Перейти к основному содержанию

Мои университеты

Вячеслав Сергеев

Несколько лет назад я бы никогда не поверил тому, кто мне сказал бы, что я буду учиться на юриста. Конечно, тогда у меня была масса планов и идей относительно моей будущей профессии, и все они, так или иначе, были связаны с желанием создавать что-то новое и полезное людям, что-то творить. Хотя никаких талантов в музыке, литературе или в других видах искусства я не имею, а стать врачом, строителем, физиком, химиком и так далее я, по причине отсутствия зрения, не мог. Можно добавить, что и склонностью к математике я не отличался, следовательно, дальнейший выбор оставался невелик. Юриспруденцию я выбрал практически в самый последний момент, но о своём выборе я не жалею, учиться нравится.

Как я уже упоминал выше, никаких далеко идущих планов, будучи школьником, я не имел, хотя о своей будущей профессии стал задумываться довольно рано, прислушивался к себе, рассматривал возможные варианты. Целенаправленно готовиться к поступлению на юридический факультет начал только на последнем году школьного обучения. Нужно сказать, что сам этот процесс был довольно драматичным, так как юрфак ВГУ именно в этот год коренным образом поменял систему набора абитуриентов: теперь было необходимо сдать несколько экзаменов по системе ЕГЭ, а затем сдавать устный экзамен по английскому языку на факультете. Казалось бы, какие проблемы? Учи и сдавай! Но единый государственный экзамен с того времени и до сих пор в Воронежской области проходит в режиме эксперимента, т.е. продолжается обкатка методики и технологии. В этой ситуации как бы само собой разумеющимся является то, что возможность поступления в ВГУ, а следовательно, и участия в этом эксперименте людей с серьёзными нарушениями зрения никто не предусмотрел! О том, как мне пришлось преодолевать недостатки нашей образовательной системы для того, чтобы поступить в вуз, я написал в своё время небольшой очерк. Возвращаясь к вопросу подготовки к сдаче вступительных экзаменов, хотел бы заметить, что готовился я вместе со своим ассистентом, с которым мне предстояло сдавать ЕГЭ, — такой помощник оказался совершенно необходим для чтения вопросов заданий, а также для внесения моих ответов в специальные, строго формализованные бланки ответов ЕГЭ.

Я сразу решил, что тупо зубрить материал по требующимся дисциплинам не стоит. Методично прорабатывая один примерный вариант ЕГЭ за другим, отвечая на возможно большее количество вопросов, я подготовил ответы практически на все возможные задания и изучил в требуемых для Единого экзамена объёмах обществознание, историю и русский язык. На мой взгляд, такая форма подготовки оправдала себя на все сто. Я слышал, что теперь открылось большое количество курсов для подготовки будущих абитуриентов к сдаче ЕГЭ, и там используется сходная методика работы. К её плюсам также можно отнести то, что при проведении самих экзаменов я не встретил сколь-либо значительных неожиданностей, это также помогло прекрасно сработаться с ассистентом, что само по себе уже 50% успеха. А вот английский язык практически с нуля я изучал с помощью репетитора.

Ни обучение в спецшколе, ни поступление в вуз не могут сравниться с учёбой в вузе по разнообразию и сложности для слепого человека. В специальных школах, как правило, всё устроено с учётом физических и психологических особенностей контингента учащихся, например, специально обученный персонал (учителя, воспитатели, врачи), ограничение уровня учебных нагрузок (программа обучения растянута на 12 лет) и многое другое. По своим ощущениям могу сказать, что во время школьной жизни практически все проблемы инвалидов, о которых до меня доходили какие-то сведения, казались мне совершенно надуманными, а незрячий человек — это, конечно же, равноправный член общества, и отношение к таким людям вполне лояльное. Однако реалии студенческой жизни внесли существенные коррективы в моё мировоззрение.

