Могу ли я быть психологом?
Татьяна Оржеховская
Очень часто молодые люди с нарушением зрения, стоящие перед выбором профессионального пути, задают мне вопрос: «Могу ли я быть психологом?» Дать однозначный ответ на этот вопрос нельзя — слишком много составляющих влияют на него. Давайте попробуем разобраться.
Профессий, доступных для людей, имеющих инвалидность по зрению, не так уж и много. Кроме рабочих специальностей на производствах системы ВОС, это массажист, музыкант, юрист, программист, педагог (учитель истории, математики, преподаватель философии и пр.). Профессия психолога тоже к ним относится.
В каких же сферах востребованы знания и умения психолога? Везде, где люди взаимодействуют друг с другом, необходима работа психолога — специалиста, способного корректировать, наблюдать, прогнозировать и т.д. процессы, в которых обязательно участвуют люди и в которых проявляется личность, чего бы это ни касалось. Это медицина, образование, наука, социальные, государственные, коммерческие структуры — везде нужны психологи. Но не везде ждут нас, я имею в виду инвалидов по зрению, имеющих психологическое образование. К сожалению, отменены те положения законов, которые тем или иным образом поощряли работодателя, принимающего на работу инвалидов. Руководители различных организаций неохотно соглашаются принять на работу специалиста с ограничением здоровья, стараются избежать проблем, связанных с организацией особых условий работы, соблюдением прав, гарантированных трудовым кодексом. Да и психологически они не готовы к этому, не могут представить себе, как инвалид по зрению сможет справляться с выполнением должностных обязанностей. Как раз решение этой проблемы находится в зоне возможности изменить её в положительную сторону, и это зависит от нас, от наших усилий. Если каждый слабовидящий или незрячий психолог будет своим каждодневным трудом, его высокими результатами доказывать свою состоятельность, то его пример может сломать стереотип работодателей относительно невозможности использовать труд инвалида. Правда, результаты таких изменений можно будет увидеть лишь со временем.
Теперь можно поговорить о специализациях психолога, в той или иной мере доступных или недоступных с точки зрения ограничений здоровья по зрению.
Работая психологом в школе, незрячий человек не сможет справиться с оформлением огромного количества журналов и другой документации, ведущейся в плоскопечатном виде. Даже нормально видящие коллеги-психологи стонут от таких объёмов. А ещё надо заниматься непосредственно работой психолога, вести групповые и индивидуальные занятия. Да и школьники, думаю, не будут проявлять терпимость к затруднениям психолога, связанным с нарушением зрения. Дай бог, чтобы не издевались (тенденции в детской среде, связанные с равнодушием, потребительством и агрессией, тоже нужно учитывать).
Психолог в детском саду в своей работе опирается главным образом на рисуночные тесты — дети ведь не могут многое выразить словами. Эту работу может выполнять слабовидящий психолог с хорошим остатком зрения.
Вполне доступна работа психологом-тренером — ведущим бизнес-тренингов, тренингов личностного роста и других.
Очень подходит незрячему психологу консультативная работа. При соблюдении всех условий проведения консультаций есть возможность, используя внутренние ресурсы, «сканировать» состояние пришедшего на консультацию, помочь взглянуть на проблемную ситуацию с другой стороны, психологически поддержать, подбодрить, подтолкнуть к поиску путей выхода.
Вполне успешным может быть выполнение обязанностей, связанных с релаксационными мероприятиями, как в индивидуальной, так и в групповой форме работы с клиентами или с сотрудниками учреждения, в котором ведётся такая деятельность. Релаксационные занятия как раз строятся на использовании речи, её богатств, интонационных акцентов, разнообразия обертонов и т.д.
Умение владеть своей речью необходимо в заочном консультировании — работа в различных службах, принимающих звонки от клиентов на так называемые телефоны доверия. Это очень подходящая работа для незрячего психолога, здесь автоматически снимается вопрос со стороны клиентов о состоянии здоровья консультанта. Да и психологи, работающие на «горячих» линиях, считают такую работу вполне доступной для своих незрячих коллег как с точки зрения оформления необходимой отчётности, так и выполнения поставленных задач.
Но прежде чем переступать порог вуза, готовящего психологов, нужно хотя бы вкратце узнать, что же такое психология. К сожалению, определённая часть студентов-первокурсников разочаровывается в психологии, проучившись полгода или год. Видимо, когда подавали документы на факультет психологии, ошибочно считали эту науку чем-то вроде волшебства.
