Перейти к основному содержанию

Ты помнишь, как всё начиналось?

С чего бы император наш, Александр Благословенный надумал учредить Институт для взрослых слепых мальчиков? Может реформаторская слава бабки его, Екатерины Великой не давала покоя, и решил показать он всей Европе, что и России не чужды прогрессивные веяния? А может быть, и действительно родилось в душе его сострадание, после бесед с заезжим французом месье Валентином Гаюи, коий рассказал о бедственной жизни слепцов и об открытой им в Париже Школе? – Такие вопросы задавались в обществе, когда Петербург облетела весть, что 5 мая 1807 года открывается оный Институт. Представители обоего пола потянулись на Васильевский остров к дому купца Раменцова, который был предоставлен месье Гаюи. Прохаживались вокруг и лорнировали дом, а особы из высшего сословия были приглашаемы внутрь, да только к их разочарованию ничего этакого не представлялось их взору. Несколько комнат для занятий, дортуар, столовая – вот и весь Институт.

Несколько тихих воспитанников одетых в одинаковое платье чинно сидели за столами, на которых стояли неизвестного назначения предметы, да странной формы скульптуры. Между рядами степенно прохаживался месье Гаюи, назначенный высочайшим повелением директором Института, да два его помощника. Тоже французы. Третий же, учитель словесности, и вовсе оказался русским, студентом Педагогического института господином Галичем…

С этого времени и начинается история образования и обучения слепых в Российской Империи.

В 1817 году француз-просветитель отбыл на родину. Министерство народного просвещения сразу же поменяло программу: вместо французского языка, музыки да некоторых ремесел, воспитанников стали обучать Закону Божьему, русскому языку, чтению, истории и музыке. Да и то, через два года, выписывать жалование преподавателям, стипендию воспитанникам и проверять счета на закупку провианта министерским чиновникам надоело, тогда учебное заведение для слепых детей было передано в ведение Совета Императорского Человеколюбивого Общества. Совет, ничтоже сумняшеся, принимает решение о призрении слепцов, лишенных средств к существованию. Грамоте же и музыке обучать только весьма одаренных (согласитесь, расплывчатая формулировка). В Институт были переведены из городских больниц 18 слепцов, а к 1821 году там призревалось 26 человек.

Таким образом, учебное заведение становится обычной богадельней.

Лишь спустя сорок пять лет заведующий обратился к Совету Императорского Человеколюбивого Общества с просьбой вернуть учреждению статус учебного заведения. Неспособных к самостоятельным заработкам переводить в настоящие богадельни. Остальные выпускники Института должны быть свободны в выборе дальнейшего жизненного пути. Тем же воспитанникам, которые по окончании Института останутся работать в нем, следует предоставлять жилье на правах пансиона. Для решения столь сложного вопроса Попечительскому обществу потребовались годы. Только в 1868 году Институт для слепых снова стал настоящим учебным заведением. Но принимать туда, кроме детей лишенных зрения, стали и взрослых.

Совершеннолетние слепцы были отделены от малолетних и после окончания курса могли оставаться в Институте на правах преподавателей или репетиторов. Они назывались квартирантами. Им были предоставлены отдельные спальни и столовая. Для младших воспитанников были организованы два класса, в которых обучались 30 детей, а старших воспитанников-квартирантов было 16 человек.

Для ведения учебно-воспитательного процесса был утвержден следующий штат: Закону Божьему учил настоятель церкви, дьякон той же церкви, занимался духовно-нравственным воспитанием. Обучать русскому языку, арифметике, географии, всеобщей и русской истории, а также зоологии должен всего один человек. Музыку преподавал тоже один человек, да еще один назывался учителем оркестра. Кроме того, полагались два надзирателя для наблюдения за порядком и нравственным поведением воспитанников, а также для чтения книг и газет незрячим квартирантам, которые в свою очередь, обучали воспитанников игре на фортепиано и скрипке – на каждый инструмент по 2 человека. Еще три квартиранта учили чтению книг и нот, написанных выпуклым шрифтом. За гармоничное физическое развитие воспитанников отвечал учитель гимнастики.

Ремеслам обучал один человек, еще один – набору и печатанию книг выпуклым шрифтом (унциалом). Но со временем ремесленное отделение расширяется и в практику Института вводится обучение токарному делу и корзиноплетению.

