КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ
КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ («Школьный Вестник» №4 за 2025 год)
27 февраля 2025 года в Москве в Культурно-спортивном реабилитационном комплексе ВОС впервые прошла общероссийская онлайн-конференция по профессиональной ориентации старшеклассников школ для слепых и слабовидящих детей. Её организаторами выступили Культурно-спортивный реабилитационный комплекс ВОС и Ассоциация руководителей образовательных организаций для обучения детей с нарушениями зрения. Мероприятие было проведено с целью помочь молодым людям с инвалидностью по зрению выбрать профессию и учебное заведение для получения высшего и среднего специального образования. Онлайн-формат встречи позволил принять в ней участие старшеклассникам 47 школ из многих регионов России.
Какую профессию выбрать, чтобы не потерять время и не разочароваться, как реализовать свои возможности и не бояться современных непростых взаимоотношений между людьми и техникой, рассказали на встрече представители семи учебных заведений, имеющих опыт обучения слепых и слабовидящих студентов.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) представила Косяченко Марина Юрьевна, менеджер Дирекции сопровождения отдельных категорий студентов.
Она рассказала, что вуз стабильно и регулярно занимает первые места в рейтингах по трудоустройству своих выпускников. Вышку, так часто называют это учебное заведение, уже окончили и учатся там сейчас много тотально незрячих.
Все абитуриенты с инвалидностью поступают в вуз по особой квоте. Это 10% от общего числа поступающих на образовательную программу. Подавать заявление можно на 5 разных направлений и на всё количество программ, которые есть в этих направлениях.
Высшая школа экономики — это кампусы в четырёх городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми.
Для подачи заявления на поступление по квоте кроме стандартного пакета документов требуются справка МСЭ и заключение ПМПК.
Можно подать документы через портал «Госуслуги», но лучше это сделать через личный кабинет абитуриента на сайте приёмной комиссии НИУ ВШЭ.
Одновременно с документами надо подать заявление, в котором вы указываете, что вам требуются специальные условия. Высшая школа экономики предоставляет специальные условия и во время поступления, и во время обучения. Что это такое? Это предоставление по вашему выбору всех материалов на вступительных экзаменах адаптированными для чтения скринридерами и шрифтом Брайля. Если вам нужно ассистивное оборудование, например, дисплей Брайля, то по запросу и по возможности вуз может его предоставить.
Все вступительные экзамены в Вышке проходят дистанционно с использованием технологии прокторинга. Прокторы контролируют, чтобы экзаменуемые проходили испытания честно: выполняли задания самостоятельно и не пользовались дополнительными материалами. Следить за онлайн-экзаменом в реальном времени по веб-камере могут как специалист (очный прокторинг), так и программа, контролирующая рабочий стол испытуемого, количество лиц в кадре, посторонние звуки или голоса. Часто используется вид смешанного прокторинга: видеозапись экзамена с замечаниями программы дополнительно просматривает человек и решает, действительно ли нарушения имели место.
Во время обучения Вышка также предоставляет студентам специальные условия: дополнительное время на экзаменах и ассистивное оборудование.
В Вышке есть 5 онлайн-программ: «Компьютерные науки и анализ данных», «Экономический анализ», «Глобальные цифровые коммуникации» в московском кампусе, а также «Дизайн» и «Программные системы и автоматизация процессов разработки» в Перми.
У Вышки есть общежитие. Студенты с инвалидностью освобождены от оплаты за проживание в общежитии, но если студент проживает с сопровождающим, это тоже возможно, то сопровождающий оплачивает своё место в общежитии (6000 рублей в месяц).
С подробной информацией о НИУ ВШЭ можно ознакомиться на сайте https://www.hse.ru/?ysclid=m8x21hoxao525123979
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ) представила Еремеева Ольга Дмитриевна, тьютор реабилитационно-образовательного центра «Инклюзия» РГПУ. Центр оказывает сопровождение студентам с инвалидностью, в том числе с нарушением зрения в образовательном процессе и во всём пространстве университетской жизни.
В настоящий момент в университете обучается 60 студентов с нарушением зрения, 20 из них тотально незрячие. Студенты с нарушением зрения учились практически на всех факультетах, большинство выбирали Институт дефектологического образования и реабилитации, Институт истории и социальных наук и другие популярные направления — психологию, иностранные языки, филологию, музыкальное образование.
