Перейти к основному содержанию

Всегда спеши к своей звезде!

Илья Бруштейн

Содержание:

Курский музыкальный колледж

Постижение мира музыки

Важная веха в биографии музыкантов

Три конкурса Ольги Грачёвой

Хочу стать виртуозом!

Кузница молодых семей

Мы - незрячие, но любовь не слепая 

Курский музыкальный колледж

В 1945 году в Курске открылась музыкальная школа для ослепших фронтовиков. В 1954 году на её базе было создано музыкальное училище для инвалидов по зрению. В мире существует всего два подобных образовательных центра, дающих возможность людям с нарушением зрения стать профессиональными музыкантами — это Курский музыкальный колледж-интернат слепых и Консерватория для молодёжи с нарушением зрения имени Яна Дейла в Праге. Визитной карточкой курского училища стал Международный конкурс незрячих музыкантов, каждые три года собирающий талантливых исполнителей со всей России и из-за границы.

Всегда спеши к своей звезде,

К своей обманчивой мечте!

Пусть неудача — вновь вставай,

Вперёд смотри, вперёд шагай.

Это строки из стихотворения «Мой девиз» выпускницы Курского музыкального колледжа 2005 года Екатерины Волковой. Как и многие другие студенты колледжа, Екатерина была активной участницей литературной студии «Свет сквозь тьму». Литературные студии и кружки действуют практически во всех специальных учебных заведениях для инвалидов по зрению и являются важной частью внеклассной работы. Но поэтам и прозаикам из курского колледжа особенно повезло. С ними занимается именитый курский поэт, член Союза писателей России В.А. Нарыков. Кстати, он является автором текста и музыки официального гимна колледжа — «Песни о музыкальном братстве».

Питомцы Вячеслава Александровича публикуются в поэтических сборниках, участвуют во всероссийских конкурсах ВОС «Поэтическое ристалище». Екатерина Волкова в 2003 году получила на этом конкурсе вторую премию. И всё же в первую очередь курский колледж известен не литературными, а музыкальными успехами.

Сюда принимают инвалидов по зрению от 16 до 30 лет. Более половины выпускников продолжают профессиональное образование в высших учебных заведениях, в том числе в Московской и Петербургской консерваториях и других ведущих музыкальных вузах страны. Остальные начинают работать по специальности: преподавателями детских музыкальных школ, организаторами культурно-массовой работы в клубах и домах культуры, художественными руководителями коллективов народного творчества и т.д.

В настоящее время в колледже-интернате четырёхгодичный курс обучения проходит сто студентов. Принимаются абитуриенты и с полным средним, и с неполным средним образованием. Со студентами работают пятьдесят преподавателей, концертмейстеров, иллюстраторов хора и других творческих работников. В учебном заведении также трудятся социальные педагоги, воспитатели и психологи. Кроме того, здесь действует собственная медицинская служба: терапевт, физиотерапевт, офтальмолог, невропатолог, стоматолог. Помощь медиков студентам действительно необходима. Инвалидности по зрению нередко сопутствует целый ряд других серьёзных заболеваний.

Обучение в колледже проводится по трём специальностям: инструментальное исполнительство, вокальное искусство и хоровое дирижирование. Специальность «инструментальное исполнительство» предполагает обучение игре практически на всех инструментах, представленных в симфоническом и духовом оркестрах, оркестре русских народных инструментов. Не забыты и современные электроинструменты, широко используемые на эстраде.

Подготовка у абитуриентов колледжа разная. Кто-то окончил детскую музыкальную школу, кто-то занимался в музыкальных студиях и кружках. Многие приходят совсем без музыкальной подготовки. «Конечно, во взрослом возрасте невозможно с нуля освоить фортепьяно или виолончель на профессиональном уровне. Но вполне возможно пройти обучение по классу баяна, гитары и ряда других инструментов», — рассказывает директор учебного заведения, заслуженный работник культуры РФ С.Г. Попков.

