Профессия - журналист
Светлана Васильева, студентка пятого курса факультета журналистики НГУ
СОДЕРЖАНИЕ
Быть или не быть?
Что такое журналистика и кто такой журналист
Если быть, то как стать
Газеты, свежие газеты!
В эфире радиопрограмма
Говорит и показывает...
Журналистика плюс
Я всегда с собой беру...
А тебе это надо?
Ты уже почти выпускник или просто задумываешься о выборе будущей профессии? Тебя привлекает журналистика, но ты не знаешь точно, твоё ли это призвание? Тогда давай попробуем разобраться. Думаю, ты прекрасно знаешь, что такое презентация. Бывает презентация книги, нового музыкального диска и многого другого. А я специально для тебя проведу презентацию профессии журналиста с её прелестями и разочарованиями, плюсами и минусами.
ЧТО ТАКОЕ ЖУРНАЛИСТИКА И КТО ТАКОЙ ЖУРНАЛИСТ
В словаре сказано, что журналистика — это деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.). На самом деле, это возможность встречаться с интересными людьми, каждый день узнавать что-то новое, бесплатно ходить в театры и на концерты и участвовать в презентациях с фуршетом. Ты уже загорелся желанием всем этим заняться? Тогда стоит немного охладить твой энтузиазм, потому что люди не всегда интересные, а общаться с ними надо по заданию редакции; мероприятия бывают невыносимо скучными, а сидеть на них приходится до конца. Грустно? Не пугайся. Интересного и необычного гораздо больше, поэтому всё остальное можно пережить. Журналистика бывает газетной, электронной, радийной и телевизионной. Некоторое отношение к ней имеет также реклама и Public relation (если тебе неизвестно, что означает это иностранное словосочетание, читай дальше). Кроме того, журналистика бывает «жёлтой», т.е. скандальной, и бывает качественной.
Теперь поговорим о журналисте. Журналист — это человек, который должен в первую очередь быть сверхкоммуникабельным, т.е. легко устанавливать контакт с людьми и быть приятным в общении. Он должен забывать дома свои проблемы и плохое настроение, уметь внимательно слушать, наблюдать и обладать хорошей памятью. Журналист должен разбираться во всём понемногу, быстро соображать и быть чемпионом по плаванию в море информации. Это человек, который должен стремиться обо всём узнать первым и всегда быть в курсе происходящего в стране и мире. А самая главная характеристика журналиста — это мобильность и скорость. Если ты готов успевать всегда и везде, находить информацию там, где никто не ожидал её увидеть, писать по ночам и неординарно мыслить, то журналистика — твоя профессия.
Как и везде, здесь главное — начать. Ты не знаешь, с чего? Конечно, с работы со словом. Если в твоей школе или в школе твоих друзей есть газета, напиши туда. Что, нет газеты? Тогда создай её. Для этого нужна интересная идея, привлекательное название, оригинальный дизайн и парочка друзей-единомышленников. Если всё это у тебя есть, тогда приступай к делу. Знаешь, как приятно будет твоим друзьям и преподавателям читать о родной школе? И не сомневайся, у тебя всё обязательно получится.
Если же всем вокруг нет дела до газеты, даже сверхновой, попробуй записаться на курсы юных журналистов. Поверь, это очень помогает: и друзей новых найдёшь, и полезным вещам научишься, и в издании газеты поучаствуешь. Удачи в поиске!
Если же ситуация совсем грустная, придётся тебе почитать книжки, хотя бы немного. Журналистами не рождаются, ими становятся в процессе приобретения знаний. Я советую начать с книги С.Г. Корконосенко «Основы журналистики». Она вышла в Москве в 2001 году. Затем почитай книжку для настоящих и будущих журналистов Т. Засориной, Н. Федосовой «Профессия журналист», которая появилась в Ростове-на-Дону в 1999 году. После этого можешь серьёзно погружаться в профессию и изучать журналистские жанры. Самую современную классификацию их ты найдёшь у А.А. Тертычного в книге «Жанры периодической печати». Это совсем свежее издание, выпущенное в Москве в 2002 году. Напоследок загляни в двухтомную, как называют её авторы, энциклопедию жизни современной российской журналистики, которая издана в Москве в 1998 году и вопросительно озаглавлена «Власть, зеркало или служанка?». В этой книге под редакцией В. Богданова и Я. Засурского помещены диалоги о журналистике и мнения о ней же профессионалов своего и, может быть, твоего дела.