Сдавать вступительные экзамены в РГПУ можно дистанционно. Сотрудники приёмной комиссии помогают сделать это максимально удобно с соблюдением специальных условий согласно правилам приёма. Тех, кто приезжает на экзамены в Санкт-Петербург, сопровождает ассистент тьютор.
Специалисты по ориентировке помогают первокурсникам и всем, кто нуждается в помощи, освоить маршруты передвижения по зданиям университета, маршрут от общежития до места учёбы, познакомиться с метро.
Общежитие университета находится на территории главного кампуса, в котором расположено большинство факультетов (кроме филологического, Института дефектологического образования и реабилитации, Института музыки, театра и хореографии и некоторых других).
В реабилитационно-образовательном центре «Инклюзия» можно распечатать на брайлевском принтере все материалы, необходимые для студентов.
Сотрудники центра информируют студентов о различных мерах социальной поддержки, помогают решить вопросы, возникающие как в процессе обучения, так и в быту, и ежедневно находятся на связи со своими подопечными.
В университете осуществляются различные социально-реабилитационные проекты. В рамках проекта «Инклюзивный спорт» университет сотрудничает с футбольным клубом «Зенит». Участники проекта посещают домашние матчи клуба, открытые тренировки футболистов. Проект «Инклюзивный театр» позволяет студентам бесплатно посещать петербургские театры. В проекте «Петербурговедение» студенты и иногородние, и петербуржцы знакомятся с историей и культурой нашего города, посещая музеи и экскурсии.
Проект «Щебетальня» предложили и придумали ему название сами студенты — «давайте соберёмся и пощебечим». Собираются студенты разных факультетов и с различными видами инвалидности, и без неё, волонтёры, сотрудники университета, приглашённые гости. Общаются за чашкой чая, знакомятся, заводят новых друзей.
Анастасия Геннадьевна Желонкина, ассистент кафедры тифлопедагогики и ответственный секретарь приёмной комиссии Института дефектологического образования и реабилитации, рассказала о направлении «Тифлопедагогика образования детей с нарушениями зрения».
Приём в этом году ведётся по очной форме (18 бюджетных мест) и по заочной форме (16 бюджетных мест). Приём документов с 20 июня до 15 июля. Вступительные экзамены: русский язык, биология и экзамен по выбору — либо обществознание, либо математика.
В учебную программу направления входят общеобразовательные дисциплины и специальные модули и дисциплины. Например, в рамках модуля «Технологии и методика коррекционно-компенсаторного сопровождения» изучается пространственная и социально-бытовая ориентировкиа слепых и слабовидящих, обучение рельефно-точечному шрифту по системе Брайля.
Один из важнейших модулей учебной программы этого направления — это модуль «Предметные методики и технологии образования детей с нарушением зрения». В этом модуле студенты изучают такие дисциплины, как методики обучения русскому языку, математике, естествознанию, истории и так далее.
А.Г. Желонкина рассказала, где работают их выпускники. Это в первую очередь школы для слепых и слабовидящих — учителя начальных классов, учителя-предметники, учителя-дефектологи, в том числе учителя-дефектологи по коррекционному курсу «Пространственная ориентировка». Также можно работать в реабилитационных и абилитационных центрах, в службах ранней помощи, в библиотеках для слепых и слабовидящих, в дошкольных образовательных организациях комбинированного и компенсирующего вида, в районных центрах семьи по сопровождению семей с детьми с нарушением зрения.
С подробной информацией о РГПУ можно ознакомиться на сайтах
https://web.archive.org/web/20210126081552/https://www.herzen.spb.ru/sveden/common/
https://www.herzen.spb.ru/?ysclid=m8x29zom6w652175622
Московский Государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) представил Владимир Вячеславович Соколов, доцент кафедры прикладной математики факультета информационных технологий, заведующий лабораторией технических и программных средств обучения слепых и слабовидящих студентов факультета информационных технологий.