Воспитанники своими силами собирают библиотеку из книг с выпуклым шрифтом. Под руководством квартирантов они набирают текст, печатают и переплетают книги.

На уроках арифметики учащиеся пользуются деревянными наборными ящиками со свинцовыми цифрами. Для уроков географии имеются рельефный глобус, рельефные карты полушарий и Российской Империи. Для уроков зоологии есть две коллекции чучел зверей и птиц, а для уроков истории – маски разных типов рас. В приготовительном классе много времени уделялось так называемым «фребелевским занятиям», имеющим важное значение для развития органов чувств, особенно осязания. В них входило: лепка, плетение бумажных полос, сгибание бумаги, выборка семян, вышивание, работа с горохом, складывание кубиков, работа с бисером, рисование, плетение на рогульках.

Большое внимание уделялось преподаванию музыки. Музыкой слепцы занимались особенно успешно. В Институте был создан оркестр из 19 квартирантов и воспитанников, а хор певчих регулярно выступал в церкви.

Но что такое неполных пятьдесят человек для огромной страны? – Песчинка в море. Проблема образования и обучения слепых фактически так и не была решена.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов было образовано Главное попечительство для пособия семействам нуждающихся воинов. Председателем его стал царский сановник Константин Карлович Грот.

Используя свое высокое положение и влиятельные связи, Константин Карлович создал в 1881 году частную благотворительную организацию – «Попечительство о слепых, под Августейшим покровительством Ее Императорского Величества Марии Федоровны». Коротко она называлась «Мариинским попечительством» и ставила своей целью, как говорилось в Уставе, «обучение слепых доступным им ремеслам и занятиям, дабы они могли существовать без посторонней помощи и работать по возможности самостоятельно».

Одной из главных задач Попечительства была также подготовка глазных врачей и повышение их квалификации, иными словами, развитие офтальмологии. Попечительство обеспечивало бесплатный проезд людей с глазными заболеваниями в города, где были глазные клиники, и оплачивала лечение. Много внимания уделялось в частности профилактическим мерам борьбы со слепотой.

Специальные издания Попечительства и материалы в периодической печати знакомили русское общество с фактическим положением незрячих в стране.

Кроме того, Попечительство добилось включения в первую Всероссийскую перепись населения 1897 года пунктов о потере зрения. Данные переписи оказались просто ужасающими: в Империи насчитывалось почти четверть миллиона слепых! Причем надо учесть, что плохо видящие, квалифицируемые теперь как инвалиды II и Ш групп, тогда совсем не учитывались. Следовательно, фактически количество инвалидов по зрению в стране было значительно больше.

Только 4 тысячи из них пользовались какой-то помощью, оказываемой Попечительством и другими частными филантропическими организациями. Большая же часть, забитая, безграмотная была предоставлена самой себе и, чтобы выжить, занималась нищенством. Мириться с таким положением дел было нельзя.

Для получения образования, обучения ремеслам, то есть для подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду Грот разработал систему училищ для слепых детей. Эти учебные заведения открывались на средства местных отделений Попечительства.

За 10 лет Попечительством было открыто 12 училищ. В них было около 400 воспитанников. Дети из бедных семей обучались бесплатно, состоятельные родители платили 300 рублей в год. Преподавание продолжалось от 8 до 10 лет, в зависимости от способностей учащегося.

Все училища состояли в ведении Советов местных Отделений или Комитетов Попечительства, но неукоснительно подчинялись Константину Карловичу Гроту. Впрочем, учебная программа была унифицированной.

В училище за 4 года, по существу, давалась программа классической гимназии, сокращённая в ряде дисциплин. Например, здесь не преподавались древние языки – латынь и греческий. А вместо интенсивного преподавания двух иностранных языков был сокращённый, но очень хороший курс одного языка, чаще всего немецкого.

Подробнейший курс мировой истории, дававшийся в классической гимназии, в начальном училище проходили в сокращённом на треть варианте по специальным учебникам, в которые, тем не менее, были включены тексты античных первоисточников, но в переводе на родной язык.