Постижение мира музыки

Обучение незрячих студентов в основном проходит так же, как у их «глазастых» ровесников. Но есть и различия. И хотя рельефно-точечный (брайлевский) шрифт позволяет записывать не только буквы, но и ноты, незрячие музыканты в силу объективных причин не могут читать ноты с листа. На сцене они играют только по памяти, а с нотной партитурой работают в процессе подготовки к выступлению.

Отсутствие зрения затрудняет игру в ансамбле или оркестре, пение в хоре, так как музыканты не видят палочку дирижёра или хормейстера. Существует красивая легенда, что незрячие люди будто бы самой природой созданы для музыкальной профессии. На самом деле это, к сожалению, не совсем так.

Опыт работы курского колледжа показывает, что овладение музыкальной грамотой обычно даётся инвалидам по зрению (особенно инвалидам с рождения) тяжелее, чем людям с нормальным зрением. Например, у этой категории учащихся сложнее вырабатывается «профессиональное» чувство ритма. Связано это с естественными ограничениями в двигательной активности, которые накладывает отсутствие зрения.

Слепота и сопутствующие ей отклонения в моторике очень мешают на начальном этапе обучения при выработке правильной посадки и положения рук, необходимых двигательных навыков, ориентировке на клавиатуре и т.д. Кроме того, отсутствие зрения мешает формированию образного мышления. Но все эти и многие другие проблемы успешно решаются благодаря совместной творческой работе, трудолюбию и упорству преподавателей и студентов колледжа. «С советских времён в коррекционно-образовательных учреждениях зарплата преподавателей на 20% выше, чем в обычных школах и училищах. Мне думается, что наши коллеги достойны этой надбавки», — с улыбкой замечает директор колледжа.

Станислав Георгиевич приводит пример выпускника 2012 года по классу гитары Ивана Кривохижина. Он родом из Белгорода. Имел востребованную и любимую профессию газоэлектросварщика. Работал на заводе. Но несколько лет назад произошла трагедия: в результате взрыва газового баллона парень полностью ослеп. Тогда ему было всего 23 года. Любимая девушка, которую Ваня считал своей невестой, отказалась от него в первый же день после несчастья и даже не пожелала навестить его в больнице. Друзья-приятели тоже как-то сразу отшатнулись и перестали давать о себе знать. Рядом с Ваней оставался только один верный и преданный человек — его мама. Именно она привезла сына в Курск, поступать в колледж-интернат.

«Я уверен, что Ваня сможет успешно работать в своём родном городе по новой специальности. Он хочет стать преподавателем гитары в детской музыкальной школе. И я могу с полной ответственностью сказать, что наш выпускник хорошо подготовлен к педагогической деятельности. Он способен найти индивидуальный подход и к здоровым детям, и к ребятам с особыми потребностями», — отмечает Станислав Георгиевич.

Директор не бросает слова на ветер. Он следит за судьбами всех своих выпускников и радуется тому, что безработных среди них практически нет. Исключение составляют только парни и девушки с большим «букетом» сопутствующих заболеваний, препятствующих профессиональной деятельности. Но и для них обучение в колледже не было бессмысленным. Навыки игры на музыкальном инструменте помогают радовать родных и близких и самому наслаждаться миром звуков. Разве этого мало?

Важная веха в биографии музыкантов

Международный конкурс незрячих музыкантов с 2001 года проводится в Курске каждые три года. В настоящее время идёт активная подготовка к пятому смотру, который состоится в ноябре 2013 года. «С 1978 года студенты и преподаватели из Курска принимают участие, и весьма успешно, в Международном конкурсе незрячих музыкантов в Праге, который каждые три года организуют наши коллеги из Консерватории имени Яна Дейла. И все эти годы витала идея об организации подобного смотра в Курске. Мне очень приятно, что в 2001 году эту идею удалось реализовать. Мы не конкурируем, а сотрудничаем с организаторами пражского конкурса. И в Чехии, и в других европейских странах очень рады, что появился ещё один авторитетный профессиональный смотр незрячих музыкантов», — подчёркивает С.Г. Попков.

