Перейти к основному содержанию

Психолого-педагогическая реабилитация детей и нарушениями зрения средствами эстетического творчества

Формирование эстетически-творческих способностей детей-инвалидов по зрению весьма значимо для их социальной адаптации и интеграции, так как занятия различными видами эстетической творческой деятельности позволяют раскрыть потенциальные возможности личности и успешнее вести реабилитацию слепых и слабовидящих.
В настоящее время накоплен определенный позитивный опыт социализации детей-инвалидов по зрению средствами эстетической творческой деятельности. Рассмотрим, какие виды психологического неблагополучия, которые наблюдаются у инвалидов по зрению, могут быть преодолены благодаря их вовлечению в эстетическое творчество.
Традиционно понимая творчество как деятельность, следует выделить его мотивационную сторону, то есть выяснить, для чего развитие эстетически-творческих способностей специфически необходимо инвалиду по зрению. В отличие от зрячих людей, свободных в выборе любой сферы для самопроявления в обществе, у слепых и слабовидящих в силу нарушения зрительных функций чаще всего отсутствует свобода творческого поиска и самовыражения. Социальная депривация, сужение сферы общения с окружающими людьми, трудности овладения рядом видов занятий или труда, нередко полярные отношения к инвалидам со стороны окружающих – от сверхопеки со стороны близких до безразличия, небрежения со стороны отдельных людей – создают вакуум духовной близости, взаимопонимания и радости общения. В силу этого в жизни ребёнка-инвалида по зрению нет более острой проблемы, чем дефицит общения.
С другой стороны, анализируя поведение инвалидов, обнаруживаешь у них подчас неумение установить контакт с окружающими людьми, болезненную внутреннюю скованность и беспомощность перед незнакомыми людьми. В этих случаях дети с нарушениями зрения предпочитают ради сохранения внутреннего равновесия уходить от контакта – у них проявляется так называемый социальный аутизм.
Вместе с тем не имеющее отклика стремление к людям, неудовлетворенное желание испытать на себе их внимание создают ощущение дискомфорта, приводят к длительным психоэмоциональным угнетениям в виде депрессии, неверия в свои силы, отчужденности. По нашим данным, число инвалидов-одиночек довольно велико. Одинокий или изолированный в силу дефекта инвалид лишён возможности свободного передвижения и общения. В условиях депривации общения инвалиды часто не понимают эмоциональных состояний окружающих, не умеют адекватно на них реагировать и проявлять соответствующие эмоции. Это обусловлено в первую очередь отсутствием постоянных совместных переживаний, возможностей делиться своими чувствами с другими. Кроме того инвалиды чаще переживают негативные чувства, связанные со своим дефектом, – стыд, досаду, печаль, унижение, болезненность и т. д. В то же время, у детей с нарушениями зрения оказывается значительно меньшим опыт положительных переживаний: восторга, теплоты, влюбленности, понимания, сочувствия, бодрости духа и др. Причём, если у них и имеется опыт радостного общения, то он связан только с общением в кругу семьи. Таким образом, накопление психоэмоционального положительного опыта в жизни ребёнка-инвалида по зрению обусловлено лишь тем окружением, которое он, в отличие от зрячих сверстников, часто не имеет возможности самостоятельно расширить. Поэтому уход в эстетическую творческую деятельность – попытки сочинять стихи, писать музыку, что-то мастерить руками и т. п. – нередко оказываются едва ли не единственным способом выйти из тупика социальной депривации и одиночества.
Открывая для себя радость эстетического творчества, ребёнок-инвалид по зрению меняет свою жизненную позицию, отношение к себе, к своей жизни (и к своему дефекту), обретает более оптимистический взгляд на жизнь и окружение, чего с успехом добиваются во многих школах-интернатах для детей с нарушениями зрения. Проблема, однако, состоит в том, что после окончания школы инвалид по зрению опять оказывается в условиях узкого семейного общения.
