Перейти к основному содержанию

Особые приёмы выполнения построений графических объектов обучающимися с глубокими нарушениями зрения

В процессе обучения детей с глубокими нарушениями зрения большую роль играет развитие пространственного представления. Этот процесс очень важен. В начале курса обучения закладываются фундаментальные понятия - слева, справа, сверху, снизу, между. Дети, посещавшие специализированный детский сад, владеют этими понятиями, они формируются на уровне дошкольного образования. Для детей, не посещавших специализированные дошкольные учреждения, требуются дополнительные коррекционные занятия. Использование данных понятий позволит сформировать представление о геометрических фигурах, графиках различных функций.

В начальной школе дети вырабатывают навыки тактильного восприятия, прямолинейного движения пальцев рук по строке, перемещения по листу брайлевской книги. На этом этапе развивается моторика пальцев рук не только при чтении текстов, но и при работе грифелем при написании различных символов. Развитие таких навыков в дальнейшем будет играть очень большую роль при выполнении работ по построению чертежей геометрических фигур, графиков функций, а в дальнейшем - сечений пространственных тел.

В средней школе в курсе математики обучающиеся знакомятся с понятием координат точек. На уроках математики при выполнении заданий по построению различных чертежей могут возникнуть трудности разного характера. Перед выполнением заданий по построению геометрических фигур и графиков необходимо обратить внимание на уровень развития у ребёнка тактильного восприятия, моторику пальцев рук, умение использовать различные инструменты: грифель, линейку, треугольник, брайлевский прибор.

Все инструменты, которыми в дальнейшем будет пользоваться ребёнок, должны быть неоднократно изучены тактильно. Он должен хорошо себе представлять, как выглядит каждый предмет. При прикосновении к каждому из них он сразу же, без особых затруднений, должен представлять, что у него в руках. Необходимо организовать чёткий порядок расположения используемых инструментов на парте или рабочей поверхности стола. Возможно, при выполнении работ будут использованы работ не все инструменты, значит, на парте надо оставить только те, которые нужны на этом уроке. Остальные должны быть расположены в легкодоступном месте.

После выполнения подготовительного этапа можно переходить ко второму, который связан с формированием образа чертежа, графика или фигуры, которую необходимо будет построить. Например, наша задача научиться строить числовой луч с обозначениями начала луча, его направления и обозначением точек их координат. Формирование образа следует начать с изучения уже построенного числового луча, который преподаватель построил сам и изготовил раздаточный материал на принтере с рельефно-точечным шрифтом. Если такой возможности нет, можно воспользоваться стандартными чертежами в учебнике.

При изучении луча обратите внимание учеников на то, как изображены начало и направление луча, как отмечены сами точки на луче и где расположены их координаты. Начало числового луча можно отметить точками 4, 5, 6. Этими же точками можно отмечать засечки на луче, которые будут соответствовать строимым точкам. Направление луча можно отметить точками 1, 5, 3. Эти точки формируют русскую букву «о». Её начертание можно сравнить со стрелой, указывающей определённое направление. Обозначение построенных точек можно написать большими латинскими буквами над засечками на луче или под ним. Затем выберите масштаб для выполнения построений. Удобно брать две или три клетки брайлевского прибора за единицу масштаба. Дети с нормальным зрением не испытывают трудностей при выборе масштаба. Обязательно добейтесь того, чтобы незрячие ученики чётко представляли, какая из точек расположена на чертеже дальше, а какая ближе от начала луча.

Немаловажную роль в дальнейшей работе будет играть понятие расположения точек справа, слева, между точек с конкретными координатами. Хорошо изучив чертёж, отложите его в сторону и перейдите к работе по определению координат точек их взаимному расположению, удалённости друг от друга, предлагая ученикам мысленно представить чертёж. Если они в некоторых случаях испытывают трудности в представлении чертежа, ещё раз закрепите воображаемый образ и продолжите работу. Только после того, как все затруднения в работе с числовым лучом на вербальном уровне будут устранены, можно приступать к выполнению построений луча уже с точками, имеющими другие координаты.

Несколько первых чертежей следует выполнить на обычном брайлевском приборе для письма. На нём можно строго горизонтально провести прямую линию, выдержать масштаб, он облегчит задачу с нанесением вертикальных засечек, обозначающих точки. С помощью письменного прибора можно обеспечить точное написание координат отмеченных точек.

На следующем этапе, если предыдущая работа выполнялась учениками без затруднений, можно приступить к построению прямых линий и отрезков без применения брайлевского прибора для письма. Сначала нужно обсудить, как проходят горизонтальная и вертикальная линии. Попросите показать и провести рукой на плоскости парты эти прямые. Затем, используя специализированный прибор «Школьник» для рельефного рисования, линейку и обычный грифель, следует научить проводить горизонтальные и вертикальные прямые. Построения удобно проводить на двойном листе для письма по системе Брайля. Одну часть листа нужно положить под прибор, а вторую наложить на резиновую поверхность рабочего поля прибора. Фиксирующую крышку прибора лучше оставить открытой. При закрытой крышке линейка не будет помещаться на рабочем поле, будет скользить, и это приведёт к искажению прямой линии. Следует обратить внимание учеников на отработку навыка выдерживания размеров перфорации точек. Первоначально, как правило, расстояние между точками либо очень большое, либо точки расположены очень близко друг к другу. По мере выполнения работ у учеников сформируется навык построения прямых. Линейка перестанет проскальзывать, а точки будут располагаться на одинаковом расстоянии друг от друга.