Станислав Георгиевич с увлечением рассказывает об обладателе Гран-при первого курского конкурса незрячих музыкантов кларнетисте, выпускнике Российской академии музыки имени Гнесиных Вадиме Титове: «Победа в 2001 году стала важной вехой в биографии талантливого музыканта. После этого он побеждал ещё на многих конкурсах, но Курск остался в его сердце. На четвёртом конкурсе В.В. Титов был уже членом жюри, а также провёл мастер-класс для наших студентов. Этот человек является кумиром для многих незрячих музыкантов, для многих наших студентов, ведь ему удалось добиться мирового признания, взойти на музыкальный олимп».

Зашёл разговор и о пианистке Елене Кухаренко. Девушка, потерявшая зрение в семилетнем возрасте после травмы на детской площадке, закончила Курский музыкальный колледж-интернат в 2009 году и стала студенткой расположенного в Москве Государственного специализированного института искусств Министерства культуры РФ. В ноябре 2010 года она завоевала Гран-при на четвёртом конкурсе незрячих музыкантов в Курске. В марте 2011 года выпускница колледжа стала победительницей аналогичного конкурса в Праге. Её пригласили в гастрольное турне по Италии.

Талантливые люди — талантливы во всём. И пример Елены Кухаренко это доказывает. Во время учёбы в Курске она неоднократно в качестве вокалистки побеждала на областных конкурсах патриотической песни. Кроме того, девушка активно участвовала в соревнованиях по теннебилю (настольному теннису для инвалидов по зрению). Елена — уроженка Полоцка, гражданка Республики Беларусь. С.Г. Попков с радостью отмечает, что в последние годы в колледж стали принимать граждан Беларуси, Украины и Казахстана. К огромному сожалению, у жителей других стран СНГ и зарубежных государств пока нет такой возможности. Эти государства не заключили договор с Россией о едином образовательном пространстве.

«До 1991 года у нас учились представители всех советских республик. И мы бы очень хотели, чтобы такая же ситуация возобновилась в рамках Содружества Независимых Государств. В этом действительно есть необходимость. Во всяком случае, создать на постсоветском пространстве ещё одно заведение, подобное пражскому или курскому, было бы очень непросто», — замечает С.Г. Попков.

Три конкурса Ольги Грачёвой

Ольга Грачёва — выпускница 2012 года. Также как и Елена Кухаренко, она собирается продолжить учёбу в Государственном специализированном институте искусств. Оля — незрячая с рождения, родилась в 1991 году в столице Республики Адыгея Майкопе. В четыре года мама привела девочку к учительнице музыки, которая жила на соседней улице. Сначала педагог в игровой форме занималась развитием ритма, слуха, памяти. А в пять лет Оля села за фортепьяно.

С 1998 по 2008 год Ольга Грачёва училась в армавирской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Одновременно окончила музыкальную школу. Несмотря на свою молодость, Оля уже успела принять участие в трёх курских Международных конкурсах незрячих музыкантов. В 2004 году она завоевала вторую премию в детской возрастной группе (12 — 15 лет). В 2007 году её выступление было не столь удачным, девушка выбыла из борьбы после первого тура. Зато в 2010 году стала дипломантом конкурса.

«У музыкантов всё как у олимпийцев. Как говорится, главное — не победа, а участие. Но, конечно же, все настроены бороться за победу, за Гран-при. Я тоже очень рассчитываю на успешное выступление на конкурсе 2013 года и прилагаю для этого все возможные усилия, упорно работаю», — рассказывает Ольга.

В мае 2011 года в жизни молодого музыканта произошло важное событие. Ольге была оказана честь выступить в Большом зале Петербургской филармонии на церемонии торжественного открытия Четвёртого международного творческого фестиваля детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу». Вместе с Академическим симфоническим оркестром филармонии под управлением Михаила Татарникова Ольга исполнила первую часть концерта Шумана для фортепьяно с оркестром.