На факультете информационных технологий созданы максимально удобные условия для обучения инвалидов по зрению. Есть специальное подразделение — лаборатория технических и программных средств обучения слепых и слабовидящих студентов. На базе этой лаборатории рельефно-точечным шрифтом Брайля печатаются материалы, которые трудно воспринять другими способами, а именно материалы по математике и физике. То, что содержит формулы, на компьютере осваивать достаточно затруднительно.
Студенты факультета полностью обеспечены материалами по математике шрифтом Брайля и могут выбирать из нескольких учебников по одной и той же теме. Студенты получают учебники в личное пользование и не должны их возвращать по окончании университета.
Студенты обеспечиваются брайлевскими дисплеями с программами NVDA и JOS. Дисплеи стоят в учебной лаборатории, и при необходимости каждый может ими воспользоваться.
В здании, в котором располагается факультет, создана доступная среда: рельефные дорожки в коридорах и на лестницах, брайлевские информационные таблички.
Общежития в МГППУ нет.
Выпускники факультета работают в самых разных местах: Сбербанке, ВТБ Банке и других банках, компании «Яндекс», в IT-компаниях, фрилансерами.
С подробной информацией о факультете информационных технологий МГППУ можно ознакомиться на сайте https://it.mgppu.ru/?ysclid=m8xa6kprhx610613651
Новосибирский государственный университет (НГУ) представила Жанна Яковлевна Ермола, начальник социального управления НГУ.
В шести учебных корпусах, компактно расположенных на территории кампуса, обучаются 8 700 студентов. НГУ является участником федеральных программ «Приоритет-2023», «Передовые инженерные школы». НГУ вошёл в топ-10 лучших вузов России, заняв 7-е место. В рейтинге Forbes НГУ занял 12-е место.
Образовательную структуру университета составляют 6 факультетов и 4 института. Студенты получают образование по 27 направлениям подготовки бакалавриата и специалитета и по 22 направлениям подготовки магистратуры.
В 2025 году для приёма на первый курс выделено 1 376 бюджетных мест. Абитуриенты с инвалидностью, поступающие по квоте, зачисляются на эти бюджетные места.
В НГУ два направления — естественно-научное и гуманитарное. Отдельно выделенный факультет информационных технологий готовит специалистов по программам: программная инженерия и компьютерные науки, системотехника. Экономический факультет готовит специалистов экономического профиля в бакалавриате по направлениям экономика, менеджмент, бизнес-информатика, социология и юриспруденция.
Недавно открытое направление «Мехатроника и робототехника и искусственный интеллект» готовит специалистов по программам бакалавриата. Факультет медицины и психологии готовит психологов на базе бакалавриата.
Гуманитарное направление представлено такими специальностями, как филология, лингвистика (бывший факультет иностранных языков), фундаментальная и прикладная лингвистика, востоковедение и африканистика, история, журналистика, философия и право.
На сегодняшний день в НГУ обучается 95 студентов с инвалидностью, из них с нарушением зрения всего семь. Тем не менее история инклюзивного образования в НГУ началась в 2000 году именно с незрячих студентов, когда несколько девочек из Абаканской школы-интерната поступили в университет. Благодаря им преподаватели учились работать в инклюзивных группах, а руководство университета создавать условия для обучения и проживания студентов с инвалидностью. Разные факультеты НГУ закончили 25 человек с нарушением зрения.
В последнее время не только гуманитарные направления привлекают студентов с нарушением зрения, их стали интересовать естественнонаучные и IT-направления. Выпускник механико-математического факультета слабовидящий инвалид второй группы по зрению Евгений Бериндеев, кандидат физико-математических наук, работает в Институте ядерной физики в проекте по развитию бор-нейтронно-захватной терапии для лечения рака. Заканчивает аспирантуру механико-математического факультета незрячая Марина Акентьева.
Процесс обучения студентов с нарушением зрения обеспечен в НГУ техническими средствами, которые размещены в специально оборудованном ресурсном центре для студентов с нарушением зрения. Это брайлевские принтеры, смартфоны, видеоувеличители. Для студентов с нарушением зрения в университете создана доступная среда: в главном учебном корпусе выделена входная группа, отмечены дверные проёмы, стеклянные двери, лестничные марши обозначены контрастной маркировкой. В здании размещены пиктограммы и тактильные таблички с использованием шрифта Брайля. Точно так же оформлена студенческая столовая.