Следующий этап, наиболее сложный и доступный не для всех, - это проведение небольших отрезков прямых с помощью только одного грифеля без применения линейки. В обычной жизни мы называем этот этап построение на глазок. Для выполнения данной работы с лицевой стороны чертежа в обратную сторону листа необходимо проколоть две рельефные точки так, чтобы они хорошо были ощущаемы тактильно. Как и при письме по системе Брайля построения производятся с одной стороны листа, а чтение производится с другой. Это действие создаёт дополнительные сложности в восприятии чертежа и его построении. Расстояние между проколотыми точками не должно быть большим. Сначала школьник должен несколько раз провести пишущей рукой от одной точки к другой. Свободная рука должна оставаться на одной из точек, от которой будет начинаться построение. Затем, удерживая контролирующую руку на конечной точке проводимой линии, предложите ученику постараться грифелем провести прямую линию. Грифель должен быть первоначально установлен в начальную точку. Проводить линию можно, либо прокалывая последовательно точки, либо слегка наклонив грифель и аккуратно нажимая на него. Необходимо следить за тем, чтобы грифель не прорывал бумагу. При хорошем качестве бумаги и определённых навыках этот способ позволяет выполнять построение чертежей с «лицевой» стороны чертежа. Если бумага не прорвалась, то рельефные линии будут довольно хорошо заметны тактильны. Эти навыки черчения различных прямых, отрезков и «кривых» линий играют огромную роль при выполнении работ по построению графиков различных функций. Но для достижения таких навыков необходимо отработать ещё один этап. Он заключается в построения графических объектов с помощью шаблонов.

Шаблоны различных функций и геометрических фигур изготавливаются для учащихся преподавателем заранее. Их можно изготовить из твёрдого картона, пластика для изображения рельефных чертежей или другого подручного материала. Важно, чтобы шаблон был достаточно твёрдым и не деформировался при работе с ним. При изготовлении шаблона полезно оставить один или два внешних края шаблона в виде прямых линий. Это очень облегчит ученику определить ориентацию шаблона относительно горизонтальных и вертикальных линий. В противном случае, например, ветви параболы или гиперболы будут неправильно располагаться относительно осей координат.

Очень часто при решении задачи необходимо строить схематический чертёж. Но эта работа у незрячих учеников занимает очень много времени. Поэтому необходимо стремиться к выработке навыков вербального обсуждения и мысленного построения различных чертежей и схем. Это основная задача, которую необходимо поставить перед учениками. Развитие таких способностей очень сильно сократит время для построения мысленных образов чертежей, а значит, увеличит время для решения задачи. Поэтому на следующем этапе необходимо выработать навыки построения наклонных прямых, и затем без чертежа сформировать у учеников навык представления о том, в каких координатных четвертях проходят эти прямые.

В данном случае мы от одномерного представления координат точки на луче переходим к плоскости. При возможности изготовьте на брайлевском принтере координатные плоскости. На чертеже должны быть отображены не только абсцисса и ордината, постарайтесь отобразить во всех координатных четвертях рельефные точки, изображающие сетку - систему координат. Крайне важно отработать навыки нахождения точки с заданными координатами. У зрячих учеников это не вызывает затруднений. У незрячих учеников требуется сформировать понятие и невизуальный образ расположения координатных четвертей. Не пожалейте времени на данный вид работы, и для ваших учеников задания по этой теме не будут вызывать особых трудностей.

Только убедившись, что все ученики в классе представляют, где расположена точка с заданными координатами, следует приступить к построению графиков функции прямой пропорциональности y =k*x и линейной функции y =k*x +b. Для этого необходимо наложить отпечатанный вами лист с Декартовой системой координат на рабочее поле прибора для рельефного рисования. Лист должен лежать лицевой стороной вверх, чтобы ученики могли найти точки с заданными координатами. Найденную точку необходимо проколоть грифелем в обратную сторону так, чтобы она была тактильно воспринимаема с обратной стороны. Для построения прямой достаточно двух точек. Затем необходимо перевернуть лист обратной стороной вверх, приложить линейку к двум проколотым точкам и начертить прямую. Перевернув лист на лицевую сторону, убедиться, что прямая построена по заданным параметрам.