Так что же такое психология и кто такие психологи? Если просто, то психология — это наука, изучающая не физическую часть человека, а нематериальную его часть: его душевные переживания, поведение, взаимодействие с людьми, законы, механизмы, связанные с внутренним миром человека. Для того чтобы постичь все законы развития и жизни человеческой души, виртуозно владеть своей профессией, требуется приложить огромное количество усилий, связанных со штудированием психологической литературы, и не только пока вы учитесь в институте. Надо постоянно следить за новыми исследованиями, новыми методиками и т.д. Необходимо работать над собой, над расширением своего кругозора в различных сферах жизни, над собственным духовным ростом. Это никогда не заканчивающийся процесс.
Если проанализировать положительные и отрицательные стороны профессии, то, пожалуй, к «минусам» можно отнести профессиональную выгораемость: то есть некую душевную усталость, притупление чувств и эмоций, снижение уровня сочувствия другим, особенность при личной встрече автоматически диагностировать незнакомого человека. Зачастую начинающие психологи «носятся» с проблемами своих клиентов, не могут от них отключиться даже в своё личное время, постоянно думают о них, ищут пути их решения.
К «плюсам» психологической специальности можно отнести умение прогнозировать поведение оппонента, видеть и противостоять различным манипуляциям, предвидеть конфликты, умение смягчать или избегать их и многое другое.
Всё, что было сказано выше, относится к теории, гипотетической возможности работать психологом абстрактных юноши и девушки, имеющих инвалидность по зрению. Далее хочу затронуть личность конкретного человека, ищущего свой жизненный путь. Прежде чем подавать документы в психологический вуз, побудьте некоторое время наедине с собой, прислушайтесь к себе, задайте себе несколько вопросов.
Нравится ли вам общаться с людьми?
Не оставляют ли вас равнодушными их проблемы?
Испытываете ли вы приятные эмоции, когда наблюдаете за поведением детей или взрослых?
Любите ли вы размышлять, предполагать, анализировать, философствовать?
Если на большинство из этих вопросов вы получите от себя положительные ответы, то в будущем при определённых обстоятельствах у вас есть возможность стать хорошим психологом.
Допустим, что вы поступили в высшее учебное заведение, выучились на психолога, получили диплом, нашли работу по специальности и приступили к работе в должности психолога. Здесь я бы посоветовала учесть некоторые моменты.
С клиентами, кто бы они ни были, надо держаться доброжелательно, учтиво, приветливо, корректно, всегда вежливо и терпимо. Если есть такая возможность, помогайте им, оказывайте посильные услуги, например, подать карандаш или помочь надеть бахилы. Это позволит быстро наладить контакт с клиентами, установить с ними тёплые, доверительные отношения. Без этого невозможно грамотно и эффективно работать психологом.
Также не забывайте о том, что в вашей работе не лишним, а даже обязательным может быть использование различных технических средств реабилитации для инвалидов по зрению. Это персональный компьютер, оснащённый специализированной программой, диктофоны, флеш-плеер для чтения аудиокниг, использование различных линз, системы Брайля и другое. Немаловажным будет пользование специализированными библиотеками и читальными залами.
Самое главное — иметь в руках как можно больше умений и навыков. Чем лучше вы ими «оснащены», тем вы более устойчивы в мире своей профессии, в коллективе, в котором работаете. Чем больше вы знаете и умеете, тем скорее возникнет уважение со стороны коллег, а это немаловажный фактор в работе. Выстраивание отношений между вами и сотрудниками того учреждения, в котором вы начинаете свою трудовую деятельность, требует серьёзного внимания, терпения, имеет большое значение для вашего будущего в этом коллективе. От того, как сложатся ваши отношения с коллегами, зависит, будут ли они вам помогать или вы будете биться с трудностями (часто непреодолимыми) в одиночестве. При налаживании контактов со своими коллегами не скатывайтесь до лести, заискивания, раболепства, стукачества (это особенно касается отношений с начальством) — вся гадость рано или поздно всё равно вылезет. Будьте внимательными, доброжелательными и приветливыми, то есть проявляйте те качества, которые вам хотелось бы почувствовать по отношению к себе. Да, банальность, но она работает. Ещё поможет укрепить отношения качественное выполнение своей работы, чего бы это ни касалось — оформления документов в срок, публичных выступлений в средствах массовой информации, посильного участия в конкурсах, проведения занятий с клиентами и т.д.
Но ни в коем случае не занимайте иждивенческой позиции «я инвалид, и мне все должны» или «я — несчастненький инвалид и ни с чем не смогу справиться». Такое поведение в конце концов приводит к неприятию вас как полноценного сотрудника и желанию от вас избавиться.
Конечно же, будет очень хорошо, если выбранная вами профессия станет любимой. Любовь к работе вдохновляет, окрыляет, помогает быстрее восстановиться, позволяет почувствовать себя нужной, даёт ещё один смысл жизни.
А самое главное, чем хотелось бы закончить ряд советов для юных соискателей, оставайтесь самими собой, не изменяйте себе, сохраняйте богатство своего внутреннего мира целостным.