Русский язык и литература, отечественная история, церковнославянский, Закон Божий, а также математика изучались в 4-х классном начальном училище первой категории на уровне классической гимназии. Но, к сожалению, из этой программы были исключены некоторые дисциплины, что, тем не менее, давало право выпускникам держать вступительные экзамены в реальные училища, чтобы затем поступить в высшие учебные заведения.

Все-таки особый упор делался на обучение ремеслам. А в Александро-Мариинском училище подготавливаются инспектора, учителя, учительницы и ремесленные мастера для всех губернских училищ Попечительства.

Все выпускники получали бесплатно белье, одежду, обувь, инструменты и материалы. Те, кто жил на частных квартирах, получали кровать, постель, шкаф для одежды и другие предметы обихода. Кроме того, небольшую сумму денег на оплату квартиры и содержание, пока они ничего не заработали.

Попечительство же помогало слепым ремесленникам сбывать изделия. Оно оформляло заказы, рассылало объявления, приглашения к покупке, устраивало выставки и базары.

Первое училище было открыто осенью 1881 года в скромной квартире небольшого деревянного дома на Таврической улице Санкт-Петербурга, принадлежавшего госпоже Чижовой. Воспитанников было всего четверо, но вскоре туда поступило еще шестеро слепых мальчиков. Со временем, точнее, в 1890 году небольшое Александро-Мариинское училище переехало в новое помещение. На торжественном освящении здания присутствовал Государь Александр III, императрица Мария Федоровна и многие члены царской семьи. Тогда же было высочайше повелено переименовать "Мариинское попечительство" в "Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых". Новое училище рассчитано на 120 детей (70 мальчиков и 50 девочек) и оборудовано по образцу лучших заграничных институтов слепых. 2 По данным на 1917 год плата за обучение и содержание составляла 300 руб. в год, с приходящих 60 руб. Для учреждения именной стипендии требовался единовременный взнос капитала в 4000 руб.

Кроме Училища в Петербурге 9 декабря того же 1881 года открылся Мариинский Институт для слепых девиц. Основной целью этого учебного заведения было призрение, религиозно-нравственное воспитание, обучение грамоте, музыке и доступным ремеслам. Предполагалось, что в будущем выпускницы смогут обеспечить себя собственным трудом. В Институте преподавали следующие предметы: Закон Божий, письмо и чтение унициалом, русский язык, основные правила грамматики и общие понятия о русской литературе, арифметику, отечественную и всеобщую историю, а также географию. Кроме этого девиц обучали музыке и пению. Занимались они и гимнастикой. Большое внимание уделялось рукоделию: вязанию, плетению шнурков, веревок, корзин, изготовлению коробок.

В Институте было три класса: приготовительный, где поступившие девочки обучались два-три года; младший с программой обучения, рассчитанной на три года и, наконец, старший, в котором ученицы остаются до выхода из института. Выпускали девиц, когда им исполнялось 18 лет.

Второе училище было открыто в Киеве в 1884 году. Там было 40 слепых детей – 30 мальчиков и 10 девочек. Оно располагалось на Клоповском спуске в двухэтажном каменном доме, окруженном большим фруктовым садом. Постройка дома обошлась Попечительству в 38 тысяч рублей.

Выпускники училища, возвращавшиеся к себе на Родину, переходили под покровительство местных священников, а проживающие в Киеве, находились под наблюдением директора училища. Все без исключения обеспечивались одеждой, обувью, бельем, необходимыми инструментами и на первое время материалами, в зависимости от выбранной специальности – производства щеток или корзин.

Училище в Ревеле (нынешняя Рига) открылось тоже в 1884 году частными благотворителями. Оно помещалось в доме, выстроенном на средства местного дворянства. Воспитанников было двадцать человек. Из них 7 девочек, остальные мальчики. Учащиеся – эстонцы и немцы, поэтому преподавание велось на немецком языке, так как ни дети, ни персонал не знали русского. Надзирательницей училища была госпожа фон-Вистингаузен. Выпускники Ревельского училища, проживающие в городе, занимались щеточным ремеслом, получая заказы от училища.

