Будьте готовы!
Анна Капрова
У меня растут года.
Будет мне 17.
Кем работать мне тогда?
Чем заниматься?
Думаю, читателям хорошо известны эти строки Владимира Маяковского.
Уже не первый раз я пишу в «Школьном вестнике» о выборе специальности. И не первый раз вместе с вами — выпускниками этого года — думаю о том, чтo на сегодняшний день актуально, кaк подойти к выбору будущей профессии. Время трудное вам досталось, ребята. Об «открытых дверях» в наше время говорить не приходится. Хотя и в прежние годы не так уж просто устраивались судьбы моих ровесников но всё равно выжили и даже, можно сказать, победили.
Анализируя список вновь пришедших в нашу организацию — межрайонную первичную организацию Работников Интеллектуального труда (РИТ) г. Москвы, поступивших в вузы в последние годы, я обратила внимание не на цветистые названия вузов, в которые поступили наши ребята. Самых разных вузов сейчас полно, и что ни название, то приманка. Нет, в этот раз обратила я внимание на формы обучения, которые стали всё чаще наши абитуриенты предпочитать при выборе вузов. Всё меньше ребят, идущих на очное обучение, на дневные отделения, и всё чаще выпускники наших школ выбирают заочные формы образования. «Ну и что! — скажет мне кто-то из вас. — Так же проще. И общежития не нужно, и нагрузки меньше, ездить тоже можно пореже». Всё так, да не совсем.
Более 15 лет назад вышло постановление, которое позволило инвалидов принимать вне конкурса. На первый взгляд — прекрасное постановление. Не надо так напрягаться, как приходилось когда-то нам, готовясь к вступительным экзаменам, чтобы сдать как можно лучше. Но мы готовились и сдавали. Выдерживали конкурсы и в 10, и в 20, и в 30 человек на место. Трудно было? Да, очень. Волновались, конечно. Но победа эта запоминалась надолго. И казалось, труднее этого испытания ничего не будет. Но начинались занятия, студенческие будни: семинары, коллоквиумы, курсовые, рефераты, и всё в таком темпе, в таких объёмах! Мы до поступления и не представляли, что столько придётся заниматься. Но та база, те знания, с которыми мы пришли, выручали. И очень скоро я поняла, что учиться значительно труднее, чем поступить, даже по конкурсу. И чем выше уровень подготовки, тем легче учиться.
Что же произошло за последние 10 лет? Нам — инвалидам — облегчили поступление, но тем самым усложнили учёбу. Я говорю здесь о настоящей учёбе, а не лавировании между зачётами и экзаменами. Ведь в последнее время мы стали говорить о выборе вуза, а не специальности. А выбирать-то надо специальность, то есть будущее применение своих знаний. И знаний этих должно быть много, и должны они быть глубокими, иначе при устройстве на работу тебе предпочтут другого, более грамотного. Ведь учёба в вузе — это не временное времяпрепровождение, это подготовка к будущей работе. Об этом не стоит забывать при поступлении на первый курс университета или академии.
Заочные отделения изначально создавались для тех, кто имел практические навыки в данной специальности, но не имел документа — диплома, говорящего о компетенции специалиста. Здесь опускалось многое, поскольку имелось в виду, что человек в практической своей работе всё это узнает. Было время, когда на вечерние и заочные отделения принимали только работающих по будущей специальности. Теперь многое изменилось. Не секрет, что для многих вузов главным стало не научить своих студентов, а заработать деньги. Вот и выходят из стен таких заведений не специалисты, а обладатели дипломов о высшем образовании. Но для нас это не подходит. Дипломы, не подкреплённые глубокими знаниями, нам не годятся. «Ну, зачем же себя мучить сложными программами? — возразит опять кто-нибудь. — Учатся, учатся, а потом-то всё равно на УПП!»
Да, бывает и так. И случается, что УПП становится одним из этапов жизненного пути. 28 ноября проходил Молодёжный форум по проблемам студентов — инвалидов по зрению. На нём выступил Артур Борисович Луппов. Инвалид I группы. Когда-то он закончил Московскую школу-интернат № 1. После этого поступил в МГУ на механико-математический факультет (поступал, кстати сказать, по конкурсу). Окончил и некоторое время (полгода) работал на УПП. Но хотел он работать именно по полученной специальности и не забывал об этом. Искал возможность трудоустройства. Вначале нашёл работу на курсах повышения квалификации. Работа не очень высокооплачиваемая, но это был первый шаг. Дальше завязывались отношения, расширялся круг знакомств, да и профессиональный уровень повышался. Некоторое время спустя он уже работает в Госкомстате, а это — отмечаю для тех, кто не знает, — очень серьёзное учреждение. Через некоторое время он возглавил один из отделов. Его неоднократно по работе посылают во Францию. Вот вам и слепой!
Сейчас он кандидат наук, готовится к защите докторской диссертации, доцент Московского Экономико-Статистического университета. А ему ведь только 37 лет. Не всякий зрячий достигает этого уровня.
И тут же всплывает в памяти такой разговор: «Я закончил вуз. Устройте меня на работу».
«А где и кем ты хотел бы работать?» — «Да не знаю сам». — «Ну, может быть…» — и я называю одно из мест возможного трудоустройства. «Ой! Что вы! — восклицает мама. — Да как же он работать там будет? Он же не видит. Да этому ж учиться надо!»
— А разве он не учился 5 лет? — спрашиваю я.
— Так то была учёба, а тут — работа.
С работой действительно не просто. Но если сам человек не может сформулировать, чего он хочет, если ни он, ни его близкие даже представить себе не могут, как он сможет работать, то как же ему можно помочь? Вы закончите вуз, придёте наниматься на работу — и должны будете убедить, что вы специалист, обладающий высоким уровнем знаний и можете работать несмотря на недостаток в зрении. Вот в этом случае, пусть и не сразу (сразу ничего не бывает), ваша судьба сложится интересно.
Будьте готовы к этой борьбе и не ищите лёгкого на первых же шагах самостоятельной жизни.