Перейти к основному содержанию

Реализация мечты

Юрий Иванович Кочетков

Вниманию наших юных читателей предлагается интервью, взятое главным редактором «Школьного вестника» Ю.И. Кочетковым у доцента Российского государственного социального университета Максима Чардымского. Читатели «ШВ» со стажем, возможно, помнят статью Максима, в которой он писал о своей учёбе в США. Сегодня М. Чардымский расскажет юным читателям, как стать квалифицированным специалистом.

— Максим, профессия экономиста считалась очень перспективной для любого молодого человека, в том числе для незрячего и слабовидящего. Сейчас, к сожалению, на экономические факультеты стало поступать меньше инвалидов по зрению. Скажи, пожалуйста, как ты выбрал свою профессию и стал экономистом? Ты сделал свой выбор спонтанно — или он был совершенно осознанным?

— Прежде всего хотелось бы сказать несколько слов о себе. Я учился в Болшевской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей и окончил её в 1993 году. Как вы правильно заметили, в то время приток студентов-инвалидов на экономические факультеты стал сокращаться. Моё решение о выборе профессии не было спонтанным, хотя долгое время я не мог определиться со своей будущей профессией. Думал, не стать ли массажистом; учитель музыки советовал поступать в Курское музыкальное училище; но больше всего меня привлекала профессия математика-программиста. Однако эта профессия тоже становилась труднодоступной, так как в нашу страну пришли первые персональные компьютеры, а овладение новыми информационными технологиями было в те годы малодоступно для незрячего специалиста — ещё не было необходимой технической базы: брайлевских дисплеев, высококачественных синтезаторов речи и т.п.

Наряду с математикой мне очень нравилась экономическая география. Когда нам в школе предоставили информацию о Российском государственном социальном университете, в котором были факультеты гуманитарной направленности, среди них был назван социально-экономический факультет. Я подал документы на поступление, но окончательно убедился в правильности своего выбора после собеседования, предшествующего вступительным экзаменам. Декан сказал, что учебной программой на факультете предусмотрены различные математические курсы — и в то же время преподаются многие общественные науки (экономическая теория, социология, экономика труда…). Я понял, что это и есть то самое рациональное сочетание расчётной части с аналитикой — и социально-экономических наук.

На мой взгляд, ответственность, связанная с выбором профессии, для незрячего или слабовидящего выпускника гораздо выше, чем у ребят с нормальным зрением. Определить свои склонности, ещё учась в школе, не так сложно: все мы замечаем, какие предметы нам даются лучше, какие больше нравятся. Важны и интересы, не связанные со школьными предметами. Например, медицина. Тогда можно пойти учиться на массажиста. У кого-то интересы связаны со спортом, и в этом случае можно поступить в физкультурную академию. Очень важно для нас, незрячих людей, реализовать свои способности на практике. Немаловажен и размер оплаты труда. Вы можете работать библиотекарем в специализированной библиотеке для слепых, но оплата труда в этой сфере намного ниже, чем, например, у юриста.

Все профессии по степени доступности для инвалидов по зрению, на мой взгляд, можно разделить на три категории. Первую категорию составляют доступные профессии: юрист, музыкант, массажист. Вторую группу представляют частично доступные профессии, в которых незрячий может работать, выполняя лишь отдельные функции в данной сфере: программист, психолог, журналист. К третьей группе относятся недоступные профессии: хирург, водитель, охранник. Бывает и так, что профессия нравится, но найти работу по ней при отсутствии зрения практически нереально. Надо учитывать и этот фактор.

Профессия экономиста является частично доступной для незрячих. Она предполагает много ограничений, связанных с недостатком зрения. Экономисту приходится работать с большим объёмом документов, оперативно обрабатывать их и принимать решения. Для незрячего работника, у которого не всегда есть секретарь и сканер, это достаточно сложно и утомительно. Кроме того, нас ограничивает невысокая мобильность, а ведь многие профессии, в том числе экономическая, требуют частых поездок в офисы поставщиков или заказчиков, на выставки, в дальние командировки. Требуется и визуальный контроль процесса и результата труда, например, нужно оценить, насколько качественно исполнен макет рекламного объявления или упаковка продукции. Вместе с тем существует широкий круг доступных экономических специальностей. Так, незрячий специалист вполне может работать финансовым аналитиком, копирайтером (составителем рекламных текстов), PR-менеджером (специалистом по связям с общественностью), участвовать в разработке бизнес-планов и т.д.