В Казани училище открылось в 1885 году. Располагалось оно сначала в городской богадельне. От нее же дирекция получала по 60 рублей в год на содержание каждого учащегося, а было их всего 24 человека. 11 мальчиков и 13 девочек. Заведовал училищем воспитатель и учитель Березин. В том же году на окраине так называемой «Русской Швейцарии», граничащей с Арским полем, началось строительство собственного здания по проекту архитектора Льва Хрщоновича. В 1899 году строительство было закончено, и училище переехало в новый дом. Ныне это строение №3 по улице Ершова. В подражание древнерусским мастерам его фасады были богато декорированы кирпичом. Средства на строительство пожертвовал Мухаммадсадык Бурнаев — купец и промышленник, 27 лет состоявший гласным Казанской городской думы.

Училище для слепых девочек в Костроме было открыто по инициативе уполномоченного Попечительства Костромской и Ярославской губернии генерала Кукеля в 1885 году. В этом богоугодном деле приняла живое участие настоятельница Костромского Богоявленского монастыря игуменья Мария, отдавшая под Училище один из монастырских домов. Но после пожара 1887 года, истребившего часть монастырских построек, училище было переведено во флигель губернаторского дома, а затем в дом, приобретенный Попечительством за 6000 рублей. В 1889 году в одном из флигелей, находящихся при доме, открылось отделение для мальчиков. Сначала в реконструированном училище было 24 девочки и 13 мальчиков. Но со временем предполагалось увеличить число учащихся до 60 – по 30 детей обоего пола, для чего мужскому отделению был выстроен собственный дом.

Воронежское училище открылось в 1887 году. Оно располагалось в доме с двумя флигелями, усадьбой и надворными строениями. Такую роскошь ото всей широкой души подарил слепым детям купец Клочков. Да еще местное отделение Попечительства приобрело соседний дом с большим земельным участком для мужского отделения. Всё это для 31 воспитанника! Правда, разница в их возрасте была велика. Рядом с семилетними обучались семнадцатилетние. Да еще в доме проживали 10 слепых старцев. Выпускники работали в мастерских училища и жили в общежитии, ставшим за годы учебы родным.

В 1887 году 14 мальчиков были приняты во вновь открытое Одесское училище. Большую помощь в создании училища оказал местный врач-окулист и секретарь Совета отделения Миткевич. Рядом с училищем открылась глазная больница, в которой много лет практиковал знаменитый офтальмолог Владимир Петрович Филатов.

Одним из членов-учредителей Пермского отделения Попечительства была врач-офтальмолог Евгения Павловна Серебренникова, жена известного врача и общественного деятеля Павла Николаевича Серебренникова. Первым и самым важным начинанием Отделения стало строительство училища и приюта для слепых. Совет попечительства выбрал место на окраине города, в Солдатской слободе на улице Сибирской, напротив пересыльной тюрьмы. Строительство дома началось 28 июля 1889 года. Каменный двухэтажный дом с подвальным жилым помещением был выстроен на деньги, пожертвованные екатеринбургским купцом первой гильдии. Здание возводилось в стиле «рационального модерна». «Рациональный модерн» – это совмещение элементов древнерусской архитектуры с новыми приёмами зодчества.

Через два с половиной месяца дом был готов, и 30 августа 1890 года, в день тезоименитства Государя Императора, училище для слепых детей было открыто. Здесь же располагался приют для престарелых слепцов. Кроме этого, Михаил Фёдорович Рожнов пожертвовал еще 20 тысяч рублей на устройство при училище каменной домовой церкви во имя святого Михаила, князя Черниговского.

В 1891 году по инициативе уполномоченного Смоленского отделения попечительства императрицы Марии Александровны о слепых фон Зигеля, была открыта первая в губернии «Школа для слепых детей». Основное пожертвование в 10 тысяч рублей на обустройство поступило от вдовы доктора медицины Анастасии Янской. Кстати сказать, учебное заведение располагалось в ее смоленском доме в Офицерской слободе. Училище – такое название более привычно – находилось под наблюдением Смоленского губернатора Василия Осиповича Сосновского. Заведовал училищем после смерти фон Зигеля новый уполномоченный Попечительства Соболев.

Училище в Самаре создано в 1891 году купцом Георгием Ивановичем Курлиным и его супругой Марьей Захаровной, которые относились к слепым детям с большой теплотой и искренним сочувствием. Они подарили училищу двухэтажный дом с садом, ценою в 15 тысяч рублей. Открытию активно содействовал и губернатор Самары действительный тайный советник Александр Дмитриевич Свербеев. В училище сразу было принято 30 детей обоего пола.

