Перейти к основному содержанию

Права инвалидов в сфере профессионального образования

Координатор юридической группы Нижегородской Региональной общественной организации инвалидов «Инватур» Дмитрий Балыкин продолжает отвечать на вопросы наших читателей. Сегодня мы будем говорить о проблемах, с которыми сталкиваются инвалиды по зрению при получении высшего профессионального образования.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Приём в вузы осуществляется на основании результатов ЕГЭ. Существуют ли здесь какие-либо особенности применительно к лицам с ограниченными возможностями здоровья?
2. Что делать, если приёмная комиссия отказывается принимать документы у инвалида, мотивируя это тем, что из-за ограниченных возможностей здоровья  он не сможет обучаться в данном вузе.
3. Что делать, если в Индивидуальную программу реабилитации не включают программу профессионального образования? На каком основании учреждения МСЭ решают вопрос о наличии у инвалида противопоказаний к обучению в том или ином вузе?
4. В вузе, куда мы обратились за консультацией, нам сказали, что у них существует только 3 места, на которые могут быть зачислены инвалиды, поступающие вне конкурса? Законно ли установление числа мест, и как быть, если моя дочь окажется четвёртой?
5. Что ещё необходимо знать будущим абитуриентам?
6. Каковы права и обязанности студентов?

1. Как известно, приём в вузы сейчас осуществляется на основании результатов ЕГЭ. Существуют ли здесь какие-либо особенности применительно к лицам с ограниченными возможностями здоровья?

Порядок приёма граждан в государственные и муниципальные учреждения высшего профессионального образования на 2009 — 2010 гг. утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2008 г. №396 и изложен в п.3 этого документа:

«Приём в высшее учебное заведение на первый курс проводится на конкурсной основе по заявлениям лиц:

имеющим среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование — по результатам единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется приём, и по результатам дополнительных вступительных испытаний (при их наличии в высшем учебном заведении);

имеющим высшее профессиональное образование — по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно.

Граждане с ограниченными возможностями здоровья (лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, в том числе глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие) могут участвовать в конкурсе как на основании результатов ЕГЭ, так и на основании результатов вступительных испытаний (при отсутствии результатов ЕГЭ)».

Особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья установлены главой 6 указанного документа:

«При проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований:

вступительные испытания проводятся в отдельной аудитории, количество поступающих в одной аудитории не должно превышать: при сдаче вступительного испытания в письменной форме — 12 человек; при сдаче вступительного испытания в устной форме — 6 человек. Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего количества поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создаёт трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания;

продолжительность вступительных испытаний может быть увеличена по отношению ко времени проведения ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету;

присутствие ассистента, оказывающего поступающим необходимую техническую помощь с учётом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

поступающим предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения вступительных испытаний;

поступающие с учётом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16 — 20).

Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в учреждения высшего профессионального образования принимаются дети-инвалиды, а также инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующем высшем учебном заведении. Это категория несколько уже, чем указанная ранее категория лиц с ограниченными возможностями здоровья. К лицам с ограниченными возможностями здоровья, к примеру, могут быть отнесены инвалиды III группы или лица, не имеющие инвалидности. Принадлежность к лицам с ограниченными возможностями здоровья подтверждается справкой об установлении инвалидности, заключением психолого-медико-педагогической комиссии, документом (справкой), выданной образовательным учреждением, органом, осуществляющим управление в сфере образования, подтверждающим, что поступающий проходил государственную (итоговую) аттестацию как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.

Для того, чтобы воспользоваться правом на внеконкурсное поступление, инвалид должен представить в приёмную комиссию вуза Индивидуальную программу реабилитации (ИПР) с соответствующими рекомендациями.

2. Что делать, если приёмная комиссия отказывается принимать документы у инвалида, мотивируя это тем, что из-за ограниченных возможностей здоровья  он не сможет обучаться в данном вузе.

В ст.19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» указывается:

«Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов».

На практике встречаются ситуации, когда приёмные комиссии высших учебных заведений отказываются принимать документы у абитуриентов, имеющих инвалидность, ссылаясь на невозможность их обучения в данном вузе. В этом случае рекомендую вам в этот же день подать письменную жалобу об отказе в приёме документов на имя председателя приёмной комиссии или ректора вуза, а также в прокуратуру города по факту нарушения права на получение образования человека с инвалидностью.

Как и в иных случаях, жалоба составляется в 2-х экземплярах, один передаётся секретарю или другому уполномоченному лицу приёмной комиссии или ректората, а на втором экземпляре, который остаётся у вас, секретарь обязан поставить входящий номер, дату получения и подпись с расшифровкой.