На территории студенческого городка есть 11 общежитий, в 7 из них имеются условия проживания студентов с инвалидностью. Университет предоставляет общежитие всем иногородним студентам. Студенты с инвалидностью размещаются в комнатах по одному или по два человека и могут проживать вместе со своим сопровождающим.
НГУ поддерживает своих студентов с инвалидностью материально: это государственная социальная стипендия, материальная помощь в связи с наличием инвалидности, материальная помощь в связи с заболеванием, требующим дорогостоящего лечения или обследования, материальная помощь в связи с тратами на санаторно-курортное лечение, бесплатная путёвка в санаторий-профилакторий НГУ один раз в учебный год.
Как и во всех вузах РФ, в НГУ выделяется 10% от числа бюджетных мест по каждому направлению подготовки бакалавриата и специалитета абитуриентов, поступающих по особой квоте. По личному заявлению можно сдавать вступительные испытания либо предоставить результаты ЕГЭ.
На сайте НГУ в разделе «Инклюзивное образование» есть кнопка горячей линии, где можно задать вопрос в письменном виде https://www.nsu.ru/n/.
Кисловодский медицинский колледж Министерства здравоохранения Российской Федерации представила Ольга Александровна Карлина, заместитель директора колледжа.
Одной из наиболее адаптированных специальностей для незрячих является медицинский массаж, что подтверждается мировым и отечественным опытом. Кисловодский колледж готовит незрячих массажистов уже 67 лет. Образовательный процесс и педагогический коллектив колледжа изначально были подготовлены для обучения массажу незрячих и слабовидящих.
У колледжа современная материальная база и профессиональный педагогический состав. Преподаватели не просто обладают хорошими знаниями в области практической медицины, но, что для нашего учреждения немаловажно, умеют грамотно обучить различным видам массажа инвалидов по зрению. Это особая образовательная методика, которым не могут похвастаться ни одни курсы массажа в стране.
Поступить в колледж можно только на базе аттестата о полном среднем образовании, то есть после окончания 11 класса школы. На эту специальность нет вступительных испытаний, есть только конкурс аттестатов.
Срок обучения по специальности медицинский массаж два года и шесть месяцев.
В этом году у нас 55 бюджетных мест.
Колледж предоставляет общежитие только инвалидам по зрению. В настоящее время оно находится на капитальном ремонте, который планируется закончить в 2026 году.
В колледже учатся и зрячие студенты, и они вместе с незрячими поют, танцуют, занимаются инклюзивным волонтёрством, участвуют в спортивных соревнованиях.
С подробной информацией о колледже можно ознакомиться на сайте https://medcol.ru/abitur/specialties/.
«Курский музыкальный колледж-интернат слепых» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации представил его директор Коротких Михаил Николаевич.
В колледже студенты обучаются по трём классическим музыкальным специальностям:
— инструментальное исполнительство по видам инструментов;
— вокальное искусство;
— хоровое дирижирование.
В колледже обучаются только незрячие. В настоящее время 90 процентов студентов являются тотально слепыми, поэтому вся образовательная деятельность направлена на то, чтобы студент за время учёбы смог овладеть всеми необходимыми практическими компетенциями, которые будут ему необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности.
Колледж давно является ассоциированной школой ЮНЕСКО, что говорит о высоком качестве образования, которое получают выпускники учебного заведения.
У колледжа есть благоустроенное общежитие, которое соединено с учебным корпусом переходом, и по сути оба здания составляют единое целое. Общежитие для студентов предоставляется бесплатно.
Так же бесплатно колледж обеспечивает учащихся музыкальными инструментами по их специальности.
В медицинском блоке работают врачи терапевт и офтальмолог, есть стоматологический и физиотерапевтический кабинеты.
Несмотря на то, что база обучения в колледже академическая, сейчас развивается такое направление, как компьютерная аранжировка. Есть профессиональная студия эстрадного пения, в которой студенты могут заниматься во внеурочное время. Созданы условия для занятий эстрадной и рок-музыкой. Все эти дополнительные профессиональные навыки существенно расширяют возможности трудоустройства выпускников.