— С какими трудностями ты столкнулся, будучи студентом? От чего ты мог бы предостеречь будущих студентов — может быть, даже на твоём факультете?

— Трудности бывают как учебные, так и бытовые. Для меня самой большой трудностью в учёбе было восприятие наглядных материалов — таблиц, графиков, схем, которые преподаватели рисовали на доске. Иногда я просил лекторов, чтобы весь материал проговаривался, но не каждому это было удобно, а кто-то просто забывал учитывать моё пожелание. Поэтому после занятий приходилось просить однокурсников, чтобы они продиктовали недостающие фрагменты лекций. Была трудность и с поиском учебно-практических материалов для подготовки рефератов, курсовых работ. Сейчас, когда у многих студентов есть компьютеры, интернет, эта проблема в основном решена, но для тех, кто не овладел навыками работы на ПК или не имеет доступа к учебной литературе, эта проблема остаётся. В бытовом плане были некоторые трудности, связанные с самообслуживанием, однако самое необходимое я мог выполнить: приготовить основные блюда, правильно одеться, самостоятельно дойти до нужной аудитории. Если даже у вас возникнут какие-то проблемы, не стесняйтесь обращаться к своим соседям по комнате, однокурсникам и знакомым. Но не следует злоупотреблять внимательным отношением других людей и постоянно просить их о помощи: регулярно гладить одежду, готовить пищу и т.п.

— Как складывались твои отношения с однокурсниками? Скажем прямо: когда попадаешь из довольно замкнутой среды школы-интерната в институт, где совершенно другой мир, какое-то время чувствуешь себя напряжённо.

— Впервые попав в просторный холл своего института перед вступительными экзаменами и встретив там множество людей, честно говоря, у меня было состояние, близкое к испугу. Поначалу я опасался, что те однокурсники, которые отнесутся ко мне плохо по причине инвалидности, начнут оскорблять словом, будут норовить всячески обидеть, но этого, к счастью, не произошло. Отношения сложились так, что те люди, с которыми я познакомился и подружился, помогали мне. И я им по возможности помогал.

— Это очень важный фактор во взаимоотношениях!

— Я мог помочь в учёбе. Проконсультировать, дать полезный совет. Другая часть студентов, которые относились ко мне нейтрально или, может быть, отрицательно, просто старались не соприкасаться со мной, поэтому особых межличностных проблем не возникало. Хочу добавить, что некоторые трудности могут возникнуть при знакомстве. Подчас не знаешь, как подойти к человеку, с чего начать беседу… Для знакомства можно выбрать любой благовидный предлог: «Не мог бы ты подсказать тематику рефератов?», «Не поможете ли мне найти аудиторию №…?» — и затем перейти на другие темы. Ещё лучше, если вы заведете знакомство на досуге или в быту.

— А как складывались отношения с преподавателями? Ведь бывает, что и сами преподаватели тушуются: как подойти к незрячему студенту и сделать это так, чтобы не обидеть его словом? У меня были случаи, когда преподаватели сами потом признавались мне, что у них возникали проблемы этического плана при общении со мной.

— У меня не было случаев, когда я почувствовал бы явно отрицательное отношение преподавателя к себе. Во взаимоотношениях с преподавателями незрячие студенты имеют даже некоторое преимущество перед зрячими, поскольку педагоги, как правило, не знают способов работы с такими людьми, и мы сами можем подсказать им, как следует проверять наши знания. Когда у нас появлялся новый преподаватель, я на перемене подходил к нему и спрашивал, в какой форме мне сдавать доклад, реферат или курсовую работу. Если преподаватель терялся, я сам предлагал вариант: прочитать работу вслух во время занятия или на перемене, выполнить её в печатной форме.

— Когда ты определился, какой областью экономики тебе интересно будет заниматься — на старших курсах или по окончании вуза? Советовался ли ты с преподавателями?

— Существует много направлений экономической деятельности. Я долго присматривался, какое направление выбрать: что мне больше по душе и в то же время в какой сфере деятельности мне будет легче реализовать себя. Окончательное решение я принял сам, остановившись на маркетинге. Большинство моих однокурсников выбрали одно перспективное направление — финансовый кредит. Но я счёл, что не смогу оперативно выполнять многочисленные финансовые расчёты, и в целом эта сфера деятельности представлялась мне неинтересной. Маркетинг, на мой взгляд — наиболее творческое направление в экономике. В нём тоже есть количественный анализ, однако можно реализовать свои возможности в предложении идей новых товаров, в разработке рекламы и других мероприятий по стимулированию сбыта.