А написать что-нибудь и где-нибудь напечататься ты всё же постарайся, потому что на некоторых факультетах журналистики при поступлении требуют публикации. Кстати, если ты решишь стать журналистом, выбери заранее, где ты будешь получать эту профессию, чтобы успеть подготовиться к экзаменам. Ты же помнишь, что журналист должен успевать везде. А пока давай решим, какая область журналистики привлекает тебя больше других.
Согласись, что приятно было бы слышать этот крик на улице и знать, что где-то в одной из этих свежих газет помещена статья, под которой написано твоё имя. Знаешь, что делают начинающие журналисты, когда выходит их статья? Бегут покупать газету, а лучше две, а потом показывают их друзьям с детским восторгом, потому что их материал дошёл до завершающей стадии — до печати.
Газетные новости, репортажи, интервью, очерки и статьи проживают целую жизнь прежде, чем дойдут до читателя. Сначала журналист получает задание от редакции или сам НАХОДИТ интересную для газеты информацию, затем он СОБИРАЕТ необходимые факты и пишет материал с ярким, броским заголовком. Первый абзац желательно набрать крупным шрифтом и написать его так, чтобы заинтриговать читателя и заставить его прочитать твою статью до конца. После того как всё написано, журналист отдаёт своё творение редактору, который его исправляет или сокращает, если считает нужным. От редактора статья попадает к верстальщику или дизайнеру, которые помещают материал на отведённой ему печатной площади. Когда же готова вся газета, она попадает в типографию, а оттуда непосредственно к читателю. Всё это совершается очень оперативно, поэтому материалы должны быть сданы вовремя. Одна знаменитая сибирская журналистка, когда её спросили, что самое страшное для журналиста, рассказала свой сон. Ей приснилось, что она открывает газету, а там на месте материала, который она должна была написать, помещена её фотография и подпись: «Не успела».
И всё-таки газеты менее оперативны в передаче новой информации по сравнению с электронными средствами массовой информации (радио и телевидение), поэтому в последнее время они больше ориентируются на аналитическую журналистику. В газетах можно встретить обзоры, рецензии и аналитические статьи, отражающие реакцию на самые актуальные события и проблемы.
Преимущество газет в том, что их можно читать дома, в транспорте, на скамеечке в парке и везде, где хочется. Кроме того, всегда можно перечитать понравившийся материал.
Газетный журналист должен хорошо разбираться в жанровых особенностях и безупречно владеть словом. Его задача — написать так, чтобы целевой аудитории, т.е. людям, для которых он пишет, читалось интересно и увлекательно. И ещё одна важная вещь — читателю должно быть понятно, о чём это журналист размышлял.
Сейчас, конечно, в эфире преобладает музыка и голоса ди-джеев, которые, как выражается один из них, работают, не покладая языка... Но я хочу поговорить о «серьёзных» радиопрограммах.
Главное в радиожурналистике — звук, а точнее — качественный звук. Для того, чтобы сделать радиопрограмму, журналисту недостаточно встретиться с человеком и поговорить с ним, нужно ещё записать его голос, чтобы он был живой, настоящий и качественно звучащий. В общем, нелегка жизнь простого радийщика: то батарейки сядут, то голос не запишется, то редактора не устраивает качество. Ещё и казусы различные случаются: например, звонок сорвётся посреди разговора или кашель не вовремя нападёт. А иногда забудешь выключить микрофон и начнёшь свои эмоции прямо в эфир выражать. Да мало ли что случается. Однажды моя подруга делала опрос для своей студенческой программы и попросила молодых людей ответить на вопрос. Вместо ответа они пригласили её на шашлыки.
