Перейти к основному содержанию

Вниманию пользователей компьютера! 

Вниманию пользователей компьютера! («Школьный Вестник» №10 за 2025 год)

Дорогие старшеклассники и пользователи, самостоятельно осваивающие приёмы работы на персональном компьютере без визуального контроля, а также эксперты тифлоинформационных технологий, в февральском номере нашего журнала была опубликована статья, посвящённая разработке Российским союзом инвалидов учебно-методического комплекса по тифлоинфрмационным технологиям на базе операционной системы Linux. Учебно-методический комплекс разрабатывается в рамках реализации проекта «Основы компьютерной грамотности инвалидов по зрению на базе операционной системы Linux» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов. 
В соответствии с календарным планом реализации проекта в феврале-марте 2025 года была проведена большая работа по разработке технического задания учебно-методического комплекса. Огромную помощь и поддержку авторскому коллективу проекта в этой работе оказали партнеры по реализации проекта:
ГБОУ города Москвы «Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых детей» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы;
ФГБОУ ВО “Московский государственный психолого-педагогический университет”, факультет информационных технологий;
ОАО «Молодая гвардия», журнал для слепых и слабовидящих детей «Школьный вестник»;
Ассоциация руководителей образовательных организаций для детей с нарушением зрения (АРООДНЗ);
частное учреждение Центр компьютерных технологий в образовании слепых «АРГУС»;
интернет-радио «РАНСиС»;
Общероссийская общественная организация инвалидов — Российская ассоциация незрячих студентов и специалистов.
Проект технического задания активно обсуждался в двух группах в телеграм-каналах TifloLINUX и Linux для незрячих, общее количество их участников составляет более 200 человек. Всего в работе над техническим заданием приняло участие более 200 экспертов и незрячих пользователей персонального компьютера. Двенадцать глав учебно-методического комплекса были конкретизированы 83 параграфами. 
Техническое задание было утверждено в следующей редакции:
Глава1. Знакомство с операционной системой Linux.
1.1. Свободно распространяемые программы.
1.2. История создания Linux.
1.3. Основные принципы работы ОС Linux.
1.4. Терминал Linux.
1.5. Графические оболочки Linux и их невизуальная доступность.
1.6. Различные дистрибутивы Linux.
1.7. Программы в Linux.
1.8. Полезные интернет-ресурсы по Linux.

Глава 2. Работа в Linux без визуального контроля.
2.1. Экранный помощник ORCA.
2.2. Синтезаторы речи.
2.3. Брайлевский дисплей.
2.4. Работа в терминале без визуального контроля.
2.5. Специальные возможности Linux.
2.6. Сайты и конференции для незрячих пользователей Linux.

Глава 3. Базовые приёмы работы с файлами и каталогами в Linux без визуального контроля.
3.1. Организация файловой системы Linux.
3.2. Команды работы с файлами и каталогами.
3.3. Файловые менеджеры в Linux.
3.4. Шаблоны имён файлов и групповые операции.

Глава 4. Базовые приёмы работы с текстовой информацией в Linux без визуального контроля.
4.1. Знакомство с текстовым редактором Writer офисного пакета LibreOffice.
4.2. Ввод и редактирование текста.
4.3. Форматирование текста.
4.4. Таблицы в текстовом документе.
4.5. Списки в текстовом документе.
4.6. Исправление орфографических ошибок.
4.7. Автоматический поиск и замена фрагментов текста.
4.8. Чтение документа с помощью экранного помощника.

Глава 5. Базовые приёмы работы с таблицами в Linux без визуального контроля.
5.1. Знакомство с табличным редактором Calc офисного пакета LibreOffice.
5.2. Навигация по таблице.
5.3. Ввод данных в ячейки таблицы.
5.4. Форматирование таблицы.
5.5. Формулы и функции.
5.6. Абсолютные и относительные ссылки.
5.7. Управление листами.

Глава 6. Навигация по WEB-страницам в Linux без визуального контроля.
6.1. Браузеры в Linux.
6.2. Структура веб-страницы.
6.3. Навигация с помощью клавиатуры.
6.4. Навигация с помощью брайлевского дисплея.
6.5. Таблицы в сети Интернет.
6.6. Электронная почта.
6.7. Элементарные приёмы поиска информации в сети Интернет.