Что касается рекомендаций преподавателей, то один из них сам подошёл ко мне, когда я учился на третьем курсе, и поинтересовался, кем я хочу работать в будущем. Я ответил, что хотел бы стать специалистом–практиком. Он в корректной форме возразил, сказав, что мне будет сложно это сделать по указанным выше причинам, и посоветовал стать преподавателем. В тот момент я в полной мере не оценил этот совет, но по окончании вуза действительно столкнулся с проблемой трудоустройства в должности практикующего экономиста. Я обращался в несколько организаций и везде получал один и тот же ответ: у нас сокращение кадров. Хотя допускаю, что причина отказа могла быть совершенно иной. Тогда я обратился в колледж, который находится недалеко от моего дома, и был принят на должность преподавателя специальных дисциплин, приступив к работе в январе 2000 года.

Впоследствии я по достоинству оценил преимущества педагогической деятельности. Работа преподавателем для людей с нарушением зрения является очень привлекательной. Эта работа — не самая высокооплачиваемая, поэтому условно здоровые люди нечасто выбирают её. Таким образом, освобождается «ниша» для профессиональной деятельности, то есть незрячему человеку легче устроиться на работу преподавателем, чем идти в практическую сферу. Особенно это характерно для экономически развитых регионов страны и крупных городов, где уровень жизни выше. Там, где люди живут хуже и выше безработица, часто не хватает и учительских вакансий. Другое преимущество работы преподавателя для нас заключается в меньшей оперативности по сравнению с коммерческой деятельностью. Несмотря на то, что при подготовке своих учебных курсов нужно изучать специальную литературу, этот процесс растянут во времени. Один курс вы можете читать семестр, год, а то и несколько лет подряд без изменений, либо внося в него небольшие изменения. Обычно занятия проходят в одних и тех же зданиях и помещениях, что облегчает освоение маршрута к месту работы и самостоятельного перемещения внутри учебных корпусов. Третье достоинство педагогической деятельности — её относительная стабильность. Являясь штатным сотрудником учебного заведения, вы будете работать по бессрочному трудовому договору либо по договору сроком до пяти лет. При отсутствии грубых нарушений Трудового кодекса маловероятно потерять работу до истечения срока договора.

— Наверное, получить оплачиваемого секретаря преподавателю тоже проще?

— Да, в этом состоит ещё одно преимущество преподавательской работы. У незрячих специалистов иных высококвалифицированных профессий далеко не всегда есть возможность получить оплачиваемого секретаря.

— А у тебя есть секретарь?

— Да, у меня в настоящее время есть секретарь незрячего специалиста, ставка которого включена в штатное расписание и оплачивается из государственного бюджета. Однако, если работать в негосударственном учебном заведении, у которого отсутствует бюджетное финансирование, то проблема с секретарём может возникнуть. Наличие секретаря очень облегчает и ускоряет работу преподавателя, но, как и в отношениях с коллегами, не следует во всём опираться на него и, например, просить постоянно следить за дисциплиной в классе (аудитории) или сделать ту часть работы, которую вы можете выполнить сами — брать классный журнал, редактировать документы на компьютере и т.п.

Справедливости ради следует сказать и о некоторых трудностях в работе незрячего преподавателя. Эти трудности могут быть связаны с поиском учебных пособий, монографий и других источников литературы, поскольку по редким, специальным дисциплинам зачастую нет достаточного материала — или же он бывает разрозненным. Для того, чтобы качественно составить один учебный курс, требуется просмотреть десятки книг и статей. Другая трудность в работе связана с дисциплиной учащихся. Студенты, а особенно школьники, могут вести себя плохо, поэтому нужно уметь наладить взаимоотношения с ними и установить должный дисциплинарный контроль. Есть ещё одна объективная сложность, которая в большей степени касается преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений. Она связана с демографической ситуацией в стране. В начале 90-х годов рождаемость в России резко сократилась, и родившиеся в тот период дети приходят сейчас в вузы и ссузы. С каждым годом их становится всё меньше, соответственно, происходит и сокращение числа преподавателей. Если быть оптимистом, то данное обстоятельство можно считать поводом для того, чтобы приобрести хорошую репутацию в трудовом коллективе и повысить свою конкурентоспособность как преподавателя.

— Какую роль играет компьютер в учёбе нынешнего студента?