А если говорить серьёзно, то радиожурналист должен уметь расположить к себе собеседника и убедить его не бояться диктофона. Когда идёшь на встречу, не стоит ДЕМОНСТРАТИВНО нести диктофон впереди себя: человека морально подготовить надо. Ещё нужно уметь выделять самое главное из разговора, чтобы слушатель не успел заскучать, когда это будет звучать в эфире.
Важная составляющая радиожурналистики — монтаж. Из записанных голосов вырезаются нужные кусочки и вставляются в радиопрограмму. При этом можно изменять уровень звука, выставлять его в разной последовательности. Делается монтаж в специальных компьютерных программах (не буду забивать твою голову сложными английскими названиями. Если займёшься радиожурналистикой, то во всём этом с лёгкостью разберёшься). Иногда монтаж может быть очень забавным делом. К примеру, из вырезанного кашля или вздохов можно сделать звуковой паровозик или ещё что-нибудь смешное. Часто мы, радиожурналисты, сохраняем весёлые фразы, записанные в процессе работы, и вставляем их в радиопрограммы, которые делаем для души и своих друзей.
Журналист, который пишет радионовости или тексты для радиопрограмм, должен уметь писать короткими предложениями — длинные удобно читать, но на слух они воспринимаются плохо. Когда текст написан, его нужно обязательно прочитать вслух и заменить труднопроизносимые слова. Фразы должны быть лёгкими и ударными, а мысли сформулированы сжато и чётко.
На радио создаются информационные, информационно-развлекательные, аналитические и даже художественные программы. В последнее время очень распространены серийные программы, которые выходят раз в неделю в определённое время (к примеру, «Читалка» Марии Макеевой или «Хронограф» Сергея Мерцалова на «Русском радио»). Кроме того, на радио большой простор для фантазии и создания авторских программ.
По оперативности радио опережает газету. Получил журналист информацию, передал её ведущему или редактору отдела новостей. Они записали её короткими предложениями и выдали в эфир. В газете же новость нужно сначала напечатать, а на телевидении — смонтировать с картинкой. Радио можно слушать дома, на работе, в машине. В моей практике самое короткое время, за которое с места события информация дошла до слушателя, — 15 минут.
Наверное, самое большое преимущество телевидения — совмещение текста и картинки. Когда зритель смотрит на экран, он погружается в событие, о котором ему рассказывают, словно становится его участником. Если же говорить о журналисте, то для него это — усложнение профессии, потому что здесь нужно не только написать текст, озвучить его и смонтировать, нужно ещё удачно подобрать видеоряд, смонтировать картинку. И всё это успеть к ближайшему выпуску новостей или выходу аналитической программы. Тележурналист, как и радиожурналист, должен говорить красиво и правильно, потому что его слушает большая аудитория. И гораздо лучше, когда с экрана или из радиоприёмника звучит русский литературный язык, а не его испорченное подобие. Если журналист неправильно ставит ударения, зритель (слушатель) может начать говорить так же. Так что учись, учись говорить, если это твоя профессия.
Кроме правильной речи, тележурналисту желательно обладать ещё и приятной внешностью, потому что придётся работать в кадре. Когда журналист в кадре, это называется стенд-ап (stand up). Главное, что здесь нужно усвоить, — появление журналиста в кадре должно быть оправданным, поэтому не стоит этим злоупотреблять.
Ещё одна сложность профессии тележурналиста — вес телекамеры, с которой приходится прибывать на место событий. Правда, это проблема скорее для девушек-журналисток. Когда я спросила одну из студенток нашего факультета, какие минусы она видит в том, что в группе мало мальчиков, она сказала: «Камеру некому таскать». Так что, молодые люди, я призываю вас идти в журналистику. Что-то наша профессия всё больше приобретает женское лицо, а мужчин в ней становится всё меньше. Не пора ли это исправить?
