Стать квалифицированным массажистом можно в Томске
Галина Коробкова
До начала 90-х годов в Кисловодске существовало единственное в России среднее специальное учебное заведение по подготовке профессиональных массажистов с нарушенным зрением. Число незрячих и слабовидящих, которые могли получить там профессию массажиста, было ограничено. С целью предоставления дополнительной возможности получения профессии массажиста для незрячих, проживающих в азиатской части России, по инициативе Минздрава и при поддержке администрации Томского медико-фармацевтического колледжа в 1994 году на базе отделения «сестринское дело» ТМФК было открыто отделение, на котором незрячие могли получить специальность «медицинская сестра по массажу». Большую методическую помощь при его становлении оказала администрация Кисловодского медицинского колледжа.
Отделение работает 9 лет. За это время было выпущено 7 групп (около 180 человек). В ТМФК обучаются студенты из Приморья, Сахалина, Якутии, Алтая, а также из Восточной и Западной Сибири. Основной контингент составляют иногородние. Преимущество при поступлении имеют инвалиды с детства первой и второй групп по зрению. Среди студентов много тотально слепых.
Все годы существования в ТМФК специализированного отделения отмечался конкурс более двух человек на место. Это объясняется как интересом к профессии и желанием работать в соответствии с полученной специальностью, так и незнанием о другой возможности получения профессионального образования. У большинства студентов с нарушенным зрением отмечается устойчивая мотивация для овладения профессиональными навыками. Они с увлечением осваивают учебные программы, хорошо адаптируются в студенческой среде, активно участвуют в общественной жизни колледжа. Преподаватели охотно ведут занятия в группах, в которых обучаются студенты — инвалиды по зрению.
Учебный процесс в специализированных группах проходит параллельно с группами медицинского отделения, что играет позитивную роль в нормальном восприятии здоровыми студентами студентов с ограничением зрения. В общежитии незрячие тоже не живут обособленно от остальных обучающихся. В процессе общения возникает взаимопомощь между студентами с ограниченным зрением и их добровольными помощниками, которые начитывают тексты на кассеты, оказывают помощь в прочтении материалов лекций, учебных пособий, помогают в быту, сопровождают на занятия внутри колледжа и по городу до лечебных учреждений. Присутствие студентов с ограниченным зрением способствует расширению поля солидарности и милосердия в общей студенческой массе. Таким образом, у студентов, обучающихся и проживающих рядом, формируются гуманные ценностные ориентиры, весьма важные как для развития личности, так и для будущей профессии.
Незрячие и слабовидящие студенты — талантливые чтецы, поэты, музыканты. Они активно участвуют в различных мероприятиях колледжа. Хорошим примером общения и здорового отношения к людям с ограниченным зрением являются браки между молодыми людьми с нарушенным зрением и зрячими студентками. По нашим наблюдениям, имеется тенденция к их увеличению. Если в группах 1994 — 1995 годов семейных союзов не возникло, то в группе 1996 года был 1 брак, в группе 1997 — 2 брака, в группе 1998 — 3, а в группе 1999 года и в группе 2000 — 5 браков. Ни один союз на сегодняшний день не распался, во всех появились дети.
В ТМФК обучение студентов-инвалидов по зрению проводится в соответствии с программой Кисловодского медицинского колледжа. Преподаватели ТМФК прекрасно адаптировались к специфике обучения рассматриваемой категории студентов: доброжелательны к ним, но не делают скидок, просто предоставляют возможность выразить себя в удобной форме. В ТМФК при обучении используются традиционные рельефно-графические пособия, методические пособия, напечатанные рельефно-точечным шрифтом, «говорящие» книги, начитывают лекции на кассеты. Значительную помощь в начитывании книг и тиражировании кассет оказывает Томская областная специализированная библиотека для слепых.
Поскольку в специализированных группах примерно 30% студентов пишет по Брайлю, дидактический материал необходимо дублировать рельефно-точечным шрифтом. Эта задача решается самими студентами. Открытие в 2003 году компьютерного класса дало возможность студентам данной категории использовать компьютер для изучения учебного материала с помощью синтезатора речи.
В процессе учебной работы обнаружились проблемы, свойственные, очевидно не только ТМФК:
1. Студенты, пишущие по Брайлю, ощущают острый дефицит писчей бумаги для слепых. Если в первые годы деятельности отделения администрация колледжа имела возможность приобретать бумагу, то в настоящее время она такой возможности не имеет.
2. Основная часть студентов, инвалидов по зрению, — из малообеспеченных семей. Пока имелась возможность, колледж приобретал для таких студентов в личное пользование магнитофоны и кассеты, но приобретение тифломагнитофонов с каждым годом становится всё сложнее.
В заключение хотелось бы сказать о позитивном в работе ТМФК по обучению студентов с нарушением зрения:
1. В специализированных группах всегда высокие показатели успеваемости. По приказу директора лучшие студенты поощряются материально.
2. В ТМФК изначально сложилось доброжелательное отношение преподавательского коллектива к студентам — инвалидам по зрению. Оно передаётся и студентам других специальностей. В результате студенты с нарушением зрения практически не испытывают таких психологических проблем, как психологический дискомфорт, вызванный неприятием, настороженным отношением к ним зрячих студентов.
3. Важным показателем нашей работы является востребованность выпускников колледжа, инвалидов по зрению. В Томске, где отмечается большое число зрячих массажистов, на новые вакансии берут незрячих и слабовидящих студентов. В регионах, куда уезжают выпускники, ситуация аналогичная.
4. При трудоустройстве выпускников колледжа, инвалидов по зрению, администрация медицинских и санаторно-курортных учреждений перестала акцентировать внимание на степени нарушения зрения и с удовольствием берёт их на работу.