«Для меня это был первый опыт выступления с симфоническим оркестром. Опыт очень полезный и приятный. Быть солистом — это замечательно! На сцене волнение сразу проходит. Я просто наслаждалась музыкой… Добрую, радостную атмосферу этого концерта и предшествующих ему репетиций я запомню на всю жизнь. В симфоническом оркестре более ста человек. И когда я подходила к роялю, все меня приветствовали: скрипачи постукивали смычками, духовики — клапанами, ударники — барабанными палочками…»

Выступать с оркестром на престижной творческой площадке Ольгу пригласили не случайно. Годом раньше, на фестивале 2010 года, она успешно выступила с сольной программой. «Чтобы научиться солировать, мы вместе с моим педагогом Ж.Г. Сбитневой репетировали на двух фортепьяно. Жанна Григорьевна выступала в роли концертмейстера и заменила для меня целый оркестр».

А ещё Ольга увлекается шахматами. В школе она была активным участником шахматного кружка. Сейчас на эту мудрую игру времени не хватает. Но всё же девушка продолжает играть и принимать участие в соревнованиях. Не забывает она и дорогу в спортивный зал колледжа, занимается на тренажёрах. Ольга — человек реабилитированный. С белой тростью она осваивает новые городские маршруты, владеет навыками самообслуживания, постигает премудрости кулинарии.

Как повлияло отсутствие зрения на её жизненный опыт, на формирование духовного мира? «Существует такой термин: люди с ограниченными возможностями здоровья. И мне думается, это определение точно описывает суть дела. Я тоже ощущаю свои ограниченные возможности, например, когда оказываюсь в незнакомом районе Курска или в другом городе. Вообще, незрячему человеку бывает сложно быстро оценить окружающую обстановку. Но, с другой стороны, если бы я родилась зрячей, то вполне возможно не стала бы музыкантом. А красота и сила музыки безграничны!»

Хочу стать виртуозом!

Одной из «звёзд» курского колледжа по праву считается Анна Князева. Ане — 17 лет, она студентка второго курса по классу ударных инструментов. Несколько месяцев назад ей предложили стать штатным сотрудником симфонического оркестра Курской филармонии. Таким образом, Аня стала самой молодой сотрудницей не только Курской филармонии, но и самым молодым профессиональным музыкантом Курской области.

Её уровень исполнительского мастерства производит большое впечатление на профессионалов. Но сама она держится очень скромно и считает, что находится только в начале своего творческого пути. «Мне очень приятно, что в оркестре филармонии я работаю вместе со своим преподавателем по колледжу Александром Сергеевичем Крупновым. Он виртуозно владеет всеми ударными инструментами. И мне тоже хочется стать виртуозом», — рассказала Аня.

Из всех ударных инструментов её самый любимый — ксилофон. Так же как и у Ольги Грачёвой, у Ани уже есть опыт сольных выступлений с оркестром. «Мне очень запомнилось, например, исполнение пьесы для ксилофона с оркестром «Палисандр» композитора Эдди Курта. Думается, что даже слушатели, далёкие от классической музыки, смогли оценить удивительные возможности ксилофона. Взаимодействие солиста и оркестра — это всегда очень волнующее действо. Такие моменты остаются в памяти на всю жизнь».

Что Аня считает самым сложным в работе музыканта-ударника? «На ксилофоне довольно сложно исполнять быстрые, стремительные произведения, так как они требуют хорошей исполнительской техники. Кстати, все клавиши на ксилофоне одного цвета, поэтому не только незрячим, но и людям с остаточным зрением бывает непросто ориентироваться на клавиатуре. На вибрафоне необходимо играть сразу четырьмя палочками. В каждой руке одна палочка зажата между средним и безымянным пальцами, а вторая — между указательным и большим. У новичков не всегда сразу получается с ними справиться».

Родители Анны — незрячие. Отец, Юрий Михайлович, тоже выпускник курского колледжа. В настоящее время он преподаёт гитару в одной из городских детских музыкальных школ. «Собственно говоря, моё поступление в колледж во многом связано с желанием папы. Он всегда очень тепло отзывался о нашем колледже и горячо мне его рекомендовал».

