Чего ждать от нового закона (2005 г.)
Светлана Котова
Журнал "Школьный вестник" №1 2005 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Принятие новых законов
Медико-социальная экспертиза и реабилитация
Индивидуальная программа реабилитации
Трудоустройство и занятость инвалидов
Доступная среда
Денежные выплаты
Социальный пакет
Организации инвалидов
Образование
Реализация нововведений в законе: вопросы и ответы
С 1 января 2005 г. вступил в силу Закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», более известный как «Закон о замене льгот денежными компенсациями». Данный законопроект предполагает внесение изменений или отмену довольно большого количества нормативных актов, в том числе вносится много изменений, касающихся инвалидов.
Прежде всего, закон разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере обеспечения граждан различными социальными льготами.
Вторым направлением реформы явился пересмотр всего комплекса действующих на настоящий момент льгот и их значительное сокращение. Чего лишились люди с инвалидностью, будет подробно рассмотрено ниже. Есть ряд льгот, которые с 1 января 2005 года перестанут действовать в отношении всех категорий граждан. Речь идёт, прежде всего, об исключении из всех законов упоминания о бесплатном медицинском обслуживании и бесплатном обеспечении лекарственными средствами. Так же все категории граждан лишены различного рода льгот по проезду на транспорте.
Закон принёс хорошие и плохие новости для людей с инвалидностью. С одной стороны, отменяются почти все льготы, вносятся изменения, касающиеся образования, трудоустройства инвалидов, реформируется система органов медико-социальной экспертизы. С другой стороны, всем людям с инвалидностью назначаются денежные выплаты, цель которых как бы заменить льготы и сделать государственную поддержку более адресной.
Итак, разберём всё по порядку. В новой редакции Закона о социальной защите инвалидов отменяются следующие льготы:
• бесплатное обеспечение лекарственными средствами,
• бесплатный проезд в городском, пригородном транспорте для инвалидов, детей-инвалидов и их родителей (опекунов, попечителей и социальных работников, осуществляющих уход за детьми-инвалидами),
• 50% скидка на проезд в междугороднем транспорте,
• бесплатное санаторно-курортное лечение для детей-инвалидов и неработающих инвалидов,
• льгота по обеспечению автомобильным транспортом, ежегодная денежная компенсация расходов, связанных с эксплуатацией указанных транспортных средств,
• освобождение от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании,
• 50-процентная скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой.
Отменяется положение о том, что организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляют инвалидам льготы по оплате лекарств, санаторно-курортного лечения; по транспортному обслуживанию, кредитованию, приобретению, строительству, получению и содержанию жилья; по оплате коммунальных услуг, услуг учреждений связи, предприятий торговли, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Некоторые льготы, в частности обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортное лечение, проезд в пригородном транспорте, проезд к месту лечения — будут предоставляться в рамках социального пакета, о котором сказано ниже.
Поскольку закон разграничил полномочия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в сфере обеспечения граждан различными социальными льготами, важно отметить, что вопросы, связанные с социальной защитой инвалидов, отнесены в основном к компетенции федеральных органов государственной власти.
Субъекты федерации лишаются права принимать законы и иные нормативно-правовые акты о социальной защите инвалидов; разрабатывать и принимать региональные программы в данной области, а также утверждать и финансировать региональные перечни реабилитационных мероприятий, средств и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно; устанавливать льготы инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории субъекта. Это достаточно спорное изменение. С одной стороны, оно приведёт к тому, что размер и качество государственной поддержки инвалидов во всех регионах будет одинаковым, однако может ухудшиться положение людей с инвалидностью, проживающих в тех регионах, в которых уровень государственной поддержки инвалидов был намного выше федерального. Это, в частности, касается москвичей. Очень важным изменением также будет тот факт, что все органы медико-социальной экспертизы передаются в федеральное подчинение.