При закреплении данных навыков следует перейти к закреплению невизуальных образов расположения прямых в зависимости от k и b в координатных плоскостях. Это крайне важно для школьников с глубокими нарушениями зрения. K < 0, k > 0, b < 0, b > 0. Важно рассмотреть всевозможные комбинации k и b. Обсудить в каких координатных четвертях проходят ваши прямые. Определить координаты пересечения с осями координат.

Постарайтесь, чтобы обучающиеся представляли себе чертёж и могли сказать, как располагаются прямые относительно координатных осей. Полезно выполнять мысленные построения в одной и той же системе координат двух прямых с угловыми коэффициентами одного знака. Затем определять какой из углов наклона с положительным направлением оси абсцисс больше, а какой меньше. Для построения графиков различных кривых необходимо сформировать образы стандартных графиков, с которыми в дальнейшем будет вестись работа.

В курсе алгебры обучающиеся должны обладать навыками работы со стандартным перечнем функций и их графическим представлением. В этот перечень входят прямая и обратная пропорциональности, графики линейной функции, параболы y =x2 и y =x3, график квадратного корня из x, а также графики тригонометрических функций.

После того, как ученики будут чётко представлять графики основных функций, можно переходить к построению графиков данных функций. Отработав эти навыки, необходимо обсудить и сформировать образы данных функций при сдвиге графиков влево, вправо, вверх и вниз. При выполнении заданий по этой теме следует обратить внимание на координаты точек пересечения с осями координат, в каких координатных плоскостях располагался график функции до перемещения, а в каких четвертях проходит график функции после перемещения. Полезно будет определить промежутки возрастания и убывания функции, точки экстремума.

После того, как школьники научились строить без применения зрения графики различных функций, можно приступать к решению систем уравнений. Построив в одной системе координат графики функций, необходимо определить координаты точек пересечения графиков. Важную роль играет правильное оформление работы. Если построение выполнялось на обычном двойном листе для письма по системе Брайля, то таблицу координат точек, используемых для построения, можно поместить на втором чистом листе.

Желательно формулы функций располагать рядом с графиком. Для этого можно использовать письменный прибор. В прибор вставляется только та часть листа, где необходимо будет сделать надпись. Нельзя нажимать на крышку прибора, так как фиксаторы не должны прокалывать лист. Таким же способом можно написать обозначения точек. Если это возможно, на чертеже можно написать и решение системы.

В дальнейшем можно приступать к вербальному построению геометрических фигур и графиков различных функций. Такой способ очень часто используется при обучении школьников с глубокими нарушениями зрения. Это позволяет экономить время при решении задач. Первые словесные построения чертежей преподаватель должен делать сам. Особое внимание он должен уделять поэтапному восприятию материала учениками.

Только после того, как школьники чётко представили себе определённую часть чертежа, можно переходить к построению следующего фрагмента. Контроль за правильным представлением графического объекта можно вести визуально. Если школьник не представляет себе, как расположены точки, отрезки или прямые, это сразу заметно по его реакции на восприятие материала. В этом случае следует вернуться на один или несколько шагов назад и повторить построение. Обязательно добейтесь чёткого представления строимого объекта. В противном случае решение задачи станет невозможным.

Следует заметить, что учителю, имеющему развитое пространственное представление, не требуется визуальный контроль за ходом построения чертежа учениками. Он точно знает, правильно ли ученик представляет себе чертёж или нет. Для контроля правильности построения на различных этапах можно обсуждать взаимное расположение тех или иных частей чертежа. Вся эта работа на плоскости является лишь подготовительным этапом для решения задач стереометрии.

Школьнику с глубокими нарушениями зрения очень трудно будет выполнить построение, например, какого-нибудь сечения пирамиды или другого пространственного тела. Даже чертёж сечения, выполненный типографским способом, труден для восприятия учениками с глубокими нарушениями зрения. Поэтому изучение темы сечения пространственных предметов надо разделить на несколько этапов. Сначала формируется пространственное представление различных тел, изучаемых в курсе стереометрии. Это достигается путём тактильного восприятия макетов, которыми обязательно должен быть оснащён кабинет математики. Различные пирамиды, параллелепипеды, шары, октаэдры лучше иметь в нескольких экземплярах и различных размеров. Только после того, как ученик исследовал и закрепил в своём воображении мысленный образ изучаемого тела, можно приступать к дальнейшим словесным построениям для решения задач курса стереометрии.

Таким образом развитие навыков построения геометрических фигур, графиков функций, различных тел, изучаемых в курсе стереометрии будет способствовать развитию пространственного представления у школьника. Это позволит без выполнения практических построений графических объектов обсуждать и решать различные задачи по алгебре, геометрии, физике, химии и другим предметам естественно-технического цикла. Развитие у учеников таких навыков не только облегчит процесс обучения, но и сыграет огромную роль в их повседневной жизни. Если школьник обладает хорошим пространственным воображением, он всегда сможет представить маршрут своего передвижения не только в здании, но и на улице. Независимость, самостоятельное передвижение очень важны для незрячего человека.

Автор: 
Сергей Жуковский
Категория: 
Методика преподавания