Перейти к основному содержанию

У истоков отечественного книгопечатания по Брайлю 

К 100-ЛЕТИЮ ВОС
У ИСТОКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КНИГОПЕЧАТАНИЯ ПО БРАЙЛЮ

Анна Александровна Адлер, основоположница издания книг для слепых в России, выступая на II съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в 1895 году, говорила: «Книга есть то связующее звено, которое соединяет слепого со зрячим. Научить читать слепых и составить хорошую библиотеку для их употребления есть первые задачи, к осуществлению которых надо стремиться». И её слова не разошлись с делом: сорок четыре года своей жизни она посвятила благороднейшему делу — образованию и просвещению незрячих людей.
Анна Адлер родилась в Москве в 1856 году, детство и юность провела в Казани. Её отец, полковник корпуса военных топографов, получил туда назначение, и семья последовала за ним. Серьёзная и вдумчивая, она отлично училась в гимназии и окончила её в 1874 году с серебряной медалью. Ещё в стенах гимназии зародилась её тяга к педагогической и просветительной работе, ставшей впоследствии её любимой профессией и смыслом всей её жизни.
В 1874 году Анна окончила педагогические курсы и получила звание домашней учительницы, но ей хотелось большего. Сразу по окончании курсов она с головой ушла в общественную деятельность: участвовала в благотворительных организациях в годы Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов, помогала голодающим в Самарской и Уфимской губерниях, открыла народную библиотеку-читальню в Стерлитамакском уезде.
1880-е годы стали началом её почти 45-летней деятельности на поприще просвещения слепых. Анна Адлер была глубоко увлечена новой идеей — неотложной необходимостью изменения отношения государства и общества к инвалидам. Открытие и содержание богоугодных заведений для инвалидов за счёт пожертвований благотворителей обеспечивало лишь их физическое выживание. За редким исключением они были лишены возможности самостоятельно зарабатывать на жизнь и были обречены на жалкое существование.
О том, как живётся инвалидам, Анна знала на собственном опыте. В семь лет она заболела и на всю жизнь осталась хромой.  Сложнее всего было со слепыми. Здесь требовался принципиально иной и очень непростой подход.
После Русско-турецкой войны жизнь поставила со всей остротой вопрос о необходимости всесторонней социальной помощи такой обездоленной части общества, как слепые. Было учреждено «Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых». Заботы о положении слепых, как и других инвалидов, взвалили на свои плечи энтузиасты-благотворители. Таким энтузиастом стала и Анна Адлер.
Человек широко образованный, владеющий несколькими иностранными языками, Анна Александровна нашла сферу применения своих педагогических знаний в открытом в 1882 году Московском учебно-воспитательном заведении для слепых детей. Она становится членом Распорядительного комитета школы и одной из её попечительниц. Под руководством основоположника русской тифлопедагогики А.И. Скребицкого Анна Александровна овладела системой Брайля и ввела изучение рельефно-точечной письменности в программу обучения Московской школы для слепых детей.
Детей в школе помимо грамоты обучали плетению корзин, вязанию чулок, шитью одеял. И занимались они этим с удовольствием, тем более, что плоды их трудов неплохо раскупались. 
С обучением грамоте было сложнее. В стране отсутствовали учебники и учебные пособия для слепых. За их создание и взялась Анна Александровна. Всю свою энергию она сосредоточила на разработке методики преподавания. При её непосредственном участии в школе разрабатывались методы преподавания незрячим русского языка, литературы, арифметики, истории, географии, естествознания, было положено начало созданию фонда учебных и рельефно-наглядных пособий, выписанных из-за границы. Она собственноручно написала рельефно-точечным шрифтом пособие по нотной записи, и воспитанники Московской школы стали осваивать игру на музыкальных инструментах не на слух, а по выпуклым нотам.
В 1884 году Анна Александровна отправилась за границу, чтобы обстоятельно изучить опыт работы учебных заведений для слепых детей в западных странах. Более всего её интересовали способы печатания брайлевских книг и изготовления рельефных рисунков. Она побывала в Венском Королевском, Прусском Центральном и Дрезденском институтах для слепых детей и позаимствовала много полезного из бесценного опыта работы учебных заведений Австрии и Германии.
Понимая, что без книг, доступных для незрячих, об их образовании не может быть и речи, Анна Александровна, не дожидаясь что кто-нибудь когда-нибудь займётся решением этой проблемы, решила самостоятельно заняться печатанием брайлевских книг. Она не стала обращаться в разные благотворительные организации, а в 1884 году на собственные деньги выписала из Германии типографский станок-пресс, шрифт, наборные ящики, кассы и другие принадлежности, чтобы приступить к печатанию книг по системе Брайля.
Проблем оказалось гораздо больше, чем предполагалось. Только в 1885 году после хождений по кабинетам чиновников в течение целого года Анна Александровна наконец получила от властей разрешение на право перепечатки книг по системе Брайля в точном соответствии с оригиналом без прохождения в цензурном комитете, а также право печатать книги в своей типографии.
Всё необходимое для печатания книг оборудование Анна Александровна привезла в подмосковное имение своих родителей и приступила к подготовке издания первой в России книги, напечатанной шрифтом Брайля на русском языке. Она собственноручно набирала текст, корректировала его и работала на печатном прессе. В наборе книги ей помогали её подруга Э.И. Герман, родственницы сёстры Мышецкие и мама — Надежда Михайловна Адлер.