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА И РЕАБИЛИТАЦИЯ
Предусмотрена реформа службы медико-социальной экспертизы, создаются федеральные учреждения медико-социальной экспертизы. Раньше бюро МСЭ были частью системы органов соцзащиты субъектов. В связи с этим можно предположить, что теперь на всей территории РФ учреждения медико-социальной экспертизы будут действовать одинаково, возможно, будет введена единая форма для карты индивидуальной программы реабилитации инвалида. С практической точки зрения также передача бюро МСЭ в федеральное подчинение будет означать то, что жаловаться на незаконные действия (бездействия), решения органов МСЭ нужно будет в федеральные органы исполнительной власти, а именно, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Важно обратить внимание на то, что фактически отменяется понятие «группа инвалидности», вместо этого Закон вслед за пенсионным законодательством вводит понятие «степень ограничения к трудовой деятельности». С момента вступления в силу Закона органы МСЭ будут устанавливать факт инвалидности и степень ограничения к трудовой деятельности всем, за исключением детей-инвалидов, категория «ребёнок инвалид» остаётся. Понятие степени ограничения к трудовой деятельности теперь приобретает более важный характер, чем понятие группы инвалидности, поскольку именно от степени ограничения к трудовой деятельности будет зависеть размер пенсии, размер компенсации. Даже право на получение путевки на санаторно-курортное лечение для сопровождающего теперь будет зависеть не от группы инвалидности, а от степени ограничения к трудовой деятельности. В такой ситуации могут возникнуть проблемы, поскольку чётких критериев для определения степени ограничения к трудовой деятельности нет. Степень ограничения к трудовой деятельности устанавливается с 18 лет, её устанавливают не каждому человеку с инвалидностью. Тем инвалидам, которые, по мнению органов МСЭ, не имеют ограничений к труду, такая степень не устанавливается. Степеней ограничения к трудовой деятельности три:
1 степень — самая лёгкая — устанавливается тем, кто способен выполнять трудовую деятельность при условии снижения квалификации или уменьшения объёма производственной деятельности, невозможности выполнения работы по своей профессии;
2 степень — устанавливается тем, кто способен выполнять трудовую деятельность в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств, и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц;
3 степень — устанавливается тем, кто, по мнению сотрудников органов МСЭ, считается не способным к трудовой деятельности. Надо обратить внимание на то, что с третьей степенью ограничения к трудовой деятельности инвалид официально работать не сможет, кроме того, он не сможет получить помощь при трудоустройстве от государственной службы занятости: с третьей степенью инвалид не может быть признан безработным и встать на учёт на бирже труда. Это своего рода дискриминация, поскольку решение органа МСЭ фактически лишает человека с инвалидностью права свободно заниматься трудовой деятельностью.
Тем людям, у которых инвалидность установлена бессрочно, а степень ограничения к трудовой деятельности не установлена, переосвидетельствование проходить пока не надо, поскольку для определения размеров денежных выплат у таких людей пока будет учитываться группа инвалидности. Об этом более подробно будет сказано в разделе, посвящённом денежным компенсациям.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ
Как уже говорилось, все бюро медико-социальной экспертизы переходят с 1 января 2005 г. в федеральное подчинение. В связи с этим можно ожидать, что во всех регионах будет действовать единая форма ИПР. ИПР будет разрабатываться и утверждается уполномоченным органом, осуществляющим руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, этот орган будет определён Министерством здравоохранения и социального развития. Важное изменение, касающееся ИПР, заключается в том, что предполагается существование только федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно при условии включения их в ИПР.
Стоит разъяснить данное изменение подробнее. Ещё раз напомним, что ИПР представляет собой разработанный специалистами бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. В ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, которые предоставляются бесплатно (оплачиваются государством), так и те, которые оплачивает сам инвалид. По закону бесплатно предоставляются те технические средства и услуги, которые включены в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный документ утверждён распоряжением правительства от 21.10.2004. Этот перечень довольно скуден, его текст умещается на одной странице. Например, инвалидам по зрению бесплатно будут предоставляться трости, собаки-проводники, приборы для письма по брайлю и специальная литература. Можно увидеть, что данный перечень совершенно не учитывает потребности, например, слабовидящих людей. Раньше регионы могли принимать региональные программы реабилитации инвалидов и соответственно предоставлять бесплатно или компенсировать расходы на средства реабилитации или реабилитационные услуги, включённые в ИПР. В связи с изменением закона с 1 января 2005 года регионы лишатся права принимать такие программы.