— Можно сказать, что компьютер делает незрячего студента наполовину зрячим. Благодаря компьютеру можно создавать и редактировать документы, использовать различные источники информации, представленные на внешних носителях, сканировать литературу и читать её, брать многие полезные сведения в сети интернет. Слабовидящим людям тоже удобно пользоваться компьютером с помощью программ-увеличителей, которые позволяют не сильно напрягать зрение во время работы за монитором. Как и другие специалисты, я призываю всех школьников овладеть компьютером и использовать для этого любую возможность: в школе, в библиотеке, в учебном компьютерном центре. Компьютерные центры, адаптированные для незрячих, сейчас стали появляться и в некоторых вузах, в частности в Москве, Нижнем Новгороде, Челябинске, Новосибирске.

— С какими сложностями ты сталкиваешься в своей преподавательской работе? Есть ли у тебя какие-то личные наработки?

— У меня накоплен восьмилетний опыт работы педагогом: сначала в колледже, а затем в вузах. Сейчас я работаю в том вузе, который окончил сам. Мне приходилось встречать много студентов разного уровня подготовки, с разной мотивацией к учёбе, а иногда с полным её отсутствием… В каждой группе я веду свой брайлевский журнал по учёту текущей успеваемости студентов, там же записываю итоговые результаты успеваемости. Этот журнал аналогичен стандартному, что всегда позволяет мне держать под контролем ситуацию: кто присутствует на занятии в данный момент, а кого нет, кто набрал более высокие баллы, а кого нужно спрашивать больше.

— Для педагога очень важно овладеть аудиторией. Как ты справляешься с этой задачей?

— Продолжим тему о посещаемости и успеваемости. Я провожу перекличку студентов в начале каждого занятия. Особенно важно это делать на семинарских занятиях. Если незрячий преподаватель встречается с группой студентов впервые, то он обращает на себя повышенное внимание. Учащихся интересуют внешность, одежда, поведение «необычного» преподавателя. Молодые люди с интересом разглядывают принадлежности для письма по брайлю и брайлевские тетради. Самые смелые и любопытные пытаются выяснить, каким образом мы пишем и читаем. В это время у незрячего педагога есть преимущество в том, что аудитория находится в состоянии ожидания, некоторой настороженности, и обычно затихает. Преподаватель может воспользоваться создавшейся благоприятной обстановкой, заинтересовать студентов яркими примерами, пояснениями, увлекательными историями и даже анекдотами, которые должны нести в себе определённые полезные знания или выполнять воспитательную функцию. Однако преподавателю никогда не следует опускаться до фамильярности. Незрячего учителя в отличие от зрячих ученики редко «проверяют на прочность», преднамеренно демонстрируя плохое поведение на первом занятии, хотя в душе надо быть готовым и к такому повороту событий, заранее предусмотрев «план ответных действий».

При перекличках студенты, как правило, честно называют свои фамилии, ведь затем последует опрос, и если кто-то назвался именем отсутствующего студента, то это быстро выяснится и может обернуться значительными неприятностями. Впрочем, однажды у меня произошёл случай, связанный с проблемой посещаемости. Когда я вёл занятие по маркетингу в колледже, в аудиторию зашли два молодых человека из другой группы, не знавших изучаемый предмет. Во время переклички они назвались студентами текущей группы. Занятие было одним из первых в данной группе, и я ещё не всех студентов мог отличить по голосу. Однако нашлись доброжелатели, которые предупредили меня о присутствии чужих людей. Во время опроса поочерёдно я вызвал каждого из них к доске. Быстро, в несколько ироничной форме убедившись, что учебный материал ребята не знают, я сказал, что поставил им двойки. В своём журнале, разумеется, были сделаны другие пометки, чтобы не ставить неудовлетворительных оценок тем, кто их не получал. После занятия неожиданные «гости» и их знакомые оказались в неловком положении, поскольку по их вине двойки, как они слышали, были поставлены тем, кто их не заслужил. Таким образом, подлог пришлось раскрыть, а желания приглашать на занятия посторонних людей больше не возникало. Этот показательный пример свидетельствует о том, что важными качествами для незрячего преподавателя являются находчивость и чувство юмора.

— А списывают во время сдачи экзамена?

