Перейти к основному содержанию

Как учиться в сибирской столице

Светлана Васильева

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия
Немного истории
Социальные работники бывают разные
Мама - абитуриентка
Первый раз на первый курс
Превращение без волшебства
Лекции лекциями, а праздники по расписанию 
А в школе сорвём уроки!

Вместо предисловия

После школы-интерната для слепых и слабовидящих детей многие выпускники продолжают учёбу в специальных учебных учреждениях или в обычных институтах и университетах, в которых незрячие и слабовидящие студенты становятся исключениями и сталкиваются с различными трудностями в обучении. Проект «Доступное высшее образование для людей с ограниченными физическими возможностями в Сибири — реальность сегодняшнего дня», который в 2000 году начал осуществляться в Новосибирском государственном университете, был направлен на то, чтобы студенты с проблемами здоровья учились наравне со здоровыми сверстниками. Но это не предполагало поблажек в учёбе. В рамках проекта в университете был создан специальный технический центр. В нём разместили компьютеры с речевыми синтезаторами, тактильными строками, увеличительной лупой и брайлевским принтером. Проект осуществлялся Новосибирской областной общественной организацией инвалидов «Центр незави­си­мой жизни «Финист», Институтом планирования и политики в области защиты прав людей с инвалидностью при университете в Сан-Франциско и Новосибирским государственным университетом. Проект уже завершён, но каждый год двери университета открываются для людей с ограниченными физическими возможностями, предоставляя им право участвовать в полноценной жизни университета.

А пока проект был в самом разгаре, к нам несколько раз приезжали американские партнёры, которые рассказали, как начиналась независимая жизнь студентов с физическими ограничениями в США.

Немного истории

В начале 70-х годов группа американских студентов с различными физическими ограничениями создала программу, которая давала возможность получать высшее образование и работать в более удобных условиях людям с ограничениями здоровья (инвалиды сами создали проект для инвалидов).

— Я и Роберт Метс окончили университет и были вовлечены в первую программу подобного рода в Америке, — рассказывает незрячий профессор биологии в университете в Беркли Дэннис Фантин, разрабатывающий модели осязаемых молекулярных химических структур. — Мы получили грант и сами себя приняли на работу. Нам знакомы все трудности, связанные с подобными проектами. Двадцать лет назад мы сами прошли через это, преодолевая множество препятствий.

— Мои права человека нарушались с детства, — вспоминает профессор экономики из Невады Роберт Метс, потерявший способность самостоятельно передвигаться после полиомиелита. — Меня поместили в класс для умственно отсталых детей, а я выполнял домашние задания своих друзей, обучающихся в обычной школе, чтобы доказать, что с моим интеллектом всё в порядке. Благодаря моим усилиям и поддержке родителей я победил в этой борьбе.

— Мы очень давно дружим с Робертом. Когда мы учились в Калифорнии, он ездил на тележке для гольфа, потому что коляска была слишком широкой. Мы тогда создали с ним команду: Боб направлял, а я управлял тележкой, так мы и ездили на ней вдвоём, — с улыбкой вспоминает Дэннис.

— А ещё мы всегда смеёмся, когда вместе, — подключается Роберт. — На официальных встречах это выглядит не совсем прилично.

Марк Кризак (руководитель первого проекта в НГУ с американской стороны) пришёл в проект в 1976 году, откликнувшись на объявление, в котором требовался водитель фургончика. С Россией сотрудничает давно, немного говорит по-русски и знает (по непроверенным сведениям) гимн Советского Союза. Его жена передвигается на коляске.

— Она зарабатывает больше меня, — говорит Марк.

— Она дороже стоит, — смеются друзья.

Социальные работники бывают разные

Пять лет назад я училась в стандартной школе-интернате в городе Абакане (столица республики Хакассия), пробовала силы в журналистике и мечтала о высшем образовании. Незадолго до выпускных экзаменов к нам в школу пришла социальная работница. Узнав, что я хочу получить высшее образование, она сказала: «Где же я возьму вам высшее образование с вашей справкой ВТЭК?» Дальнейшая наша беседа свелась к тому, что она убеждала меня отказаться от моего намерения. Сейчас я понимаю, что не нужно было придавать значения её словам, но тогда, накануне экзаменов, я находилась в сильном нервном напряжении, восприняла её слова как своего рода приговор и перестала готовиться к вступительным экзаменам в вуз.

Но за несколько дней до выпускного вечера школьный социолог Василий Васильевич радостно сообщил мне, что по радио рассказывали о новой программе, которая открывается в Новосибирске. Так у меня появилась новая надежда.

Мама — абитуриентка

О том, что подобный проект начинает работать в Новосибирском государственном университете, мы с мамой узнали за неделю до подготовительных курсов. Центр по делам семьи и молодёжи города Минусинска, в котором я жила, отправил запрос в Новосибирск. И вот мы получили ответ от координатора проекта с российской стороны с приглашением испытать свои силы.