2025 год для колледжа юбилейный — 18 февраля ему исполнилось 80 лет. Юбилейные мероприятия приурочены к Международному дню слепых и будут проводиться в ноябре. Одно из таких мероприятий — Международный детско-юношеский фестиваль-конкурс незрячих музыкантов-исполнителей. Он проходит два тура. Первый заочный тур начнётся в середине сентября этого года. Второй очный тур фестиваля-конкурса пройдёт в «Курском музыкальном колледже-интернате слепых». Проезд, проживание и питание в конкурсные дни осуществляются за счёт средств, выделенных из федерального бюджета.
Для поступления в колледж надо пройти вступительное испытание.
Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: фортепиано, инструменты народного оркестра, оркестровые духовые и ударные инструменты). Исполнение сольной программы.
Вокальное искусство. Исполнение вокальных произведений. Сольфеджио (устно).
Хоровое дирижирование. Исполнение вокальных произведений; показ основных схем дирижирования; игра на фортепиано. Сольфеджио (устно).
Вступительные испытания для абитуриентов в 2025 году начинаются 21 августа. Информация о формах проведения вступительных испытаний размещена на сайте колледжа http://tiflos.ru/content/uvazhaemye-abiturienty.
Контактный телефон приёмной комиссии:
8-930-760-71-83.
Российская государственная специализированная академия искусств (РГСАИ) была представлена Новиковой Натальей Германовной, ответственным секретарём приёмной комиссии.
В РГСАИ в этом году учится почти 300 студентов, из них 86 с инвалидностью — 35 человек с нарушениями зрения.
Преподавателями Академии являются ведущие деятели культуры и искусства, народные, заслуженные артисты Российской Федерации, академики, заслуженные деятели искусств Российской Федерации, лауреаты международных конкурсов.
В Академии три факультета: музыкальный, театральный и изобразительных искусств.
На музыкальном факультете студенты учатся по программам специалитета и подготовительного отделения — по направлениям подготовки искусства концертного исполнительства, музыкальной звукорежиссуры и музыкально-театрального искусства. Магистратура на факультете платная.
По программам ассистентуры-стажировки студенты учатся по направлению искусство музыкально-инструментального исполнительства, искусство вокального исполнительства и искусство дирижирования.
В Академии есть площадки для стажировки и практики студентов. Это инклюзивный оперный театр, инклюзивный камерный оркестр, инклюзивный оркестр народных инструментов, студия звукозаписи. Инвалиды могут проходить стажировки по следующим должностям: иллюстратор камерного оркестра, иллюстратор оперного театра, иллюстратор оркестра народных инструментов, концертмейстер, ассистент-звукорежиссёр.
На театральном факультете студенты учатся по программам специалитета по направлению актёрское искусство, раз в три года есть набор по направлению артист эстрады. Также есть программы ассистентуры-стажировки по направлениям актёрское мастерство, сценическая речь, сценическая пластика и танец.
На факультете изобразительных искусств есть программы специалитета по направлениям «Живопись и графика», бакалавриат по направлению «Дизайн», по программам ассистентуры-стажировки «Искусство живописи».
Для студентов с нарушениями зрения в 2025 году выделены следующие особые квоты: актёрское искусство — 4 места; подготовка искусства концертного исполнительства — 8 мест; музыкальная и звукорежиссура — 4 места; музыкальное и театральное искусство — 7 мест.
Документы принимаются с 20 июня до 15 июля. Испытания проводятся с 16 по 25 июля.
Документы можно подать в приёмную комиссию РГСАИ лично, послать по электронной почте на адрес приёмной комиссии, а также воспользоваться порталом «Госуслуги».
Своего общежития у Академии нет, но для студентов с инвалидностью арендуются бесплатные места в общежитии вуза-партнёра.
С информацией о Российской государственной специализированной академии искусств можно ознакомиться на сайте https://rgsai.ru/?ysclid=m8xmkaa6dz40428877.
В заключение конференции к школьникам обратилась Наталья Сергеевна Комова, старший преподаватель кафедры дошкольной дефектологии Московского педагогического государственного университета:
— Уважаемые участники конференции, уважаемые школьники, ради которых мы сегодня и собрались, я хотела бы обратить ваше внимание на нормативно-правовое обеспечение, которое гарантировано государством для организации условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. В 2012 году был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует права на обучение лицам с ограниченной возможностью здоровья, как в дошкольных, школьных, так и специальных профессиональных и высших образовательных учреждениях.