Печать книг трудно давалась Анне Александровне. Всё чаще обострялось заболевание суставов, мучавшее её ещё с детских лет. Однако это не останавливало её. Вот что она пишет в одном из писем: «…Я работаю каждый день с одной помощницей, которая уже очень хорошо освоилась с делом, через день приходят ещё две, которые помогают набирать или разбирать, смотря по надобности. Работаю с 10 до 4-х, а потом ещё я одна весь вечер. Мама тоже помогает корректировать. При такой усиленной помощи удаётся отпечатать в день одну страницу в 120 экземплярах и набрать часть другой страницы, не более».
Была ещё одна проблема — одновременно и материального, и этического плана. Сколько эти книги должны стоить? Анна Александровна хотела бы раздавать их бесплатно. Но такой возможности у неё нет. Бумага и прочее требуют денег. Она пишет: «Относительно цены книг я положительно становлюсь в тупик… Относительно же оценки труда не может быть и речи, т.к. я хочу, чтобы книги были не особенно дорогие, да и, кроме того, издание может выйти небезукоризненным; да можно и в истории упомянуть, что эти книги дешевле потому, что даровой труд…» В конце концов она решает устанавливать для разных покупателей разные цены. Для своей школы, конечно, дешевле всего.
В конце 1885 года работа над книгой «Сборник статей для детского чтения, изданный и посвящённый слепым детям Анною Адлер», была завершена. В сборник вошли 5 стихотворений Некрасова, 15 небольших рассказов для чтения, рассказ «Царь-работник» Корниловича, «Механик-самоучка» о Кулибине, «Александр II — царь Освободитель», биография Луи Брайля из книги Г. Куля, переведённая А.А. Адлер с немецкого языка. В этом издании она удачно соединила элементы букваря, хрестоматии и книги для чтения. Чтобы напечатать книгу объёмом 67 страниц тиражом в 100 экземпляров, Анне Александровне потребовалось пять месяцев.
Так Анна Александровна Адлер стала первой в России, кто напечатал книгу для слепых детей рельефно-точечным шрифтом Луи Брайля. По своему качеству издание не уступало лучшим иностранным образцам. С тех пор 1885 год принято считать годом рождения брайлевской печати в России. Труд Анны Адлер получил высокую оценку со стороны тех, кому была дорога судьба образования слепых в России. Сообщения о выходе книги Анны Адлер появились в различных газетах и журналах и даже за границей.
В 1887 году вышла вторая брайлевская книга на русском языке — «Сборник статей для слепых детей среднего возраста». Составила и напечатала её тоже Анна Адлер. Конкурентов у неё за два года, к сожалению, не появилось. В книгу вошли очерки о Ломоносове и крестьянском самородке Семёне Власове, который стал учёным и изобретателем, и рассказ о замечательном французском слепом настройщике клавишных инструментов и фортепьянном мастере К. Монтале. Юный читатель не только осваивал брайлевский шрифт, но заодно и узнавал, что при желании он может стать высококвалифицированным и хорошо оплачиваемым специалистом. Как талантливый педагог Анна Александровна прекрасно понимала, насколько важную роль может играть формирование у ребёнка позитивной мотивации в его взрослой жизни.
В 1888 году в московском Музее прикладных знаний (ныне Политехнический музей) при учебном отделе была организована специальная комиссия по образованию слепых, её председателем стала Анна Александровна. Она сумела объединить в комиссии людей, заинтересованных в создании коллекций пособий для обучения слепых. Для пополнения этих коллекций Анна Александровна использовала личные контакты с ведущими зарубежными тифлологами. В Музей поступали рельефные книги и карты, приборы для письма, модели геометрических тел и животных, а также другие учебные пособия и изделия, выполненные незрячими учащимися: плетёные корзины и кресла, вязание и др. В коллекции вошли экспонаты, полученные из школ для слепых России. Анна Александровна передала в собрание музея научную и методическую литературу из своей личной библиотеки.
В 1892 году состоялся первый выпуск учащихся Московской школы для слепых детей, они вступали в самостоятельную жизнь. У брайлевской книги появились взрослые читатели. Для удовлетворения их потребностей в чтении требовались не только книги, но и библиотека. И Анна Александровна взяла на себя инициативу по созданию специальной библиотеки для слепых в Москве. Библиотека обустраивается в Румянцевском музее, в историческом Доме Пашкова.
С началом Первой мировой войны в 1914 году Анна Александровна практически полностью прекращает заниматься тифлопедагогикой и книгоиздательством и вступает в Никольскую общину сестёр милосердия Российского Красного Креста. Всё своё время и все силы она отдает помощи раненым. 
Революционные потрясения, Первая мировая, а затем Гражданская война нанесли удар по ещё не окрепшему книгоиздательскому, библиотечному и музейному делу слепых. Разлаженная система школьного обучения, ликвидация зачаточных форм льготного, социального обслуживания инвалидов по зрению, наконец, упразднение всех попечительских обществ лишили незрячих всего ценного и полезного, что было достигнуто к тому времени.
Всё предстояло налаживать заново. Анна Александровна готова и к этому. В 1923 году она активно участвовала в работе по созданию Всероссийского общества слепых и в разработке первого Устава ВОС и в подготовке к изданию журнала «Жизнь слепых».
22 июля 1924 года Анна Александровна Адлер скончалась после тяжёлой болезни, не дожив всего несколько месяцев до открытия
 I съезда Всероссийского общества слепых.
Взгляды Анны Александровны Адлер на педагогику остаются актуальными и по сей день. Она писала: «Судьба воспитанника в будущем зависит от того: 1) что он знает, 2) что он любит, 3) что он может. Поэтому цель воспитания можно определить следующими словами: воспитывать так, чтобы в зрелом возрасте он нашёл себя:
 1) могущим делать доброе, 2) любящим делать добро и 3) имеющим силу совершать доброе. С такими задатками воспитанник найдёт себя способным к выполнению главного назначения человека на земле».

Дата публикации: 
четверг, января 23, 2025
Автор публикации: 
Редакция
Категория публикации: 
история