Аня — инвалид детства по зрению. Один глаз у неё совсем не видит. Со вторым тоже есть проблемы. И всё же уровень зрения позволяет девушке работать в оркестре. «Наш колледж ориентирован на людей с особыми потребностями, — поделилась своими мыслями Анна. — Например, мне нужно беречь свой единственный „действующий” глаз и нельзя много читать и писать. В колледже я могу воспользоваться фонотекой: у нас богатая коллекция записей музыкальных произведений, аудиокниг (в том числе по теории музыки), записей лекций. Здесь и преподаватели имеют опыт работы с незрячими студентами, и врачи всегда готовы прийти на помощь. С другой стороны, колледж не отделяет себя от внешнего мира. Он стал составной частью культурной жизни Курска».

«Кузница молодых семей»

«Курский музыкальный колледж — это не только кузница музыкальных кадров, но и молодых семей». Сейчас уже трудно сказать, кто и когда первым произнёс эту фразу. Но она стала популярной и среди студентов, и среди преподавателей. С двумя семейными парами мне довелось познакомиться.

Ренат Шаймарданов в этом году заканчивает дирижёрско-хоровое отделение колледжа. Его супруге Юлии предстоит учиться ещё один год на вокальном отделении. «Мы познакомились в августе 2009 года, когда Юля только приехала поступать в колледж. А поженились 29 октября 2011 года. Она у меня заботливая. Всегда готовит мои любимые блюда. И певица замечательная. И конечно же, она самая-самая красивая!» — рассказывает Ренат.

Ренат и Юлия — инвалиды второй группы по зрению. У Рената остаток зрения составляет пять процентов, у Юлии — от трёх до четырёх процентов. Ренат родился на Дальнем Востоке, в Комсомольске-на-Амуре. Потом семья переехала в Удмуртию, в старинный город Сарапул. Учился в школе для слепых и слабовидящих детей, расположенной в районном центре Якшур-Бодья.

После окончания школы работал на учебно-производственном предприятии ВОС в Сарапуле. Потом стал трудиться в городском центре по ремонту и обслуживаю бытовой техники. «Несмотря на плохое зрение, мне удалось научиться чинить и стиральные машины, и холодильники, и микроволновые печи», — с гордостью рассказывает молодой человек.

Музыка всегда занимала большое место в жизни Рената. Во время учёбы в школе он играл на баритоне в духовом оркестре, пел в хоре. Позднее самостоятельно освоил гитару и ритм-гитару, был участником различных самодеятельных коллективов. Поэтому решение о поступлении в училище стало для парня совершенно естественным и логичным. В настоящее время Ренат думает о продолжении образования. Хочет заочно получить специальность режиссёра культурно-массовых мероприятий.

У Рената и Юлии есть мечта: с помощью ипотеки купить квартиру в Курске. Ради этой цели Ренат занимается активным поиском дополнительных заработков. Он мастер на все руки. Поэтому семью обеспечить может. «Я вышла замуж в Курске, нашла здесь своё счастье. Поэтому хотелось бы жить именно здесь, — поясняет девушка. — После завершения образования я была бы счастлива, если бы смогла преподавать вокал в родном колледже».

Юлия родом из Казахстана. Детство провела в городе Чудово Новгородской области. У неё большая семья: мать, отец, две сестры и брат. Все они являются инвалидами по зрению. Кстати, старшая сестра Юлии Анна тоже учится в курском колледже. Юлию возмущает, когда она слышит высказывания о том, что инвалидам стоит подумать об отказе от рождения детей, чтобы не обрекать их на страдания…

«Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют такое же право на семейное счастье, на счастье материнства и отцовства, как и все остальные. Мне бы хотелось родить ребёнка с хорошим зрением, но если мой будущий первенец придёт в этот мир незрячим или слабовидящим, я буду его любить не меньше. И он также сможет прожить хорошую, счастливую жизнь», — эмоционально говорит девушка.