Во-первых, трудности, связанные с ориентировкой в пространстве. Ежедневно одному приходится переходить дороги, двигаться в очень людных и оживлённых местах. Во-вторых, пользование общественным транспортом, а точнее, посадка в нужный тебе автобус, когда к остановке подъезжают несколько автобусов и очень быстро отправляются дальше — так, что ты не успеваешь разглядеть номер маршрута или спросить о нём; затруднения в магазинах, столовых, буфетах, а также при прочтении какой-либо информации (объявлений, запретов, расписаний). Вот в этих случаях приходится прибегать к помощи посторонних людей. Трудно бывает найти незнакомую тебе аудиторию, где будут проходить занятия, или свободное место в ней, так как наш юрфак испытывает недостаток аудиторий для нормального обеспечения учебного процесса. Понятное дело, что не будешь просить человека освободить то место, на котором ты сидел в прошлый раз, если он занял его до тебя…

Лекции я записываю по системе Брайля, что даже при моей быстрой скорости письма и сокращениях немного медленнее, чем пишет большинство студентов. В этом случае я при необходимости пытаюсь брать копии лекций одногруппников, а затем изыскиваю возможность переписывать их по Брайлю. Диктофон мне не очень помогает, так как всё равно требуется переписывать по Брайлю, ведь при записи руками я гораздо лучше усваиваю материал, чем просто на слух. Вообще, лекциями пользуюсь в том случае, если не могу найти ответ на какой-либо вопрос в учебниках и монографиях, которые сканирую и читаю при помощи компьютерных программ, что, кстати, отнимает очень много времени. Я очень часто вспоминаю слова моего школьного учителя Николая Фёдоровича Сухинина: «Для того, чтобы быть равным по подготовленности и профессионализму со зрячими, нужно быть на голову выше их…». Эти слова вполне оправдываются тем, что для нормальной подготовки к семинарским занятиям мне требуется в два — четыре раза больше времени, чем другим студентам, следовательно, свободного времени остаётся значительно меньше. Как некоторую особенность могу отметить, что преподаватели освобождают меня от проведения письменных контрольных работ, письменных опросов или тестирования, так как никто из них не владеет системой Брайля, которую только я на факультете использую. Однако это с лихвой компенсируется моими устными ответами. При возможности я стараюсь отвечать чаще на семинарах, что, кстати, формирует у преподавателя положительное мнение обо мне как о студенте, они не раз отмечали, что слепой человек активно отвечает, работает на занятиях, а не сидит молча, ожидая снисхождения просто потому, что он инвалид.

Я думаю, что на гуманитарном факультете многие учебные сложности, связанные с отсутствием зрения, можно успешно решать, многое зависит от самого человека, а общий язык с большинством преподавателей можно найти, главное — вовремя поставить их в известность о своих проблемах со зрением, так как многие из них сначала не понимают некоторых особенностей моей работы на лекциях (например, весьма экзотическая для них форма записи лекций, отсутствие тетрадей и книжек на столе во время семинара и т.д.). Пусть сначала ко мне отнесутся со снисхождением или даже пренебрежительно, ведь здесь важен результат, а хороший результат можно выдавать только при нормальных условиях работы, условиях, согласованных с преподавателем. На экзаменах и зачётах я отвечаю наравне со всеми без каких-либо поблажек, и как мне показалось, до сего времени преподаватели оставались довольными моими ответами.

Существует весьма распространённое представление о том, что студенческая жизнь — это не только обучение, но и дружба, весёлые компании, совместные праздники и т.д. Неформальное общение, во-первых, сплачивает коллектив, вырабатывает чувство взаимопомощи, а во-вторых, способствует наиболее полному и всестороннему развитию личности, что особенно важно для инвалида. Пока у нас так сложилось, что это самое неформальное общение есть у каждого вне студенческой группы. Наши взаимоотношения складываются в деловом ключе, мы друг с другом приветливы, но более тёплых отношений, к сожалению, не сложилось. Нужно сказать, что на первом курсе стремление к сближению проявлялось гораздо ярче, например, находился студент, который пытался увлечь ребят каким-то общим делом, но тогда же отчётливо проявилось некая отчуждённость многих.

Такая ситуация, насколько я знаю, сложилась не только в нашей группе, но вообще характерна для студентов юридического факультета нашего университета. Мне кажется, что это, если хотите, конкретное проявление общей тенденции, господствующей в современном российском обществе. Так называемый разумный эгоизм, а порой даже крайний индивидуализм, лежащий в основе концепции гражданского общества, построение которого объявлено одним из приоритетов политики государства, в основном никогда не был присущ нашему менталитету, а замешанный на отсутствии элементарной толерантности, т.е. терпимости друг к другу, подлинного уважения прав каждого, он приводит к совершенно удивительным результатам, когда человек, как-то отличающийся от некоего стандарта, оказывается обложенным флажками непонимания, пренебрежения, отчуждения, а зачастую даже открытой враждебности. Для того, чтобы быть приравненным к пришельцам инопланетной цивилизации со всеми вытекающими отсюда последствиями, необязательно иметь справку об инвалидности, достаточно родиться с другим цветом кожи, говорить на другом языке или каким-либо иным образом отличаться от «истинного арийца». Ярким тому примером может быть отношение к многочисленным иностранным студентам, прибывшим из Китая, Вьетнама, африканских стран, или к людям, принадлежащим к так называемым лицам кавказской национальности.

