Перейти к основному содержанию

Реализация права на образование инвалидами по зрению

Одной из проблем, с которой часто сталкиваются инвалиды по зрению, является отсутствие информации по вопросам реализации и защиты своих прав. В частности, наиболее острыми являются вопросы, касающиеся образования и реабилитации инвалидов по зрению. Такие вопросы нередко поступают и в нашу редакцию. В этом и следующих номерах журнала на вопросы читателей по тематике образования ответит координатор юридической группы Нижегородской Региональной общественной организации инвалидов «Инватур» Дмитрий Балыкин.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Может ли общеобразовательная школа отказать в приёме ребёнка с нарушениями зрения на основании наличия у него инвалидности или в связи с медицинскими противопоказаниями?
2. Что необходимо для приёма ребёнка-инвалида в коррекционную школу?
3. Что такое надомное обучение? Каков объём учебной нагрузки при обучении на дому?
4. Сейчас много говорится о внедрении инклюзивного образования. Что это такое и для каких детей оно предназначено?
5. Возможно ли обучение ребёнка с нарушениями зрения в общеобразовательной школе по индивидуальным учебным планам?
6. Является ли обучение ребёнка с нарушениями зрения в специальной коррекционной школе или на дому препятствием для последующего получения профессионального образования?

1. Может ли общеобразовательная школа отказать в приёме ребёнка с нарушениями зрения на основании наличия у него инвалидности или в связи с медицинскими противопоказаниями?

Общеобразовательная школа не вправе отказать в приёме ребёнка на основании наличия у него инвалидности или в связи с наличием у ребёнка того или иного медицинского диагноза, так как в соответствии с Конституцией РФ каждый человек, без каких-либо исключений, независимо от возраста и состояния здоровья имеет право на образование. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст.ст. 7, 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Правила приёма граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования должны обеспечивать приём всех граждан, которые проживают на определённой территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Школа может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приёме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. В этом случае муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям ребёнка) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает приём детей в первый класс.

2. Что необходимо для приёма ребёнка-инвалида в коррекционную школу?

Согласно закону РФ «Об образовании» дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья направляются в коррекционные школы органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей ребёнка) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

3. Что такое надомное обучение? Каков объём учебной нагрузки при обучении на дому?

Организация воспитания и обучения детей-инвалидов на дому осуществляется в случае отсутствия у детей-инвалидов возможности по медицинским показаниям посещать общие и специальные дошкольные и общеобразовательные учреждения. Основанием для организации воспитания и обучения ребёнка-инвалида по индивидуальной программе на дому является заключение лечебно-профилактического учреждения, подтверждённое рекомендациями индивидуальной программы реабилитации (ИПР). Обучение на дому детей-инвалидов по общеобразовательной программе осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к их месту жительства.

По согласованию с родителями (законными представителями) ребёнка-инвалида и в соответствии с медицинскими показаниями обучение детей школьного возраста может быть организовано в следующих формах:

— обучение на дому;

— обучение в условиях помещения образовательного учреждения;

— обучение по отдельным предметам в классе (группе);

— участие ребёнка-инвалида во внешкольных и внеклассных мероприятиях.

Образовательное учреждение берёт на себя следующие обязанности:

— обеспечение на время обучения специальной учебной, методической литературой и учебными пособиями;

— обеспечение специалистами из числа педагогического состава, оказание методической и консультативной помощи, необходимой для освоения общеобразовательных программ;

— осуществление промежуточной и государственной (итоговой) аттестации в щадящем режиме;

— выдача прошедшим государственную (итоговую) аттестацию документа государственного образца о соответствующем образовании.

Объём учебной нагрузки учащихся определяется состоянием их здоровья, при этом он не может быть меньше 8 часов в неделю в 1 — 3 классах, 10 часов в 4 — 8 классах, 11 часов в 8 — 9 классах, 12 часов в 10 — 11 классах. При соответствующих медицинских показаниях количество учебных часов в каждом классе может быть увеличено, но оно не должно превышать предельно допустимую нагрузку базового компонента учебного плана.

4. Сейчас много говорится о внедрении инклюзивного образования. Что это такое и для каких детей оно предназначено?

Инклюзивное или включённое образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями, в т.ч. и детей с нарушениями зрения в общеобразовательных (массовых) школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает дискриминацию детей-инвалидов, обеспечивает равное отношение ко всем детям, одновременно учитывая их индивидуальные образовательные потребности. Опыт показывает, что определённая часть детей нередко выбывает из любой жёстко-регламентированной образовательной системы, потому что последняя не готова к удовлетворению их индивидуальных образовательных потребностей. Это касается детей, имеющих различные формы инвалидности, детей, имеющих задержку в развитии, но не имеющих инвалидности, детей, плохо владеющих языком обучения, одарённых детей и т.п. Число таких детей составляет до 15% от общего числа обучающихся.