Также вводятся изменения, касающиеся средств реабилитации: исключается понятие «иные средства реабилитации», остаются только технические средства реабилитации. Например, средства для передвижения (включая транспортные средства с ручным управлением). Право на получение транспортных средств останется у тех инвалидов, которые обратились в соответствующие органы до 1 января 2005 г. Обеспечение техническими средствами реабилитации будет осуществляться на основании только медицинских показаний без учёта социальных критериев из средств федерального бюджета.
ТРУДОУСТРОЙСТВО И ЗАНЯТОСТЬ ИНВАЛИДОВ
Изменяется численность сотрудников предприятий, для которых устанавливается квота рабочих мест для инвалидов (вместо 30 — раньше, она повышается до 100). Квота устанавливается законодательством субъектов и может быть не менее 2 и не более 4%.
Отменяется положение о том, что работодатели при невыполнении квоты ежемесячно вносят в бюджеты субъектов плату за каждого нетрудоустроенного инвалида.
Отменяется норма о финансировании специальных рабочих мест для инвалидов за счёт средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов.
В связи с тем, что с 1 января 2005 г. размер не только пенсии, но и денежных компенсаций будет зависеть от степени ограничения к трудовой деятельности, а для того, чтобы устроиться на работу, необходимо иметь хотя бы вторую степень, для многих инвалидов работать будет «невыгодно». С переменой степени ограничения к трудовой деятельности человек будет терять определённую сумму денег. Теперь людям с инвалидностью есть смысл устраиваться только на высокооплачиваемую работу.
Порядок признания инвалида безработным будет регулироваться законодательством о занятости, из Закона о социальной защите инвалидов исключается норма о признании инвалида безработным. Из гарантий трудовой занятости инвалидов исключается осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов.
Отменяется положение о том, что разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учёта мнения общественных объединений инвалидов не допускается.
Денежные средства, полученные от взыскания административных штрафов за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов, зачисляются в доход федерального бюджета. Отменяется положение о том, что данные денежные средства используются целевым назначением только на осуществление мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов.
Данное изменение закрывает возможность участия общественных объединений инвалидов в системе общественного контроля над созданием безбарьерной среды, принижает их значение в структуре современного общества, а также развязывает руки коммерческим и иным организациям и позволит не соблюдать строительные нормы и правила по обеспечению доступности строящихся и реконструируемых зданий для людей с инвалидностью. Если ранее собранные в качестве административных штрафов денежные средства за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов должны были расходоваться исключительно на мероприятия по обеспечению доступности окружающей среды для инвалидов, то теперь появилась возможность их использования и на другие цели.
Закон о социальной защите инвалидов дополняется статьёй 28.1, которая предусматривает ежемесячную денежную выплату инвалидам.
Инвалидам осуществляется ежемесячная денежная выплата в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Размер ежемесячной денежной выплаты, включающей предоставление билета на проезд в транспорте пригородного сообщения, составляет:
• для инвалидов, имеющих III степень ограничения к трудовой деятельности — 1400 рублей;
• для инвалидов, имеющих II степень ограничения к трудовой деятельности — 1000 рублей;
• для инвалидов, имеющих I степень ограничения к трудовой деятельности — 800 рублей;
• для инвалидов, не имеющих степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, — 500 рублей;
• для детей-инвалидов — 1000 рублей.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и сроки, определённые Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера базовой части трудовой пенсии.
Важно отметить, что согласно п. 6 ст. 154 принятого Закона, денежные выплаты лицам, прошедшим переосвидетельствование до 1 января 2005 г., назначаются без проведения дополнительного переосвидетельствования соответственно I, II и III группам инвалидности. Это означает, что лицам, которым инвалидность была установлена до 1 января 2005 г. на срок или бессрочно, пока не надо проходить дополнительное переосвидетельствование в органах МСЭ на предмет определения степени ограничения к трудовой деятельности для получения денежных выплат. Можно предположить, что впоследствии со временем всех заставят это сделать, но пока это не так. Проходить переосвидетельствование можно порекомендовать пенсионерам с инвалидностью, поскольку им должна быть установлена 3 степень ограничения к трудовой деятельности.