В Туле училище на 22 человека было открыто в 1891 году по инициативе уполномоченного Тульского отделения Попечительства и его супруги. Первое пожертвование – 2 тысячи 500 рублей. К сожалению, Тула, город самоваров и оружия, всегда умела хранить свои секреты. Так что даже историей училища она делиться не расположена.

1 января 1892 года в наемном загородном доме открылось Харьковское училище слепых. В нем обучалось 30 мальчиков. Председатель Совета Харьковского отделения Попечительства – местный губернатор, принимал живейшее участие в судьбе учащихся.

За первые 25 лет существования Попечительства в его училищах прошли обучение 711 человек, трудоустроились из них – 522. Таким образом, из 250 тысяч абсолютно слепых плодами деятельности этой организации смогли воспользоваться лишь немногие, а большинство оставалось в прежнем отчаянном положении.

* * *

А что же Москва? Московское попечительное Общество развивалось абсолютно самостоятельно. Оно не подчинялось Санкт-Петербургскому попечительству имени Императрицы Марии Александровны, да и было создано значительно раньше – в 1871 году.

Обер-пастор Московской лютеранской церкви Святых Петра и Павла Генрих Генрихович Дикгоф озаботился тяжелой судьбой московских детей, лишенных зрения. Он прекрасно понимал, что их необходимо обучать грамоте, доступным ремеслам и искусствам. Только тогда смогут они выбраться из нищеты и невежества. Тем более, ему было хорошо известно, что в западных странах учебные заведения для слепых детей возникли давным-давно.

Год потребовался подвижнику, чтобы провести разъяснительную работу среди представителей Высшего общества, деятелей науки, культуры, искусства, медицины, печати, финансов и купечества. Наконец в 1872 был создан Совет учредителей нового учебного заведения. В него вошли князь Алексей Борисович Мещерский, князь Дмитрий Михайлович Голицын, Иван Юльевич Давыдов, Константин Карлович Шильдбах, Даниил Даниилович Шумахер, доктор Густав Иванович Браун, Владимир Дмитриевич Коншин, а также братья Петр Петрович и Дмитрий Петрович Боткины. Председателем был единодушно избран сам Дикгоф.

Они составили проект Устава учебно-воспитательного заведения и приюта для 10 девочек и 10 мальчиков, после чего послали Устав на согласование и утверждение министру Внутренних дел. Но Устав не был утвержден. Оказалось, что сперва требовалось выполнить два условия: подготовить Приют к открытию, а для обеспечения детей иметь капитал в ценных бумагах не менее чем на 20 тысяч рублей.

Прошло два года, но требуемый капитал собрать так и не удалось. Задуманному делу грозила гибель, если бы на помощь не пришел бывший генерал-губернатор, князь Владимир Андреевич Долгоруков, которому удалось отсрочить вынесение запретительного вердикта. Он обратился прямо к Ее Величеству Государыне Марии Федоровне с просьбой принять учебно-воспитательное заведение для слепых детей под свое Августейшее покровительство. 14 ноября 1881 года было получено ее согласие.

Весть о покровительстве Императрицы Марии Федоровны вызвала всплеск благотворительности в пользу заведения и огромное желание москвичей стать членами Московского попечительного Общества. Они сделали щедрые пожертвования деньгами, вещами и материалами. Чтобы ознакомить горожан с содержанием работы будущего учебно-воспитательного заведения секретарю Распорядительного Комитета при Совете учредителей Илье Осиповичу Блоку было поручено составить брошюрку и выпустить ее большим тиражом.

Так, благодаря частным пожертвованиям, к 1882 году был собран достаточный капитал для открытия школы. И спустя полгода, – 20 сентября – Дикгоф получил официальное разрешение Министра внутренних дел страны на открытие учебно-воспитательного заведения для 20 слепых детей. Под него было арендовано помещение из одиннадцати комнат на первом этаже большого трехэтажного дома госпожи Фирсановой, расположенного на пересечении Фирсановского (ныне Электрического) и Малого Тишинского переулков.

