Новые профессиональные возможности для инвалидов по зрению
Ирина Сумарокова
Последние годы многие российские граждане стали внимательнее относиться к своему здоровью (физическому, психическому и социальному). Элегантный внешний облик и отличное физическое состояние стали непременным условием, обеспечивающим высокое качество жизни и профессиональный успех. Следствием этой тенденции стало появление множества различных учреждений оздоровительной направленности (от физкультурно-оздоровительных центров до косметических салонов), в которых населению оказываются разнообразные услуги в сфере здоровьесберегающих технологий. С открытием подобных центров для лиц с нарушенным зрением обозначились новые перспективы трудоустройства. Пользуясь своим личным опытом, хочу подробнее рассказать об этих новых профессиях.
Я являюсь инвалидом первой группы по зрению с детства. По окончании школы получила специальность медицинской сестры по массажу в Кисловодском медицинском училище № 2. Более 10 лет работала по специальности в разных местах: детская городская больница, медпункты при предприятиях, медицинские кооперативы, занималась и частной практикой. Затем получила высшее образование на кафедре социальной педагогики и инновационных здоровьесберегающих технологий при Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете (бывшая кафедра валеологии). Моя специальность, педагог-валеолог, расширила мои профессиональные возможности как работника сферы здравоохранения и открыла принципиально новую область применения моих профессиональных умений.
Валеология — это учение о здоровье, о том, как человеку на протяжении долгих лет жизни сохранить ресурсы своего организма и добиться физического, психического, социального благополучия (в соответствии с определением здоровья Всемирной организации здравоохранения). В условиях современной жизни, когда организм человека испытывает на себе постоянное действие множества негативных факторов, таких, как экономическая нестабильность, непрерывно растущий информационный поток, увеличивающийся темп жизни, экологические проблемы, данная проблематика приобретает несомненную актуальность. Квалификация педагога-валеолога предполагает наличие определённых знаний и практических умений в области различных здоровьесберегающих технологий: оздоровительные двигательные программы (включая аэробику и шейпинг), диетология, фитотерапия, психофизическая саморегуляция, а при наличии медицинского образования — кинезотерапия, лечебная физкультура, массаж, то есть всё то, что помогает людям сохранить здоровье и хорошее самочувствие в любом возрасте.
Применяя свои знания, педагог-валеолог может успешно заниматься коррекцией осанки и фигуры, психокоррекцией, консультированием по оздоровительному питанию и использованию лекарственных растений, вести группы здоровья в соответствии с той или иной двигательной программой, а также работать в области трудовой и социально-психологической реабилитации граждан, в том числе и инвалидов. Все эти виды деятельности доступны для инвалидов по зрению и могут успешно ими осуществляться. Незрячим специалистам сложно проводить занятия в группах здоровья, но индивидуальная работа по двигательным программам им доступна. В консультировании по вопросам питания, закаливания, в работе по коррекции осанки и фигуры они могут быть вполне конкурентоспособными специалистами.
Такой вывод основывается на моём личном практическом опыте. В течение двух лет я работала в центре восстановления и реабилитации, а также имела многолетнюю частную практику. Помимо массажа, я занималась коррекцией осанки у детей и взрослых (сочетание массажа, лечебной физкультуры и кинезотерапии), коррекцией фигуры (сочетание антицеллюлитного массажа с индивидуально подобранными двигательными программами и мероприятиями по снижению веса), консультационной работой по закаливанию и оздоровлению (рекомендации по профилактике хронической усталости и психофизиологической саморегуляции). Такой разносторонний подход позволяет быстрее добиваться положительных результатов и обеспечивает более эффективный оздоровительный процесс, что в свою очередь позитивно отражается на моей конкурентоспособности и профессиональной репутации.
В настоящее время я возглавляю в Нижнем Новгороде работу по социально-психологической реабилитации детей с глубокими нарушениями зрения раннего и дошкольного возраста. Эта деятельность — ещё один аспект профессиональной компетенции педагога-валеолога. Полученные в институте знания помогают мне осуществлять комплексный подход при организации детского реабилитационного центра, сочетая психолого-педагогические и оздоровительные услуги, и находить новые интересные формы работы с незрячими и слабовидящими детьми, направленные на формирование у них механизмов психологической и биологической компенсации дефектов зрения. Кроме того, обладая медицинскими знаниями, я всегда могу дать родителям необходимые рекомендации по оздоровлению детей. По моему глубокому убеждению, использование технологий здоровьесберегающей педагогики в социально-психологической реабилитации инвалидов поможет разнообразить реабилитационный процесс и повысить его эффективность.
Подобную универсальную профессию в наше время можно получить на кафедрах валеологии или здоровьесберегающей педагогики. Это представляет интерес для инвалидов по зрению, профессионально занимающихся социально-психологической реабилитацией инвалидов в реабилитационных центрах или в различных некоммерческих общественных организациях. Знание принципов и методик здоровьесберегающей педагогики поможет сделать реабилитационную работу более интересной, разнообразной и физиологически обоснованной за счёт её насыщения инновационными здоровьесберегающими технологиями.
Особую актуальность такое образование представляет для тех инвалидов по зрению, которые уже имеют среднее медицинское образование (массажисты). Наличие дополнительных профессиональных навыков даст возможность слепым и слабовидящим массажистам достойно выдерживать конкуренцию на рынке труда, несмотря на постоянно растущее в последнее время количество представителей этой профессии. Например, работая в оздоровительном центре, такой специалист может заниматься не только массажем, но и консультированием или индивидуальной коррекционной работой, что поможет ему добиться более высоких результатов в лечебной практике. Поскольку, несмотря на возрастающую доступность высшего образования для лиц с нарушенным зрением, его всё-таки может получить не каждый массажист, большое положительное значение в повышении конкурентоспособности незрячих массажистов могло бы сыграть включение в учебный план средних медицинских учреждений, готовящих незрячих и слабовидящих массажистов, изучение различных современных здоровьесберегающих технологий, чтобы по окончании училища выпускники имели и другие практические навыки.