Важно понимать, что не дети терпят неудачу из-за своей инвалидности или иных обстоятельств, а недостаточно гибкая система образования исключает их и не может удовлетворить их потребности. Инклюзивное обучение призвано помочь таким детям получить полноценное качественное образование. Оно предполагает доступность образования для всех детей независимо от состояния их здоровья и, что немаловажно, по месту их жительства.

Инклюзивное обучение позволяет детям приобрести знания о правах человека и о толерантности, хотя эти предметы им не преподаются специально. В процессе инклюзивного обучения дети с различными формами инвалидности и без инвалидности общаются друг с другом, учатся понимать и принимать различия между людьми. Такое совместное обучение воспитывает в детях толерантность, что, в свою очередь, ведёт к уменьшению случаев дискриминации инвалидов в обществе.

Принципы инклюзивного образования были сформулированы в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», принятой в июне 1994 г. на конференции по проблемам образования лиц с особыми потребностями, проходившей в Саламанке, Испания. В этом документе, в частности, указывается: «Каждый ребёнок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей. Лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые обязаны создать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на удовлетворение этих потребностей. Обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями и создания благоприятной атмосферы в обществе…»

Право инвалидов на инклюзивное образование было закреплено также и в Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую РФ подписала, но ещё не ратифицировала. Российскому законодательству данный термин пока не известен.

В то же время в российском федеральном и региональном законодательстве об образовании имеются нормы, соответствующие целям и принципам инклюзивного образования. Так, согласно ст.2 Закона РФ «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. В соответствии с п.1 ст.5 указанного закона гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья. Согласно п.6 указанной статьи государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Безусловно, большинство российских общеобразовательных школ сейчас нельзя назвать инклюзивными, однако несмотря на это, внедрение интегрированного (инклюзивного) обучения детей-инвалидов опережает нормативно-правовое закрепление соответствующих гарантий реализации права на образование в законодательстве, что порождает многие проблемы. Введение в законодательство РФ понятий «специальное образование», «право на специальное образование», «специальные образовательные условия» позволило бы создать более надёжный механизм обеспечения реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья без их дискриминации и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Пока эти вопросы, к сожалению, только обсуждаются.

5. Возможно ли обучение ребёнка с нарушениями зрения в общеобразовательной школе по индивидуальным учебным планам?

Да, это возможно. Права обучающихся перечислены в ст.50 Закона РФ «Об образовании»: «Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формы участия, обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения».

Следовательно, данное право в законе закреплено, однако говорить о том, как оно реализуется в каждом конкретном случае, можно только ознакомившись с уставом образовательного учреждения, в котором обучается ребёнок.

6. Является ли обучение ребёнка с нарушениями зрения в специальной коррекционной школе или на дому препятствием для последующего получения профессионального образования?

Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии с действующим законодательством. Законодательство об образовании не устанавливает дискриминационных ограничений на получение начального, среднего и высшего профессионального образования в зависимости от того, какую школу окончил человек с ограниченными возможностями здоровья. Вместе с тем необходимо иметь в виду следующее:

— Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

— Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Если говорить о коррекционных образовательных учреждениях, нужно отметить, что в РФ они разделены на 8 видов в зависимости от типа нарушений здоровья обучающихся. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения. Выпускники специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I — VII видов получают аттестат о получении основного общего или среднего (полного) общего образования, а выпускникам специальных (коррекционных) школ или классов VIII вида, создаваемых для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью, выдаётся лишь свидетельство об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида или специального (коррекционного) класса VIII вида общеобразовательного учреждения. Следовательно, обучение ребёнка с нарушениями зрения в коррекционной школе III — IV вида (для слепых и слабовидящих детей) по общеобразовательной программе не препятствует его дальнейшему обучению в учреждениях профессионального образования.

Применительно к надомному обучению нужно учесть, что обучение ребёнка с нарушениями зрения также, как правило, производится по общеобразовательной программе. Исходя из этого, данная форма обучения сама по себе не может являться фактором, ограничивающим возможности ребёнка при поступлении в учреждение профессионального образования, если он имеет документ, подтверждающий успешное освоение образовательной программой предшествующей программе профессионального образования. Сложности могут возникнуть по причине недостаточности знаний, которые получил ребёнок, обучавшийся на дому, поскольку, как известно, количество учебных часов при таком обучении сравнительно невелико.

Дата публикации: 
вторник, ноября 17, 2015
Автор публикации: 
Дмитрий Балыкин
Категория публикации: 
Ваше право