Есть такой замечательный сайт www.vgosvo.ru, где собраны все нормативные методические материалы, которые касаются организации обеспечения образования. Федеральный закон нас интересует в нескольких аспектах.
Первый аспект. Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. В ней говорится, что все образовательные организации Российской Федерации создают необходимые условия для бесдискриминационного качественного образования. Мы много слышим о доступной среде, о том, что в вузах у нас есть различные досуговые мероприятия. Это замечательно, но самая главная цель поступления в вуз — это всё-таки получение качественного образования, а если мы говорим про систему высшего образования, то профессионального образования.
После окончания вуза вы будете специалистами. И от того, насколько правильно будет организовано ваше обучение, зависит ваше будущее трудоустройство.
Поэтому примите мой совет: выбирайте те вузы, в которых вам расскажут действительно о тех профессиональных аспектах вашего образования, о трудоустройстве, об организации практики, о взаимодействии с работодателями, постарайтесь пообщаться с выпускниками выбранного вами учебного заведения, которые вам расскажут о своих достижениях и о тех возможностях, которые дал им вуз.
Следующая статья, которая нас интересует, это статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами). Пункт 1. Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребёнка-инвалида).
Другими словами, содержание образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой. Чуть ниже я подробнее расскажу, что такое адаптированная образовательная программа. Не всегда корректно этот термин понимают в системе организации обучения, и это отпугивает иногда абитуриентов, имеющих ограниченные возможности здоровья, когда необходимо написать заявление о том, что вы нуждаетесь в адаптированной образовательной программе.
Обратите внимание на 10-й пункт этой же статьи: «Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами)».
Следующий 11-й пункт говорит о том, что предоставляются возможности всем обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, возможности бесплатного получения специальных учебников, учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчиков, тифлосурдопереводчиков. И указанная мера социальной поддержки в той или иной организации регламентируется как внутри субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. То есть расходное обязательство — это не ваша задача, это задача тех учебных учреждений, которые принимают вас на обучение.
Ещё один важный пункт — 12-й. «Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность».
Начиная с 2012 года, идёт программа переподготовки всех сотрудников образовательных учреждений, которая, как правило, в среднем содержит всего 72 часа. Увы, иногда к ней относятся довольно формально. Пока у педагога не будет опыта взаимодействия с обучающимися с ограничениями возможностей здоровья, не будет понимания и в первую очередь мотивации донести свой предмет с учётом особых потребностей обучающихся; к сожалению, мы никакими курсами повышения квалификации не сможем решить эту задачу.
И опять же обращаю внимание, что в тех вузах, где уже сложилась традиция подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь хочу вспомнить Московский государственный психолого-педагогический университет, факультет информационных технологий, где действительно созданы условия и кадровый состав подготовлен, и, собственно, всё обеспечение образовательного процесса соответствует тем потребностям, которые нужны ребятам с нарушением зрения.
По поводу индивидуального учебного плана. У вас есть возможность заниматься по индивидуальному учебному плану, если по каким-то обстоятельствам вы не можете учиться в общем потоке. Это могут быть различные условия, связанные как со здоровьем, так и с каким-то дополнительным образованием, связанным со спортом или другими вашими индивидуальными запросами. Поэтому достаточно написать заявление о том, что вы хотите обучаться по индивидуальному учебному плану, и с учётом ваших пожеланий и возможностей вуза вам будет предоставлена такая возможность. Срок получения образования может быть чуть больше, но не более чем на один год в бакалавриате, в специалитете и полгода в магистратуре.
Вы слышали, наверное, что у нас сейчас идёт постепенный переход от болонской системы образования к системе, которая является неким гибридом специалитета и магистратуры.
С сентября будут запущены новые программы, тем не менее те условия, которые описаны в «Законе об образовании», сохраняются. Допустим, если вы хотите пройти стажировку дополнительно либо у вас есть запрос на специальный курс, который необходим для вашей профессиональной компетенции, можно будет в рамках индивидуального учебного плана увеличить срок обучения.