Закон вносит также изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3699), согласно которым некоторым категориям бывших льготников будет предоставляться право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (так называемый социальный пакет). В соответствии со ст. 6.1 данного закона инвалиды и дети-инвалиды имеют право на данный социальный пакет, который включает следующие услуги:
• дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельдшера), предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;
• бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте, а также в междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Дети-инвалиды, а также инвалиды, имеющие третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, будут иметь право на получение второй путёвки на санаторно-курортное лечение для сопровождающего их лица, а также сопровождающий будет иметь право бесплатного проезда в пригородном транспорте и в междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
Министерство здравоохранения и социального развития должно утвердить перечень лекарственных средств, которые будут предоставляться бесплатно, перечень санаторно-курортных учреждений, в которые будут даваться путёвки, а также порядок предоставления данных услуг.
На оплату услуг, входящих в социальный пакет, направляется часть денежной выплаты, о которых говорилось выше. Каждая из услуг оценена: лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение стоит 400 рублей, а транспортное обслуживание — 50 рублей. При предоставлении социального пакета сумма денежной выплаты сокращается на 450 рублей.
Инвалид имеет право отказаться от социального пакета в целом, а также может отказаться от предоставления лекарств и санаторно-курортного лечения, и отдельно от бесплатного проезда в пригородном транспорте и к месту лечения и обратно. Для того, чтобы отказаться от предоставления услуг на следующий год, с 1 января по 31 декабря, надо направить заявление об отказе в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий вам ежемесячную денежную выплату, до 1 октября. Заявление предоставляется лично или заверяется у нотариуса.
Отменяются все положения, гарантирующие налоговые и прочие льготы для организаций инвалидов.
Новый закон принесёт много изменений и в систему образования:
Вопросы воспитания и обучения инвалидов на дому будут регулироваться нормативными актами субъектов федерации, также законодательством субъектов федерации будет устанавливаться размер компенсаций родителям на эти цели. С одной стороны, это положительное изменение, поскольку организациям инвалидов, родительским группам гораздо проще пролоббировать принятие нормативных актов на региональном уровне. С другой стороны очевидно, что размер компенсаций будет зависеть от размера бюджета того или иного субъекта федерации.
Отменяются положения Закона об образовании и Закона о социальной защите инвалидов, гарантировавшие компенсации на обучение детей, обучающихся в негосударственных учебных заведениях общего образования. Это изменение значительно повлияет на возможность получения образования детьми с инвалидностью. Негосударственные учебные заведения гораздо охотнее берут на обучение детей-инвалидов, и хотя раньше в законе было довольно много условий для получения компенсации, некоторые семьи могли их получить. Теперь создаётся такая ситуация, при которой в негосударственных учебных заведениях смогут обучаться те дети-инвалиды, родители которых могут самостоятельно платить за их обучение.
Отменяются положения Закона, гарантировавшие компенсации родителям, осуществляющим образование ребёнка в семье. Можно предположить, что данный вопрос будет отражён в законодательстве субъектов. В примерном положении об обучении ребёнка в семье пока нормы о компенсации сохраняются.
Отменяются компенсации на питание.
Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях). Для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации. Это достаточно положительное изменение, поскольку закон точно определяет, в чьей компетенции находится данный вопрос.
Закон отменяет постановление ВС РФ от 6 марта 1992 г. № 2464-I «О предельной величине оплаты родителями стоимости содержания детей в детских дошкольных учреждениях», которое устанавливает предельный размер оплаты за пребывание в дошкольных учебных заведениях и освобождает родителей детей-инвалидов от платы за дошкольные учебные заведения.
Теперь на федеральном уровне стандарты финансирования образовательных учреждений будут утверждаться только для федеральных учебных заведений, для учебных заведений субъектов норматив финансирования будет устанавливать сам субъект. Размер норматива финансирования влияет на размер компенсаций на обучение. Это изменение может привести к тому, что в более богатых регионах учебным заведениям будет выделяться больше средств, чем в бедных, что впоследствии приведёт к неравенству положения учеников.
Закон об образовании предоставляет право на внеконкурсное поступление для детей-инвалидов и инвалидов I и II группы только в федеральные государственные учебные заведения. Для средних специальных и высших учебных заведений субъекта федерации эта льгота должна быть установлена законодательством субъекта. Более того, с применением данной нормы вскоре возникнут определённые сложности, поскольку понятие группы инвалидности фактически исчезает, а понятие степени ограничения к трудовой деятельности не идентично понятию группы инвалидности, норма о внеконкурсном поступлении будет действовать только для детей-инвалидов.