Общение – главный канал, поставщик различных переживаний, отражающих жизнь человека. Особое значение общение приобретает в жизни инвалида по зрению, когда он включается в эстетическую творческую деятельность, попадает в коллектив, где находит отклик на своё творчество. Если же он долгое время пребывал в изоляции, не участвует активно в общественной жизни, если окружающие, кроме сочувствия и физической заботы, не обеспечивают условий для его полноценной жизни, психика инвалида постепенно смиряется с недугом, дух творчества угасает, и в итоге формируется личность с устойчивым ощущением своей общественной несостоятельности. При этом у инвалида складывается модель отношений с окружающими по принципу элементарного удовлетворения физических потребностей, которые он пытается реализовывать, не прикладывая значительных усилий; возникает и укрепляется потребительское отношение к жизни, а жизненная активность угасает.
Так формируется беспомощная, неуверенная, безынициативная, порой полностью безразличная к своей судьбе личность. Это, однако, практически не наблюдается у тех инвалидов по зрению, которые активно включены в творческую деятельность. Но творческие качества могут у инвалидов по зрению и не развиться, если не будет оказана помощь, позволяющая им понять те позитивные стороны своей психики, за счёт которых они смогут утвердиться в жизни, найти понимание и проявить себя в обществе.
Психокоррекционная работа в данном случае предполагает улучшение мотивации к психическому и физическому выздоровлению, к самоприятию и созданию предпосылок формирования активной социальной роли, к адекватной самооценке, к развитию креативности, то есть умению творчески решать свои социальные проблемы, несмотря на недуг.
В этом случае особенно актуальны занятия психотренингом, в процессе которых перед каждым участником ставилась бы задача определения конкретной и ясной цели развития уверенности в себе и программирования успеха в творческом самовыражении. Перед каждым занятием необходима беседа о важности постановки цели и средствах её достижения, о путях реализации творческих планов. При этом должно формироваться представление о позитивных результатах и реальных трудностях на пути к их достижению.
Средства формирования личности инвалида могут быть разными: беседы, проигрывание ситуаций, представление себя на сцене, праздники и многое другое. Такие упражнения дают хороший заряд для практических действий, служат программой для реализации жизненных установок.
Межличностные отношения в группе на занятиях позволяют приобретать опыт совместных переживаний, сочувствовать и понимать других. Возрастание сочувствия к другим притупляет, смягчает остроту собственных негативных ощущений.
В игровых ситуациях дети-инвалиды по зрению учатся предлагать руку помощи и быть благодарными, если им оказывают тактичную, ненасильственную помощь, и доля их самостоятельности при этом растёт.
Исходя из теории компенсации мы должны знать, что силе недуга может противостоять сила духа, которую инвалид способен почерпнуть в творческий деятельности. Компенсаторное воздействие выражается в совершенствовании психических реакций, высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), формировании социально-адаптивного поведения, проявляющегося в умении заменить отсутствующую зрительную функцию другой, сохранённой до такой степени, при которой инвалид по зрению выступает в качестве самостоятельной, активной, творческой личности.
В психологии уже сложилось убеждение, что знание своих возможностей с учётом дефекта позволяет настраивать психику на адаптацию в сложившихся условиях, раскрывать не только отрицательные стороны, но прежде всего возможности потенциального коррекционно-компенсаторного становления адаптивных способов и средств, а также способов саморегуляции, самопроявления и саморазвития.
Важно выделить три основные проблемы, предопределяющие успешность социально-психологической адаптации детей-инвалидов по зрению:
•    организация среды, в которой предусматривается преодоление отклонений в развитии, возникающих на фоне первичного дефекта;
•    осуществление совместно с семьей моделирования будущего поведения инвалида сообразно его способностям и возможностям;
•    коррекционная работа с инвалидом психологов и педагогов.
Решение всех этих проблем предусматривает осуществление специального психологического воздействия, раннее выявление и оказание помощи дезадаптированным детям-инвалидам по зрению, формирование у них механизмов осознания своих действий и поведения, умения соотносить свои действия с требованиями жизни, планировать, контролировать и анализировать свои поступки. Такой вид психокоррекционной помощи позволяет снять многие негативные проявления у данной категории детей.
Психотерапевтические возможности эстетической творческой деятельности давно известны в практике, и соответствующее влияние на психику детей-инвалидов по зрению должны оказывать пение в хоре, занятия хореографией и т. п. При этом коллективное общение конструктивно перестраивает психику. Взаимопонимание же партнеров по творческой деятельности будет настолько полным и ясным, насколько открыто и ярко будут выражаться их чувства.