Адаптированная образовательная программа — это не адаптация основной программы, то есть все дисциплины, которые входят в адаптированную образовательную программу, не предполагают сокращения содержания либо изменения, они адаптируются в части получения доступа к информации и реализации практических направлений, которые связаны с вашей будущей профессиональной деятельностью. Как правило, адаптация программы включается в рамках вариативной части, то есть это спецдисциплина и она ориентирована на доступность освоения учебных дисциплин.
Вследствие того, что мы говорим о разных ребятах с разными ограничениями здоровья, адаптация одной и той же профессиональной программы может идти по разным направлениям, но в первую очередь она должна соответствовать индивидуальным образовательным потребностям обучающихся и учитывать индивидуальную программу реабилитации, абилитации.
Цель адаптации в первую очередь — это создание оптимальных условий, которые повышают доступность получения профессионального образования. В частности, мы говорим про ребят с инвалидностью по зрению, а также интеграция, абилитация в профессиональное поле. То есть выясняете, в каких учреждениях проходит практическая подготовка.
Практика начинается с первого курса, от ознакомительной до производственной, то есть на протяжении всего периода обучения у вас практически каждый год, иногда два раза в год, будет практика. Поэтому очень важно, чтобы вы не проходили её в отрыве от своих сокурсников на кафедре или где-то в самом вузе, а были непосредственно трудоустроены в ту профессиональную организацию, где вы, возможно, собираетесь в дальнейшем работать.
Адаптированные образовательные программы также гарантируют создание специальных условий, то есть они включают в содержание программы адаптацию специальных условий и прописывают конкретные условия, которые вам предлагаются в рамках освоения профессиональной программы. Туда включаются технические средства, ассистивные технологии, возможности сопровождения обучающихся ассистентом, тьютером, необходимость сурдопереводчика, тифлокомментатора в каких-то ситуациях, адаптация технологий обучения и оценки результатов обучения. Технические средства обучения системной технологии предоставляются по заявлению обучающегося, если он является несовершеннолетним, его законного представителя. С 18 лет вы несёте полную ответственность, включая юридическую, за своё обучение в вузе, поэтому вы можете самостоятельно принимать решения по выбору регламента образования, который предоставляется в рамках законодательства об образовании.
Выбор технических средств обучения и технологий, которые используются в процессе образовательной деятельности, также регламентируется индивидуальной программой реабилитации. Если у вас её нет, рекомендую её заказать в отделении медико-социальной экспертизы. Предоставление данной программы в вуз поможет вам избежать некоторых неприятных моментов. Из-за её отсутствия вам могут отказать в предоставлении какого-либо устройства либо предложить технические средства на своё усмотрение.
Также можно официально подать заявление на адаптацию части программы, модуля программы конкретного курса либо только практического направления подготовки.
На сайте www.vgosvo.ru также размещены методические рекомендации для обеспечения внутри вузов тех условий, которые гарантируют вам право на получение образования, доступность образования того качества, которое гарантировано законом.
А в завершение хочу сказать, что, несмотря на план правительства Российской Федерации достичь к 2030 году полной доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья всех образовательных организаций, начиная с дошкольного и заканчивая высшей школой, на сегодняшний момент ключевой проблемой остаются подготовка кадров и обеспечение тех условий, которые необходимы студентам. Поэтому ваш контакт, ваша коммуникация непосредственно с преподавателем кафедры, которая реализует программу подготовки, очень важны.
Не бойтесь говорить преподавателям, какие предметы, какие дисциплины вам в какой-то части непонятны. Среди поточных лекций достаточно сложно сориентироваться в части содержания. Всегда очень много отвлекающих моментов. У вас должен быть электронный вариант лекционного материала, который вы можете изучать самостоятельно. У вас должны быть консультации, факультативы, на которые тоже полезно ходить для того, чтобы расширить и углубить свои знания. Не бойтесь проявлять активность.
И ещё один совет. Постарайтесь найти как можно больше информации, насколько востребована выбранная вами профессия в вашем регионе.
Я хочу пожелать вам успехов и поступить именно в тот вуз, который вы выбрали, и на то направление, которое вам по душе.