Где-то на грани журналистики находятся реклама и public relations (PR). Рекламы сейчас столько, что ты и без меня всё о ней знаешь. А если тебя привлекают её технологии, ты можешь пойти учиться на отделение рекламы. Вполне вероятно, что именно это — твоя профессия. О PR тебе, наверное, стоит немного рассказать. Public relations переводится как связь с общественностью. Эта профессия пришла к нам из Америки около десяти лет назад. Сейчас в России уже достаточно много различных PR-агентств. Чем они занимаются? Создают положительное мнение о каком-либо человеке или компании в глазах общественности. Pr-менеджеры знают, как помочь компании выйти из кризиса, как создать положительный имидж политического или общественного лидера. В общем, эти люди смогут убедить тебя в чём угодно, если зададутся такой целью. Если говорить в двух словах, то PR — это реклама, но не товара, а человека или фирмы, компании, события. Бывает и «чёрный» PR, т. е. антиреклама. PR-технологий достаточно много, в последнее время они всё чаще находят своё применение и в России.
Значительное место в журналистике занимают электронные СМИ или интернет-журналистика, но если ты будешь профессионалом в описанных выше газетной, радио- или тележурналистике, работа в интернетовских средствах массовой информации не вызовет у тебя особых затруднений.
Настоящий журналист не должен выходить из дома без блокнота, ручки и запасной ручки; без диктофона с запасной кассетой и батарейками (а лучше цифровой, особенно если ты — радиожурналист). Кроме этого, не забудь видеокамеру, если ты — тележурналист, фотоаппарат — если ты работаешь для газеты; и непременно захвати с собой хорошее настроение, доброжелательную улыбку, интерес к собеседникам, наблюдательность и быстро работающую голову. Что, полный набор? Тогда вперёд, и хороших тебе новостей!
Конечно, профессия журналиста гораздо шире, глубже и сложнее, чем это можно описать на нескольких страницах. Несмотря на это, твоё знакомство с таким нелёгким, но весьма увлекательным занятием было довольно основательным. Я постаралась рассказать достаточно для того, чтобы ты задумался, насколько тебе это надо. А прежде чем поставить точку в нашей презентации, приведу мнения моих будущих коллег, студентов факультета журналистики. Вот какие плюсы и минусы они видят в журналистике и в журналистском образовании.
Ольга, третий курс:
— Нужно всё время быть в центре событий, нет выходных дней, ты можешь работать ночью в воскресенье, если в это время что-то происходит. С разными людьми приходится общаться, иногда попадаются люди, которые умеют говорить, а иногда — нет. Ты приходишь, а он говорит: «Ой, я ничего не хочу, да и вообще, зачем вам это надо?» А откуда ты знаешь, зачем тебе это надо? Редактор велел. Тебе иногда это тоже не надо, но работа у тебя такая. Так что привыкай к тому, что тебя посылать будут... Если не привыкнешь — будет очень обидно.
Среднестатистический корреспондент получает мало, бегает много, его все посылают, он мало ест, мало спит. Как говорит моя начальница, хорошо живут только те журналисты, которые пробились на какие-то руководящие должности, а так инфаркт в сорок лет и ничего хорошего. Кроме того, народу в журналистику рвётся много, поэтому там надо быть самым лучшим, чтобы действительно прорваться.
Мария, пятый курс:
— За рубежом другое понятие о журналистике. У нас это высшим образованием считается, а у них — что-то вроде колледжа. В принципе, чтобы работать журналистом, необязательно получать журналистское образование. Можно получить какое-то специальное, например, экономическое или юридическое, и потом писать на экономические или юридические темы.
Среди плюсов можно назвать то, что мы получаем тут универсальное образование, мы не зациклены на какой-то одной теме. С другой стороны, пока мы учимся здесь, мы общаемся с теми людьми, с которыми нам предстоит дальше работать. Потом, когда встречаешь на различных пресс-конференциях, выставках своих знакомых из пресс-служб, это облегчает работу, понимание.