— Списывать, конечно, могут при выполнении любых работ: и аудиторных, и домашних, и на экзаменах. Некоторые незрячие преподаватели, обнаружив, что работа списана, очень обижаются, расстраиваются, чувствуют себя уязвлёнными и беспомощными. У меня тоже возникает чувство досады, но я бы предостерёг будущих коллег по работе от такой негативной реакции. Списывать могут у любого преподавателя, и мы не исключение. Если исходить из того, что списывать у незрячих могут с большей долей вероятности, то для уточнения оценки знаний и умений нужно применять различные меры противодействия. Когда списана практическая работа, можно снизить оценку всем, у кого она оказалась одинаковой, чтобы в следующий раз у хорошистов и отличников не возникало желания диктовать выполненные задания подчистую. То же самое относится к оценке результатов письменного тестирования. Если же при устном ответе на экзамене учащийся, который едва «тянет на троечку», вдруг отвечает материал уверенно, слово в слово дублируя фрагмент лекции или параграф из учебника, то можно незамедлительно прервать его ответ и задать несколько вопросов, позволяющих определить, понимает ли студент пройденный материал или просто зазубрил его, а то и вовсе читает по шпаргалке, не вдумываясь в содержание текста.

— Предупреждает ли кто-либо из деканата студентов: «Данный предмет у вас будет вести незрячий преподаватель?» Или они приходят, не зная этого?

— Я работал в трёх учебных заведениях. Студентов о моем физическом недостатке нигде заранее не предупреждали. Но в колледже заместитель директора по учебной работе предложила поприсутствовать на моем первом уроке. Поблагодарив её за помощь, я вежливо отказался: не хотелось создавать у студентов представление, что незрячий преподаватель способен полноценно работать только при надзоре другого сотрудника, особенно представительного должностного лица.

Молодому преподавателю бывает очень приятно, когда студенты проявляют к нему лояльность. По своему опыту я понял, что относиться к данному явлению нужно сдержанно, потому что причины лояльного отношения учащихся различны. В моей практике был случай, когда студенты одной достаточно сильной группы из колледжа устроили небольшой праздник на 23 февраля, вручив мне подарок, и через некоторое время так же отметили мой день рождения. Всё было бы ничего, но в конце последнего мероприятия одна девушка произнесла: «Максим Георгиевич, мы надеемся на ваше хорошее расположение на госэкзамене», что сразу же выдало истинные намерения таких вот внеклассных торжеств и испортило впечатление от их проведения. Конечно, часто хорошее отношение студентов к преподавателю заслуживается его добросовестной, квалифицированной работой и является искренним, однако прежде чем радоваться своим успехам, желательно убедиться в подлинных чувствах студентов.

— Я знаю, что ты закончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию. Занимаешься ли ты сейчас научной деятельностью? Не собираешься ли в перспективе защитить докторскую диссертацию?

— Научной деятельностью должен заниматься каждый преподаватель профобразования, так как она входит в служебные обязанности. Эта работа прежде всего заключается в публикации статей в периодических изданиях по своей специальности, выступлениях на конгрессах и научно-практических конференциях, издании авторских учебников и монографий. Много времени у меня отнимает подготовка к учебным занятиям, поэтому научная деятельность сейчас идёт не так плодотворно. Безусловно, я буду ею заниматься по мере необходимости и возможности. Мои научные интересы лежат в сфере маркетинга, в том числе в вопросах совершенствования деятельности предприятий, использующих труд инвалидов. Первое учебно-методическое пособие по данной тематике было выпущено в 2006 году. Я буду продолжать свои научные изыскания, и в дальнейшем, возможно, мне удастся издать другие авторские труды и получить учёную степень доктора экономических наук.

— Подведём итог нашей беседе. Можешь ли ты сказать, обращаясь к сегодняшним старшеклассникам, что если человек твёрдо решил стать экономистом, то не следует бояться поступать на соответствующий факультет в вуз?

— Да, это так. Но надо учитывать, что если при поступлении в вуз у незрячих и слабовидящих выпускников есть льготы, то по окончании учебного заведения, даже если вы закончите его с отличием, никаких льгот при трудоустройстве не будет. Практика показывает, что, к сожалению, далеко не каждому незрячему выпускнику удаётся трудоустроиться по специальности или вообще найти какую-нибудь работу, поэтому ещё во время учёбы в вузе нужно изучать позитивный трудовой опыт ваших однокурсников, может быть, совмещать учёбу с работой до получения диплома. А профессия преподавателя, как было сказано выше, является для незрячих людей весьма перспективной. Она позволяет реализовать свои творческие и организаторские способности, наладить общение со многими людьми и обеспечить постоянный доход.

 

Дата публикации: 
понедельник, декабря 7, 2015
Автор публикации: 
Юрий Кочетков
Категория публикации: 
Выбираем профессию