ещё минералы. Сидишь себе и копаешь грунт под корягами. Потом отмываешь, отбираешь из десятков самый красивый. Одинаковых камней нет. Каждый по-своему хорош. На одном из таких старых отвалов я и откопал жемчужину своей коллекции — апатит необычной формы — прозрачный зеленоватый камень в виде сростка кристаллов. В зависимости от направления света камень меняет свой природный цвет. В одной плоскости он светло-салатовый, а перевернешь его — он уже синевой отливает.
А ещё там есть знаменитый Музей минералов Жигалова и приют, где можно остановиться на ночлег. Во дворе музея устроен настоящий сад камней из крупнейших пород минералов. Лежат там глыбы килограммов по двадцать, но всё очень эффектно расположено. Впечатляющее зрелище. На Байкале мне довелось побывать дважды, в 2011 и 2013 году, и привезти оттуда множество минералов.
Коллекция у меня большая, но практически не структурированная. Я собираю минералы небольших размеров. Кое-что из самых красивых камней представлено за стеклом, а часть убрана в разные коробки. Иногда я даже забываю, что у меня есть. Но когда добираюсь до своих сокровищ — это настоящее счастье. Я могу их перебирать часами.
Минералов очень много. Если нет практики, сложно определить, что есть что. Конечно, я в них немного разбираюсь. За годы коллекционирования и литературу разную читал, да и опыт небольшой есть. А потом я всегда могу проконсультироваться со специалистами. Есть у меня очень хороший знакомый, профессиональный кристаллограф. Живёт он в Екатеринбурге, и я не раз бывал у него в гостях. Он знает всё об условиях образования кристаллов, их строении и физических свойствах. Кроме того, сегодня много сообществ коллекционеров-любителей. В Москве, например, есть фирма «Камневеды». У них собственный магазин, есть музей минералов и клуб, где читают познавательные лекции. Они устраивают чаепития, на которые приглашают всех желающих. А недавно стали организовывать тематические экскурсионные поездки по ближайшим месторождениям.
Коллекционирование камней — это запутанная цепочка удач и везения. Никогда не знаешь, где тебе повезёт найти минерал, с какими людьми ты познакомишься и что откроют для тебя эти знакомства. Я как-то нашёл через интернет жителя Слюдянки, который не только рассказал мне о минералах, но и прислал часть коллекции камней. А однажды в поисках сокровищ я шёл с группой единомышленников и оступился. Провалился под корягу в какую-то яму по самую грудь. Группа ушла далеко. Зрение у меня слабое. Ещё чуть-чуть и я никого не увижу в этой чаще. Стал звать на помощь. Если бы не мой товарищ, полковник-коллекционер, с которым я также случайно познакомился, то не известно, чем бы всё это закончилось. Поэтому я не советую незрячему или слабовидящему путешествовать в одиночку в горы, леса или другие труднодоступные места. Лучше всего бродить по неизведанным маршрутам с товарищем или специалистом, который хорошо знаком с местностью.
Мои дорогие читатели, а сейчас вы узнаете, чем увлекаюсь лично я в свободное от работы время. Речь пойдёт об одной театральной профессии, с которой меня познакомил муж, по совместительству — художественный руководитель кукольного театра «Кумир».
Я люблю театр, с удовольствием хожу на спектакли, перформансы и концерты, но никогда меня не тянуло на сцену. И вот однажды обстоятельства сложились так, что я попробовала себя в роли кукловода.
Театр «Кумир» — это передвижной кукольный интерактивный театр. Артисты приезжают в детские сады, клубы, на уличные сцены и другие площадки, монтируют ширму, расставляют реквизит, и начинается действо. Актёры работают и первым планом, то есть перед ширмой, и управляют куклами. Спектакли все динамичные, с песнями, русскими народными инструментами, занимательными играми.
И вот однажды мужа посетила шальная мысль — а не попробовать ли нам переделать один из спектаклей, чтобы второй актёр работал только с куклами. Подразумевалось, что этим кукловодом буду я. До сих пор не понимаю, как я на это согласилась?! Но я выучила текст, и мы начали репетировать «Приключение кота Леопольда» — первый спектакль с моим участием.