Юлию привлекает эстрадный вокал. Особый интерес у неё вызывает патриотическая песня. «Этот жанр почти не представлен на центральных телеканалах, кроме праздничных дней 9 мая и 23 февраля. Но у нас в Курске всё совсем по-другому. Круглый год проходит много фестивалей и концертов этого жанра. И я в них принимаю активное участие. Курское областное телевидение и радио нас тоже не забывают», — рассказала вокалистка.

Мы — незрячие, но любовь не слепая

Рассказ о колледже был бы неполным без упоминания о ещё одной семейной паре — Гульнары и Рената Джунусовых. Ренат — незрячий с рождения. С 1994 по 1998 год был студентом колледжа по классу баяна. С 1998 по 2003 год учился в Государственном специализированном институте искусств в Москве. С 2003 года — преподаёт баян в родном училище. В настоящее время он ведёт индивидуальные занятия с шестью студентами.

Кроме того, Ренат поёт в хоре колледжа, играет на бас-гитаре в рок-ансамбле «Студенческая весна» и на баритоне в духовом оркестре. Ещё он играет на тромбоне в джазовом ансамбле. Пишет музыку и занимается её аранжировкой. В общем, вся жизнь этого человека посвящена творчеству.

Его супруга Гульнара родилась с небольшим остатком зрения. Но сейчас она тоже незрячая. Она родом из Астраханской области. После окончания в 1998 году Саратовской школы для слепых и слабовидящих детей решила остаться жить в этом городе. Устроилась слесарем-сборщиком на специализированное предприятие ВОС «Парус».

Гульнара и Ренат познакомились ещё подростками, в 1990 году на Всесоюзном фестивале детей-инвалидов «Мы всё можем» в Москве. Потом несколько лет подряд переписывались. В 2004 году через общих знакомых Ренат узнал домашний телефон Гульнары, поздравил её с днём рождения и… пригласил на учёбу в Курск.

Между молодым преподавателем и очаровательной студенткой вспыхнул «роман». Правда, училась Гульнара не у Рената. Она поступила на вокальное отделение. 14 февраля 2005 года, в День святого Валентина, прозвучало предложение руки и сердца. Летом того же года молодые люди поженились. В 2006 году родился сын Мирам. Зрение у него замечательное.

После окончания колледжа Гульнаре предложили остаться работать в колледже иллюстратором хора. Кроме того, она стала художественным руководителем Центра реабилитации Курской региональной организации Всероссийского общества слепых.

Семейная история Гульнары и Рената заинтересовала журналистов одного популярного курского издания. Вышла в свет статья — «Слепая любовь на Валентинов день». Это название Гульнаре не понравилось: «Мы — незрячие. Но любовь у нас совсем не слепая».

 

Перед отъездом из Курска мне довелось встретиться с одним из самых известных выпускников и многолетних преподавателей колледжа, давним другом «Школьного вестника» Валентином Викторовичем Твердохлебом. Он учился в колледже (в то время он назывался училищем) с 1973 по 1977 год. И сразу же после окончания учёбы молодого баяниста-виртуоза пригласили здесь преподавать. Такие случаи встречаются очень редко. Обычно на преподавательскую работу в колледж принимают после окончания высших учебных заведений.

Валентин Викторович тоже получил высшее образование. В 1982 году он заочно окончил Харьковскую консерваторию. Годом ранее стал дипломантом Международного конкурса незрячих музыкантов в Праге. До 2001 года Твердохлеб занимался подготовкой молодых баянистов. Ренат Джунусов — тоже его ученик. В 2003 году В.В. Твердохлеба избрали председателем Курской региональной организации Всероссийского общества слепых.

«Я полностью потерял зрение в 20 лет. Именно баян помог мне пережить это жизненное испытание, преодолеть депрессию. Очень хочется, чтобы все выпускники колледжа нашли своё место в жизни, чтобы они всегда ощущали свою нужность и востребованность. Своим существованием наше учебное заведение наводит мосты между зрячими и незрячими, между людьми с особыми потребностями и относительно здоровыми людьми».

Дата публикации: 
среда, декабря 9, 2015
Автор публикации: 
Илья Бруштейн
Категория публикации: 
Выбираем профессию