Закон о высшем и послевузовском образовании теперь гарантирует уровень стипендиального обеспечения только для студентов федеральных государственных образовательных учреждений. Более того, образовательные учреждения смогут оказывать социальную поддержку студентам из внебюджетных средств.
Другие изменения законов, о которых говорилось выше, тоже повлияют на возможность получения образования детьми с инвалидностью. Например, поскольку большинство детей-инвалидов учатся не в школах по месту жительства, а в спецшколах, школах, находящихся в других районах, которые согласились принять ребёнка-инвалида, родители будут вынуждены тратить довольно большие средства на оплату дороги до школы. Исключение автомобиля из средств реабилитации приведёт к тому, что дети с нарушением опорно-двигательного аппарата по причине недоступности общественного транспорта не смогут физически добраться до учебного заведения. Раньше же они могли это сделать с помощью машины, предоставляемой государством. Все эти изменения приведут к тому, что возрастёт количество детей-инвалидов, обучающихся на дому. А поскольку надомное обучение недостаточно эффективно, встанет проблема создания специальных условий для обучения инвалидов в учебных заведениях по месту жительства.
Журнал "Школьный вестник" №2 2005 г.
РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ В ЗАКОНЕ: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
Кто имеет право бесплатно пользоваться общественным транспортом
Какова сумма компенсаций взамен натуральных льгот
Каков порядок получения бесплатных лекарств
Как будут распределяться путёвки на санаторно-курортное лечение. Как их получить
Что изменилось в деятельности органов МСЭ
Какие изменения произошли в связи с удтверждением новой формы ИПР
Что предусмотрено в федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
С момента публикации последней статьи об индивидуальной программе реабилитации, об изменениях в Законе о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, произошли некоторые изменения: было принято много нормативных актов, которые уточняют порядок реализации нововведений в законе. В связи с этим мы решили опубликовать ответы на вопросы, встречающиеся чаще всего.
Кто имеет право бесплатно пользоваться общественным транспортом
Поскольку из Федерального закона о социальной защите инвалидов была исключена норма, гарантировавшая инвалидам право на бесплатный проезд в общественном транспорте, теперь это право устанавливается законами или другими нормативными актами регионов. Например, в Москве, в соответствии с законом города Москвы «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» № 70 от 3.11.2004 г., инвалиды, имеющие I, II, III степень ограничения способности к трудовой деятельности или I, II, III группы инвалидности, дети-инвалиды, постоянно проживающие (т. е. зарегистрированные по постоянному месту жительства) в Москве, имеют право бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта в г. Москве.
Какова сумма компенсаций взамен натуральных льгот
Инвалиды отнесены к федеральным льготникам, денежные компенсации им выплачиваются из средств федерального бюджета. Размер денежных выплат установлен в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и составляет:
• для инвалидов, имеющих III степень ограничения к трудовой деятельности, — 1400 рублей;
• для инвалидов, имеющих II степень ограничения к трудовой деятельности, — 1000 рублей;
• для инвалидов, имеющих I степень ограничения к трудовой деятельности, — 800 рублей;
• для инвалидов, не имеющих степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, — 500 рублей;
• для детей-инвалидов — 1000 рублей.
Надо отметить, что в 2005 г. все инвалиды автоматически получают государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (социальный пакет). Социальный пакет включает две услуги: бесплатные лекарства по рецептам врача и санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд в пригородном транспорте и к месту лечения. Эти услуги стоят 450 рублей в месяц, которые вычитаются из ежемесячной выплаты. Поэтому выплата, которую вы сейчас получаете, на 450 рублей меньше.
Каков порядок получения бесплатных лекарств
Порядок остался прежним, рецепт вам выписывает врач (фельдшер), основываясь на новом перечне лекарств, утверждённом приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.12.2004 № 296. Перечень лекарств предполагается дополнить лекарствами, которые будут назначаться КЭК.
Далее вы, как и раньше, идёте в аптеку и получаете данное лекарство. Бесплатные лекарства входят в так называемый социальный пакет, от которого с 2006 г. можно отказаться и получить деньги.