Дело в том, что мы работаем с тростевыми куклами. Это разновидность театральных кукол, которые по размеру гораздо больше перчаточных, приблизительно 40 — 60 см. Куклы изготавливаются вручную на специальной фабрике, стоят сумасшедших денег, но от них невозможно оторваться! Если честно, у меня таких красивых игрушек даже в детстве не было. Эти куклы актёр поднимает над ширмой с помощью деревянной трости, то есть вставленного стержня, который называется «гапит». Иногда к рукам кукол прикрепляются тонкие металлические тростиночки-палочки, которыми также двигает кукловод. У некоторых кукол могут сгибаться руки, открываться рот или даже наклоняться голова.
Работа с куклами увлекательна, но требует определенных усилий. Представьте себе, кукловод должен поднять куклу над ширмой высотой около 180 см, а куколки на самом деле не такие уж и лёгкие, особенно когда приходится держать две сразу. Кроме того, куклами нужно двигать и перемещать над ширмой. В моём случае нам пришлось рассчитывать шаги и пространство, на котором я могла бы работать. Если по сюжету кукла должна быстро двигаться вдоль всей ширмы, я озвучиваю её, а с персонажем бегает муж.
Кстати, об озвучивании. Декламировать нужно громко, подняв вверх голову, чтобы голос «перепрыгивал» через ширму и персонажа было слышно даже на фоне музыки и шума маленьких зрителей.
Незрячему актёру быстро двигаться за ширмой опасно, так как кругом расположен театральный реквизит, да и споткнуться можно. Великий ужас для кукольника — завалить ширму. На практике такое бывало, так что это не фигура речи.
Иногда нужно говорить за двух персонажей, то есть надо изменять голос. Как правило, часть таких диалогов записывают заранее и на спектакле включают фонограмму, но зачастую приходится декламировать вживую. Это невероятно сложно, и не всегда получается даже у опытных актёров. Куклу нужно держать лицом к зрителю. Для этого мы прикрепили на трости специальные маркеры. Ведь в процессе спектакля нужно делать всё быстро, и времени на то, чтобы руками определить, как правильно взять куклу, просто нет. И, конечно же, нужно знать текст от начала и до конца, ориентироваться в нём, уметь импровизировать, не бояться менять части текста местами, если партнёр по-своему его переиначил.
Наши маленькие зрители никогда не дают нам скучать. Среди детей обязательно найдется малыш, который выскажется по существу. После таких детских истин за ширмой работать становится сложнее. Ты стоишь, руководишь куклой, как ни в чём не бывало продолжаешь говорить, а сама губы кусаешь, чтобы не захохотать в голос. Слёзы по щекам текут из-за сдерживаемого смеха, а руки-то заняты! Кое-как стараешься рукавом протереть глаза и продолжаешь спектакль дальше.
Я люблю своих персонажей и даже замечаю, что начинаю порой мыслить, как они. Вероятно, это чувствуют дети. Однажды мы играли «Леопольда» и после спектакля спросили одного из зрителей, кто из персонажей больше всего понравился. Ребёнок ответил: «Мышки. Потому что они милые». Конечно, приятно это слышать. Ведь моя задача — донести до детей именно то, что мыши не злодеи, а просто такие же маленькие шалуны, как они сами.
Конечно же, спектакли не обходятся без курьёзов, ведь актёры — это живые люди, со своими мыслями и эмоциями. Бывает, что забудешь кусок текста и на ходу приходится говорить всё что угодно, главное, чтобы по теме. Бывают и оговорки. Они дружно падают в нашу театральную копилку.
В конце каждого сезона в театре играют «зелёный спектакль». Это давняя театральная традиция. Во время спектакля, незаметно для зрителя, актёры подшучивают друг над другом, устраивая шутливые ловушки. Нужно обладать эрудицией, чувством юмора и безграничным человеколюбием, чтобы адекватно на них реагировать. Игровые подставы могут быть совершенно неожиданными, так что быстро учишься парировать их.
Закулисье в моей жизни присутствует постоянно. Мы что-то репетируем, что-то обсуждаем, ремонтируем кукол, придумываем сюжеты для новых спектаклей. Поэтому я не верю в сказку, я в ней живу! Кукольный театр — это невероятное явление в искусстве. К нему просто нельзя относиться равнодушно. Стоит один раз взять в руки куклу, и начинаешь интересоваться кукольным миром по-настоящему.