Дежурный прокурор ведёт приём ежедневно во всех городах РФ. Если же рабочий день закончился, надо дать телеграмму с уведомлением о вручении с кратким содержанием жалобы на имя ректора или председателя приёмной комиссии и городского прокурора. Также можно обратиться с жалобой в Федеральную Службу по Надзору в Сфере Образования и Науки. Как правило, такие действия приносят результат.

3. Что делать, если в Индивидуальную программу реабилитации не включают программу профессионального образования? На каком основании учреждения МСЭ решают вопрос о наличии у инвалида противопоказаний к обучению в том или ином вузе?

Прежде всего, при возникновении такой ситуации я рекомендую обратиться за разъяснениями к председателю экспертной комиссии учреждения МСЭ, составлявшей ИПР. Если его разъяснения не покажутся вам убедительными, вы вправе в месячный срок обратиться с жалобой в вышестоящее учреждение МСЭ (Главное бюро), которое в течение месяца должно провести повторное освидетельствование и составить для вас новую ИПР. В случае отрицательного решения на любом этапе вы вправе обратиться в суд.

К сожалению, законы «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов» не устанавливают чётких критериев, по которым специалисты учреждений МСЭ решают вопрос о противопоказанности обучения по конкретным специальностям. На практике таким критерием является противопоказанность последующей профессиональной деятельности по определённым специальностям. Например, больным, страдающим эпилепсией, противопоказана работа с источниками повышенной опасности и т.п.

4. В вузе, куда мы обратились за консультацией, нам сказали, что у них существует только 3 места, на которые могут быть зачислены инвалиды, поступающие вне конкурса? Законно ли установление числа мест, и как быть, если моя дочь окажется четвёртой?

«Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом» (ФЗ «Об образовании», ст.5, п.1).

Федеральное законодательство не устанавливает каких-либо квот, ограничивающих численность студентов, имеющих инвалидность. По нашему мнению, их установление противоречило бы Конституции РФ и некоторым международным соглашениям, подписанным и Российской Федерацией, запрещающим дискриминацию в сфере образования. Исходя из этого, отказ вуза принять документы у гражданина, имеющего инвалидность, или зачислить его в вуз после прохождения вступительных испытаний будет незаконным. Кроме того, уже упоминавшимся приказом Минобрнауки №396 установлена следующая последовательность зачисления на бюджетные места в вуз:

1. лица, имеющие право на поступление без вступительных испытаний;

2. лица, успешно прошедшие вступительные испытания, в том числе дополнительные вступительные испытания (при их наличии), и имеющие право на внеконкурсное зачисление;

3. лица, успешно прошедшие вступительные испытания, в том числе дополнительные вступительные испытания (при их наличии) с учётом преимущественного права на зачисление;

4. лица, рекомендованные приёмной комиссией по различным условиям конкурса.

5. Что ещё необходимо знать будущим абитуриентам?

Абитуриентам важно знать, что «высшее учебное заведение вправе объявлять приём граждан только при наличии лицензии. Высшее учебное заведение обязано ознакомить абитуриента с указанной лицензией, а также со свидетельством о государственной аккредитации по каждому из направлений подготовки (специальности), дающим право на выдачу документа государственного образца о высшем профессиональном образовании. Об ознакомлении абитуриента со свидетельством о государственной аккредитации по выбранному им направлению подготовки (специальности) или об отсутствии указанного свидетельства в приёмные документы вносится запись, которая заверяется личной подписью абитуриента» (ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст.11, п.1). Для того, чтобы лучше знать свои права и обязанности, необходимо также ознакомиться и с уставом высшего учебного заведения.

Как правило, все эти документы размещены на официальном сайте вуза.

6. Каковы права и обязанности студентов?

Права и обязанности студентов закреплены в ст.16 Федерального закона №125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Приведём наиболее значимые пункты этой статьи:

2. Наряду с закреплёнными в Законе РФ «Об образовании» студенты высших учебных заведений имеют право:

1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключённого между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения;

6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством РФ порядке;

8) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

3. Студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения (далее — студенты очной формы обучения) и получающие образование за счёт средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 1100 рублей в порядке и на условиях, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Студентам-инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, — размер стипендии увеличивается на пятьдесят процентов. <…>Студенты высших учебных заведений вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения.

По медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск.

Студентам высших учебных заведений предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев.

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии.

4. Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления.

5. Студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации.

6. Студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данном уровне высшего профессионального образования.<…>

8. Студенты высших учебных заведений обязаны овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования, соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

9. За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

10. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного или муниципального высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии. Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, не имеющего государственной аккредитации, определяется уставом этого высшего учебного заведения.

Дата публикации: 
вторник, ноября 17, 2015
Автор публикации: 
Дмитрий Балыкин
Категория публикации: 
Ваше право