Глава 7. Программирование в Linux без визуального контроля.
7.1. Алгоритмизация процессов.
7.2. Формы представления алгоритмов.
7.3. Использование Python в Linux без визуального контроля.
7.4. Программирование линейных алгоритмов на языке Python.
7.5. Программирование алгоритмов с ветвлением на языке Python.
7.6. Цикл с параметром на языке Python.
7.7. Цикл с проверкой условия на языке Python.

Глава 8. Знакомство с Emacs и Emacspeak.
8.1. Особенности работы в среде Emacs и обзор возможностей. Роль и назначение Emacspeak.
8.2. Ключевые понятия и специальная терминология: окна, буфера, главный и дополнительный режимы, нотация горячих клавиш.
8.3. Основные функции и горячие клавиши Emacspeak.
8.4. Контекстная помощь и виды справки.
8.5. Работа с файлами в среде Emacs (режим Dired).
8.6. Редактирование текстов.
8.7. Просмотр веб-страниц при помощи встроенного браузера.
8.8. Работа с электронной почтой. Встроенный новостной и почтовый клиент Gnus.
8.9. Выполнение внешних команд, запуск процессов и подчинённая оболочка.
8.10. Управление настройками Emacs.
8.11. Встроенный язык Emacs Lisp.
8.12. Дополнительные программные пакеты и расширения Emacs.

Глава 9. Краткий справочник по работе в Linux.
9.1. Терминологический словарь.
9.2. Работа с помощью обычной клавиатуры.
9.3. Работа с помощью брайлевского дисплея.

Методические рекомендации для преподавателей.
Глава 10. Рабочее место незрячего обучающегося.
10.1. Введение.
10.2. Технические требования к организации рабочего места незрячего обучающегося.
10.3. Установка операционной системы Linux.
10.4. Настройка программы невизуального доступа ORCA.
10.5. Предварительные настройки рабочей среды.
10.6. Начальные знания и умения обучающегося.
10.7. Подготовка к уроку.

Глава 11. Основные алгоритмы работы в ОС Linux без визуального контроля.
11.1. Общие рекомендации по выполнению алгоритмов с помощью клавиатуры и брайлевского дисплея.
11.2. Алгоритм копирования/перемещения фрагмента текста в текстовом редакторе Writer.
11.3. Алгоритм форматирования символов в текстовом редакторе Writer.
11.4. Алгоритм форматирования абзацев в текстовом редакторе Writer.
11.5. Алгоритм работы с меню приложений LibreOffice.
11.6. Основные рекомендации по работе в табличном редакторе Calc.
11.7. Алгоритм отлаживания программы на языке Python.

Глава 12. Примеры дополнительных практических заданий для незрячих обучающихся и рекомендации по их выполнению.
12.1. Задачи на работу с файлами и папками.
12.2. Задачи на редактирование текста в текстовом редакторе Writer.
12.3. Задачи на форматирование текста в текстовом редакторе Writer.
12.4. Задачи на создание таблиц и списков в текстовом редакторе Writer.
12.5. Задачи на создание расчётных таблиц в табличном редакторе Calc. 
12.6. Задачи на навигацию по веб-страницам и поиск информации в интернете.
12.7. Задачи на написание программ на языке Python.

Утверждённое техническое задание обеспечит разработку высококачественного инновационного учебно-методического комплекса, соответствующего специфике работы на персональном компьютере без визуального контроля. Методические рекомендации для преподавателей информатики, которые будут разработаны в соответствии с техническим заданием (а также специальные вебинары для учителей), позволят повысить квалификацию преподавателей информатики школ слепых и положительно отразятся на качестве преподавания информатики, а на этой основе и других школьных предметов.
В апреле—августе 2025 года были разработаны пять глав учебно-методического комплекса, которые размещены на сайте Российского союза инвалидов (http://oooirsi.ru). Крайне важно, чтобы как можно больше школ приняли участие в апробации (проведении тестовых занятий) разрабатываемого комплекса. Это позволит разработать и издать уникальный специальный учебно-методический комплекс для инвалидов по зрению по тифлоинформационным технологиям на базе операционной системы Linux.

Дата публикации: 
понедельник, октября 6, 2025
Автор публикации: 
РСИ
Категория публикации: 
информатика