В заведении было два отделения: младшее (школьное) и старшее (ремесленное). Обучение продолжалось до 10 лет. В 1891 году была введена программа, полностью соответствующая программе начальных московских городских училищ с учетом особенностей обучения слепых. Дети были разделены на 4 класса: младший, то есть приготовительный, 1-й; 2-й; 3-й.

В младшем отделении обучали Закону Божьему (что такое молитва? Место и время молитвы. Понятие о Боге. Разные молитвы), русскому языку (обучение грамоте и объяснительному чтению) и арифметике (счет до 20).

В первом классе на уроках русского языка обучали чтению и письму рельефно-линейным шрифтом Гебольда, который через несколько лет был заменен на брайлевский. На уроках арифметики – счет до 100. Кроме этого вводились уроки географии и истории России («родиноведение»).

Во втором классе преподавали Закон Божий, русский язык, арифметику, географию, историю и естествознание.

В третьем классе изучались: Закон Божий, русский язык, арифметика, география, история, естественная история, геометрия. Кроме этого детей обучали игре на музыкальных инструментах, светскому и церковному хоровому пению.

Кроме того, во всех классах проводились фребелевские занятия для развития осязания.

Учебные занятия в младшем отделении продолжались с 10 до 12 часов, а в старшем – с 9 до 12 часов. Помимо этого несколько часов в день давались на практические занятия.

Почти все питомцы были из бедных семей и учились бесплатно, получая при этом неплохое начальное образование. Но главное внимание уделялось профессиональной подготовке. Девочки шили, вышивали и вязали, а мальчики изготавливали корзины и мебель, переплетали книги и работали в типографии, оборудование которой для печатания Брайлевских изданий было подарено в 1894 году Анной Александровной Адлер.

Ежегодно в начале мая проводились устные и письменные экзамены по всем предметам в присутствии Председателя и членов Распорядительного комитета, почетных и действительных членов попечительского Общества, родителей, родственников и просто любопытных. А в мае 1896 года школу посетил известный китайский дипломат Ли Хун-Чан, приехавший в Россию для участия в торжествах по случаю коронации Николая II.

За 30 лет – с 1882-го по 1912 год – школу для слепых детей окончило 114 человек, из них трудоустроен был 101.

В 1890 году создано Московское Отделение Попечительства Императрицы Марии Александровны, и сразу же в наемном доме открыто Училище слепых. В нем обучалось 16 мальчиков. Наблюдение за училищем принял на себя уполномоченный по Московской губернии Назыров, по инициативе которого оно и было открыто. Потом, когда училище переехало на Донскую улицу, в нем обучались уже 56 слепых мальчиков. Там же открылся приют для 80-ти взрослых слепых. В нем жили, в основном, слепые ремесленники, окончившие училище. Председателем Совета Московского Отделения Попечительства о слепых был избран Епископ Трифон. В своем обращении в Московскую Губернскую Земскую Управу он привел некоторые факты о финансовом положении Московского отделения Попечительства.

«Московское Отделение по своей деятельности и большим расходам занимает одно из первых мест в числе других благотворительных учреждений вообще, и в частности среди Отделений Попечительства о слепых.

Редкое Отделение в настоящее время, даже при пользовании постоянными субсидиями от Земства, принимает слепцов в свои училища и приюты бесплатно, на полное казенное содержание. Между тем, Московское Отделение ежегодно содержит в училище 56 слепцов, взимая лишь с одного по 100 руб. в год за воспитание и обучение, тогда как содержание в училище обходится Отделению никак не менее 250 рублей в год на человека. Остальные содержатся на полном казенном обеспечении в виду того, что Совет не считает себя вправе предъявить требования о плате за содержание детей в училище, ибо они принадлежат к неимущему классу»…

* * *

Подводя итог этому небольшому экскурсу в прошлое можно отметить две выдающиеся личности: Валентина Гаюи, который пробил брешь в стене безразличия российского общества к нуждам незрячих, но прежде всего, Константина Карловича Грота, создавшего Попечительство о слепых со всеми его заведениями. Известный русский юрист академик Кони так отозвался о его деятельности: «Русские люди должны быть ему благодарны, ибо он был борцом с общественной и личной слепотой и сделал в этом отношении многое».

Категория: 
Общие проблемы