Я очень сомневалась в своих возможностях после беседы с социальным работником, но мама была настроена оптимистично и сказала, что попытаться стоит. За оставшуюся неделю мы прошли медицинскую комиссию и собрали все учебники, которые нашли у знакомых и друзей, кое-что из литературы привезла в день нашего отъезда моя бывшая учительница.

В Новосибирске нас поселили в общежитие. Мы записались на десятидневные подготовительные курсы. Мама ходила со мной на лекции, потому что я не успевала записывать за преподавателями. После лекций мама читала мне вслух до двенадцати ночи, учила со мной стихотворения. За десять дней надо было «пройти» то, что обычно усваивается за нескольких месяцев.

Как-то перед экзаменом одна из абитуриенток задала мне вопрос по предмету, а я так волновалась, что не успела быстро среагировать. Вместо меня ответила мама. Мои новые подружки говорили со смехом: «Тётя Тамара, поступайте вместе с нами!»

Экзамены закончились, из 15-ти возможных я набрала 13 баллов. В оставшиеся до зачисления дни мама легко разгадывала литературные кроссворды, заполняя непривычно свободное время. А потом мы прочитали моё имя в списке зачисленных в университет на отделение (теперь уже факультет) журналистики.

Первый раз на первый курс

Мне было очень страшно оставаться одной далеко от дома (сутки, если ехать на поезде), но желание получить высшее образование пересиливало всё. На вступительных экзаменах я уже познакомилась кое с кем из моих одногруппников, поэтому уже после нескольких дней пребывания в университете полностью погрузилась в студенческую жизнь с её поздними прогулками, разговорами, песнями.

Для меня началась новая жизнь с радостями и трудностями. Первую неделю занятий ребята из группы часто подходили ко мне и интересовались тем, как я пишу и читаю. Две одногруппницы даже выучили систему Брайля. До сих пор с одной из них мы переписываемся на парах, когда становится по-настоящему скучно. Я пишу ей ручкой, а она мне по брайлю. Открытки на день рождения мне тоже подписывают по брайлю.

Поддержку группы я почувствовала уже в первый месяц учёбы. Сначала я не успевала записывать лекции и пользовалась диктофоном. Одна из преподавательниц увидела работающий диктофон и, не зная, что я использую его по необходимости, выказала мне своё возмущение, сказав, что я не спросила у неё разрешения. До этого момента все преподаватели относились к диктофону очень спокойно, поэтому я просто растерялась. Пока я раздумывала, что ответить, за меня вступились одногруппники. Они сказали, что я имею на это право, и объяснили почему. Поддержка меня настолько ободрила, что я извинилась перед преподавательницей и попросила разрешения использовать диктофон на её лекциях. На этом единственный инцидент с преподавателями был исчерпан. А одна из преподавательниц относилась к моему диктофону даже с юмором. «Света, — говорила она, — я боюсь вашего диктофона, потому что язык — мой враг». Тогда я заверила её, что кассета стирается на следующий же день, и преподавательница перестала волноваться.

От диктофона я довольно быстро отказалась. Теперь я пользуюсь им только тогда, когда прошу друзей записать мне лекцию, которую собираюсь прогулять.

Вероятно, в начале проекта появление студентов с проблемами здоровья повергало студентов и преподавателей в недоумение, чуть ли не в шок, но сейчас, по-моему, они уже привыкли и настроены очень доброжелательно. Если видят меня в коридорах одну, всегда предлагают куда-нибудь проводить, а продавцы в буфете начинают рассказывать, что у них есть, когда мы подходим.

Из первого курса мне больше всего запомнились два события. Первым было посвящение в студенты с так и не выученным гимном «Guadeamus», на котором меня разрисовали круче, чем индейца древнего племени, окунули в тазик с водой сомнительной чистоты, заставили сражаться с космическими врагами, стреляя в них на поражение из брызгалки, а напоследок дали выпить стакан воды с низкой концентрацией спирта. Мой материал об этом назывался «Огонь, вода и капля спирта». Вторым запомнившимся событием стала первая сессия, во время которой было выпито море кофе и объявлена война Морфею.

Превращение без волшебства

А дальше мне и моим друзьям, как любым журналистам, захотелось издавать свою газету. Помещение для редакции долго искать не пришлось, потому что у нас был любимый технический центр, в котором мы фактически жили в свободное от учёбы время. Здесь было и всё необходимое оборудование. К тому времени я уже перешла на «ты» с компьютером и брайлевским принтером, что изрядно облегчало жизнь и мне, и преподавателям, которым я сдавала работы в удобном для них печатном виде. Среди моих одногруппниц и подруг нашлась девушка, которая легко справлялась с газетной вёрсткой. Вопрос об аудитории тоже обсуждался недолго, потому что кроме меня в новоиспечённой редакции оказалась Ольга Лошкарёва, которая, как и я, окончила школу-интернат и прекрасно знала, что сибирские школьники нуждаются в своей газете. Так в мае 2002 года появился первый номер специализированной газеты для школьников с проблемами зрения «Бумеранг», а технический адаптивный центр для студентов с проблемами зрения превратился ещё и в редакцию. Причём без какого-либо вмешательства волшебной палочки и золотой рыбки. Сейчас к выпуску готовится уже восьмой номер газеты, которую мы рассылаем по всем школам и библиотекам сибирского региона. А полгода назад газета «Бумеранг» на конкурсе молодёжных проектов «Молодой Новосибирск-2003» заняла первое место в номинации «Самый актуальный проект».