Хочу добавить, что само моё появление в университете вызвало своеобразный интерес как у студентов, так и у преподавателей, ведь, по большому счёту, это не столь распространённое явление. Человек может прожить всю жизнь и ни разу не встретить людей с серьёзными нарушениями зрения, даже просто идущих с белой тростью по улице. Во многом, по-моему, это происходит из-за замкнутости, относительно невысокой социальной активности значительной части слепых и слабовидящих людей, что, может быть, и объясняется внешними причинами, но очевидно и то, что если сам же человек не будет влиять на сложившуюся ситуацию, то пострадает от этого, в первую очередь, только он.

Каждый слепой или слабовидящий выпускник школы решает вопрос о своём дальнейшем будущем. Сейчас совершенно понятно для всех, что работать без получения какого-то профессионального образования практически невозможно. Особенно остро этот вопрос стоит перед инвалидами, и в том числе по зрению. Но если среднее или высшее образование планируется получать просто так, потому что это престижно, или потому что так делают почти все, или для того, чтобы создать в процессе обучения семью, то можно попробовать поступить куда угодно — лишь бы поступить… Если же будущий абитуриент рассчитывает на возможность дальнейшего трудоустройства, то, на мой взгляд, нужно руководствоваться принципом реальности и целесообразности, то есть стоит задуматься о соотношении своих интересов и реальных возможностей. Конечно, замечательно, когда наши возможности совпадают с желаниями! Однако следует избегать и какого-либо конфликта между ними, ведь таким образом всю свою дальнейшую жизнь можно превратить в кошмар (нелюбимая учёба и работа и т.д.).

Если говорить о каких-то общих моментах, то идеальным вариантом было бы, если бы выпускник более подробно ознакомился с занятием, которому он планирует посвятить себя, понаблюдал бы текущую каждодневную работу в рамках данной профессии, поговорил с её представителями. Это могло бы помочь лучше разобраться в обстановке, отойти от стереотипов по поводу той или иной профессии. Хорошо, когда на факультете, на котором хотел бы обучаться человек, имеющий проблемы со зрением, уже до него состоялся такой прецедент. Во-первых, психологически будет легче, так как есть косвенное подтверждение какой-то возможности нормально обучаться, во-вторых, для преподавателей это не станет неожиданностью, а самому абитуриенту уже как бы будет дан больший кредит доверия, что может выражаться в определённой лояльности по отношению к вновь поступающему, а это, я должен сказать, уже немало.

Я уверен в том, что не стоит всерьёз рассчитывать на какие-то поблажки при поступлении в учебное заведение и в ходе учёбы только потому, что ты имеешь какую-либо группу инвалидности. Дело в том, что это сразу станет ясно для опытного глаза, а в таком случае, при определённом желании преподавателя, ему не составит большого труда, выражаясь студенческим языком, завалить на два с огромным минусом! Ну, а в лучшем случае крайне пренебрежительное отношение с ноткой снисхождения обеспечены. Так что нужно лучше готовиться и иметь знания с запасом, ведь это никогда не повредит!

Кроме того, я бы советовал надеяться только на свои силы. Это относится буквально ко всем аспектам будущей студенческой жизни. Наверное, нужно попытаться оценить свои силы, начиная с вопросов ориентировки в незнакомом пространстве (добираться из дома на занятия и обратно, движение в учебном заведении и т.п.), заканчивая непосредственно учебным процессом (запись лекций, работа на практических занятиях, с литературой и в библиотеке, а также многое другое). Прекрасно, если какая-то помощь будет исходить от студентов, однако возлагать на это больших надежд не стоит: злоупотреблять ею нельзя, к тому же встретить такое отношение можно не всегда, а ставить свою успеваемость на занятиях и работоспособность в зависимость от фактора окружения было бы неразумно и рискованно.

Дата публикации: 
четверг, ноября 19, 2015
Автор публикации: 
Вячеслав Сергеев
Категория публикации: 
Выбираем профессию