Для детей-инвалидов по зрению всегда принципиально важно, чтобы их понимали и принимали как равных, без излишней опеки и принижения их возможностей. Для специалистов, работающих с детьми-инвалидами по зрению, необходимо знакомство с их семьями, учёт их социального статуса. Это поможет слепому или слабовидящему ребенку развиться в самостоятельную личность, у которой главным становится стремление к более полному выявлению и развитию своих возможностей. Однако не в каждой семье, где живет ребенок-инвалид по зрению, создаются соответствующие условия, поэтому путь к саморегуляции у таких детей весьма труден и зачастую связан с неуверенностью в будущем, а все процессы саморегуляции – самовнушение, самонаблюдение, самоконтроль, самоопределение – весьма далеки от нормальных. Самостоятельность личности, как известно, определяется развитием мыслительных и волевых процессов как предпосылок для самостоятельных выводов и суждений, с одной стороны, и способности не только принимать решение на основе суждений, но и совершать мотивированные, осознанные действия, добиваясь успешного выполнения решения вопреки существующим трудностям – с другой.
Поэтому, наряду с организацией психолого-педагогической коррекционной помощи детям-инвалидам по зрению, необходимы семинары-практикумы для родителей и педагогов, посвящённые развитию творческих способностей таких детей. Опыт подобных семинаров показывает, что они должны проводиться в каждой школе для детей с нарушениями зрения, ибо часто родители, желая быть на страже интересов ребёнка, в действительности становятся помехой для установления его здорового контакта с окружающими людьми.
Успешность решения проблем психолого-педагогической реабилитации детей с нарушениями зрения средствами эстетического творчества зависит от того, насколько те, кто сталкивается с такими детьми, знают основные аспекты данной проблемы, а именно:
•    влияние первичного дефекта на развитие психики ребёнка;
•    роль социального фактора в становлении психики ребёнка-инвалида по зрению как основного “двигателя” в преодолении недуга;
•    своеобразие развития психических процессов у детей-инвалидов по зрению и пути преодоления отклонений в их развитии средствами художественного эстетического творчества;
•    особенности развития личности детей-инвалидов по зрению и проблемы их социальной адаптации и реабилитации; роль эстетической творческой деятельности в преодолении трудностей социальной интеграции слепых и слабовидящих;
•    содержание и методика психокоррекционной работы с детьми-инвалидами по зрению в процессе формирования и развития их творческих способностей;
•    развитие творческих способностей у детей-инвалидов по зрению как средство преодоления отклонений в их психофизическом развитии и профессиональный выбор эстетически-творческих видов деятельности;
•    формирование творческих способностей как путь реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов по зрению и стабилизации их положения в обществе;
•    пути педагогической помощи детям-инвалидам по зрению средствами культуры;
•    создание условий для педагогической коррекции отклонений в развитии детей-инвалидов по зрению в процессе формирования их творческих способностей;
•    методическое обеспечение, организация и проведение занятий с детьми-инвалидами по зрению по формированию творческих способностей;
•    практически ориентированное обучение детей-инвалидов по зрению в процессе формирования навыков эстетически-творческой деятельности.
Различные виды кружковой работы в школах-интернатах позволяют детям-инвалидам по зрению преодолеть трудности интегрирования в социум, а затем и занять в нём достойное место. Сложившийся в отечественной тифлопедагогике опыт развития художественно-эстетических способностей детей-инвалидов по зрению показывает, что они успешно овладевают различными видами искусства. Однако систематического изучения, обобщения и распространения данного опыта до настоящего времени практически не осуществлялось, что лишь подчёркивает важность и значимость эстетического развития детей с нарушениями зрения.
Для решения данной задачи необходимо участие деятелей искусства, педагогов-дефектологов, культурологов, психологов, медицинских работников.
Надо, чтобы во всех образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения осуществлялась комплексная работа по эстетически-творческому развитию учащихся как одно из важнейших условий их социальной адаптации и интеграции.

Автор: 
Любовь Плаксина
Категория: 
Методика преподавания