Как будут распределяться путёвки на санаторно-курортное лечение. Как их получить.
Получить путёвку можно, если она полагается вам по медицинским показаниям. Для этого понадобятся ваше заявление и справка врача формы 070/у, которая действительна в течение 6 месяцев. А непосредственно в санатории вы можете пробыть не более 21 дня.
За санаторно-курортное лечение льготников отвечает Фонд социального страхования. Он отбирает здравницы по конкурсу, заключает с ними договоры и направляет граждан на лечение в те санатории, что ближе к месту жительства льготника. На проезд к месту отдыха и обратно вам выдадут талоны, которые в железнодорожной кассе нужно обменять на «безденежный» билет. Инвалиды с III степенью ограничения способности к трудовой деятельности, а также дети-инвалиды имеют право на получение второй путёвки для сопровождающего и второго бесплатного билета. Санаторно-курортное лечение также, как и бесплатные лекарства и проезд в пригородном транспорте, входит в социальный пакет.
Что изменилось в деятельности органов МСЭ
С 1 января 2005 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2004 г. № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», которое меняет структуру и ведомственную подчинённость системы органов МСЭ.
Органы медико-социальной экспертизы перешли в федеральное подчинение. Произошла реорганизация системы органов МСЭ, и теперь система выглядит следующим образом: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, которому подчиняются главные бюро медико-социальной экспертизы; их филиалами будут бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах. Отметим, что Постановление сохранило норму о том, что органы МСЭ должны определять группу инвалидности.
Какие изменения произошли в связи с утверждением новой формы ИПР
Министерство здравоохранения и социального развития приказом от 29 ноября 2004 г. № 287 утвердило новую форму ИПР. Теперь она одинакова на всей территории РФ. Фактически новая форма ИПР очень похожа на прежнюю, однако можно отметить, что сокращено количество реабилитационных мероприятий. Теперь БМСЭ назначает не всех исполнителей реабилитационных мероприятий. Например, исполнителя по предоставлению технических средств реабилитации будет указывать исполнительный орган фонда социального страхования, исполнителей некоторых услуг по социальной реабилитации будет указывать территориальный орган соцзащиты. В ИПР детей-инвалидов появился новый раздел: «Психолого-педагогическая реабилитация», в который должны войти рекомендации по дошкольному образованию, основному и профессиональному образованию, по коррекционной работе. Это очень важное изменение, поскольку в случае внесения записи о необходимости получения того или иного образования и указания исполнителя родителям будет проще отстоять право их ребёнка на образование. Школа или детский сад, указанные в ИПР, будут обязаны взять ребёнка.
Распоряжением от 21 октября 2004 г. № 1343-р Правительство РФ утвердило федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам. Это те услуги, которые при условии включения их в ИПР предоставляются бесплатно. Принятия этого документа организации инвалидов добивались уже 8 лет. Тем более огорчителен тот факт, что этот перечень очень скуден и предусматривает самый минимальный набор средств реабилитации и услуг. Ниже приводим его содержание.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
(утверждён распоряжением Правительства РФ от 21 октября 2004 г. № 1343-р).
Реабилитационные мероприятия
1. Восстановительная терапия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
2. Реконструктивная хирургия (включая лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности).
3. Санаторно-курортное лечение.
4. Протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов.
5. Обеспечение профессиональной ориентации инвалидов (профессиональное обучение, переобучение, повышение квалификации).
Технические средства реабилитации
6. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры.
7. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные).
8. Кресла-коляски малогабаритные.
9. Абсорбирующее бельё, памперсы.
10. Специальные средства при нарушениях функций выделения при противоестественных отверстиях — стомах.
11. Кресла-стулья с санитарным оснащением.
12. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.
13. Приборы для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля.
14. Книги со специальным рельефно-точечным шрифтом Брайля.
15. Слуховые аппараты.
16. Декодеры для приёма телепрограмм с субтитрами.
17. Протезы, в том числе эндопротезы, и ортезы.
18. Ортопедическая обувь.
19. Специальная одежда.
Услуги
20. Ремонт технических средств реабилитации, включая протезно-ортопедические изделия.
21. Ветеринарное обслуживание собак-проводников.