Лекции лекциями, а праздники по расписанию

Никогда не верьте, что студенты только и делают, что учатся, потому что даже самые глубокие ботаники умеют отдыхать. Наша дружная компания отдыхать не только умеет, но и очень любит. К каждому празднику подход у нас творческий. Согласитесь, что просто наесться салатов и напиться вина — банально и скучно, а если праздник с изюминкой, то потом будет что вспомнить. К примеру, на мой день рождения мы устроили японскую вечеринку, где учились есть палочками и делали из бумаги журавликов. Были у нас и другие вечеринки: «французская», «итальянская», «шоколадная», «День лицейского братства». На последний мы устроили в коридоре общежития вступительные экзамены. В тот день по общежитию ходили с проверкой деканы факультета журналистики, на котором я учусь, и дружественного нам гуманитарного факультета. Когда они проходили мимо, у одной из экзаменуемых как раз спрашивали, чем отличается постмодернизм от сюрреализма. Деканы заинтересованно остановились, послушали, поздравили именинницу и в неком недоумении двинулись дальше.

А после тяжёлой трудовой недели подготовки и проведения конференции мы устроили праздник, который назывался «День неконференции», на котором три часа играли в «Контакт» (игра в отгадывание слов).

Особого внимания заслуживает празднование Нового года в общежитии. Когда бьёт двенадцать, все выходят из комнат с пластиковыми стаканчиками шампанского. Каждый проходит по всем этажам, поздравляя всех знакомых и не очень. Иногда при этом поётся гимн. Когда сталкиваешься с этим впервые, такое единение  поражает и восхищает.

В нашей компании при встрече 2004 года был свой президент Путин, который читал речь, своя Регина Дубовицкая, своя обезьяна с бананом на шее, свой собственный доктор Айболит на всякий пожарный и настоящий, но очень современный Дед Мороз с очень скромной Снегурочкой. В общем, воспоминаний и фотографий хватит надолго.

Из этого можно сделать только один вывод: было бы что праздновать, а уж как это сделать, студенты всегда придумают. Особенно, если в компании есть свои затейники. Главное, никогда не знаешь, что они придумают в следующий раз.

А в школе сорвём уроки!

Каждый раз, когда мы приезжаем домой на каникулы, мы не забываем заглядывать в любимую абаканскую школу-интернат № 21. У интернатов много минусов, но есть и один важный плюс: за годы обучения учителя и воспитатели становятся людьми почти родными, поэтому мы всегда стремимся их навестить. И в каждый наш приезд администрация школы собирает в актовом зале старшеклассников, чтобы мы рассказали им, как учиться в Новосибирске. И вот вместо физики, химии и математики мы рассказываем им, что экзамены им достаточно сдать всего лишь на тройки, но и это непросто. Снова сообщаем, что на экзаменах им дадут помощника, которому они продиктуют своё сочинение. Что, если они поступят в университет, у них будет персональный помощник из числа одногруппников, который будет им читать. Мы рассказываем им про замечательный технический адаптивный центр и про то, как иногда к нам заходят и спрашивают, что и для кого мы тут адаптируем. Не забываем мы и про нашу газету «Бумеранг», и про всяческие наши победы, про преодолённые препятствия, про то, как надо верить в себя, потому что «воздух выдержит только тех, кто верит в себя». Мы, конечно, напоминаем им, что к экзаменам надо готовиться заранее и что можно записаться на подготовительные курсы. Рассказываем о том, что в НГУ учатся уже 70 студентов с различными проблемами здоровья, 8 из которых с серьёзным нарушением зрения или незрячие.

В такие моменты нам кажется, что они радуются сорванным урокам и совсем нас не слушают. Но если кто-то из наших «неслушателей», когда придёт время, всё же решит стать абитуриентом и приедет к нам, мы всячески поддержим его.

Сейчас уже три человека из абаканской школы учатся в НГУ, а этим летом поступать приедут ещё двое. Мы будем пугать их сложностями, а в душе желать удачи. И может быть, в следующем году уже они приедут в родную школу, чтобы снова сорвать уроки.

P.S. Желаю удачи всем нынешним абитуриентам!!! Ни пуха вам!!!

Дата публикации: 
среда, ноября 18, 2015
Автор публикации: 
Светлана Васильева
Категория публикации: 
Выбираем профессию