Перейти к основному содержанию

Рубрика школьное сочинение. Родион Раскольников и его двойники в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Анастасия Коноплёва

Сочинение... Для кого-то это праздник, где можно реализовать себя, раскрыться, поделиться чем-то важным. Но есть люди, которых охватывает панический ужас при одной только мысли, что придётся сидеть за столом и строчить, строчить, строчить...
У каждого, кто хоть пару раз «сочинял», появляется своя схема, методика. Одни обкладываются учебниками, изданиями типа «250 золотых сочинений», школьными тетрадками родителей, старших сестёр, соседей (если эти «рукописи» ещё сохранились, — а «рукописи не горят») и начинают творить-лепить из отдельных отрывков, абзацев, а иногда и просто переписывают чьё-нибудь сочинение от корки до корки без изменений.
Внимание! Те, кто узнал себя, имейте в виду: рубрика «Школьное сочинение» — не для вас! Вы совершаете огромную ошибку, занимаясь таким неблагородным трудом, как списывание.
Знайте:
1. В изданиях такого рода, как «250 золотых сочинений», очень много грубых ошибок. Например, «Григорий Мелехов», а не «Мелихов», как в романе Михаила Шолохова.
2. Переписывая учебники или чьи-то сочинения прошлых лет, вы автоматически переносите в свою тетрадь и идеологию того времени (которую вряд ли разделяете...). Например: «В. И. Ленин в своих трудах и выступлениях по разным поводам вспоминал героя романа «Господа Головлёвы» — Иудушку. Этот образ оказался столь ёмким, что именем Иудушки можно было охарактеризовать самых различных предателей рабочего движения». По одному такому предложению любой учитель мгновенно и безошибочно определит, откуда «столь мудрые строки».
3. Главное! Большинство текстов, которые вы переписали и пытаетесь выдать за своё сочинение, учителя знают наизусть.
Вывод: зачем вам низкая оценка? Кроме того, неужели вы не в состоянии написать самостоятельно, ведь мысли-то у вас есть?!
Если ваш ответ утвердительный, то тогда стоит читать рубрику «Школьное сочинение». Надеюсь, что она поможет вам.
Ой! Извините, я совсем забыла про тех, кто пишет сочинения сам, кто любит размышлять над произведением, смело высказывать свои мысли и даже спорить с автором.
Признаюсь, к этой группе отношусь и я — студентка филологического факультета педагогического института. В рубрике «Школьное сочинение» мне хотелось бы:
1. Поделиться некоторыми мыслями с вами, читателями.
2. Предостеречь от типичных ошибок, которые возникают при написании сочинения.
3. Помочь тем, кто только учится «сочинять» на заданную тему.
И, конечно же, каждый раз в нашей рубрике вы сможете прочитать одно из сочинений. Вот, например, моё школьное:


Родион Раскольников и его двойники
в романе Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»


Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.
Исократ, древнегреческий публицист.


Проблема двойничества проходит через весь роман «Преступление и наказание». До Фёдора Михайловича Достоевского в русской литературе эта тема ещё так не звучала, даже у Николая Васильевича Гоголя в его «Петербургских повестях».
Нецельность человеческой личности порождает двойничество. У мятущегося Раскольникова есть свои двойники. Основные из них — Свидригайлов и Лужин. Конечно, это люди разного масштаба. Пётр Петрович Лужин кажется нам поначалу относительно безвредным, но, чем ближе мы его узнаём, тем с большей неприязнью к нему относимся. Под маской благородства скрывается «маленький Наполеон». Совершая будто бы благородный поступок, собираясь жениться на бедной Дунечке, сестре Родиона Раскольникова, Лужин делает это прежде всего в своих корыстных интересах. «Великодушие», полагает он, даст ему в будущем возможность стоять неизмеримо выше окружающих людей. «Благородство» Лужина определит впоследствии его право распоряжаться судьбой Дуни, её матери, Родиона по своему усмотрению. Лужин убеждён: в этом мире всё продаётся, всё покупается и никто не имеет права судить о его поступках.
Двойник — это всегда зеркало, плохое ли, хорошее ли, кривое ли или точно передающее оригинал, а может, и осколок зеркала... В «зеркале» Лужина своеобразно отражается теория Раскольникова, который решает, что всё человечество делится на людей высших и низших, а «сверхчеловек» во имя «великой идеи» имеет право на всё, даже на убийство.
Уже с первых слов характеристики Лужина (в письме матери к Родиону) мы чувствуем, что это личность довольно сомнительная: «...Да и вообще человек он весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный», «немного как бы тщеславен и очень любит, чтобы его слушали. Но ведь это почти не порок»*. Лужин, кажущийся на первый взгляд всего-навсего мелким человеком, устраивающим свои дела, в действительности — может быть, самый страшный персонаж романа. Когда главный герой «Преступления и наказания» выбирает между добром и злом, мучается, ищет выход — это подаёт нам, читателям, надежду на то, что в нём возобладает лучшее. Истинное наказание Раскольникова — не судебный приговор. Его настоящее наказание заключено в нравственной пытке (преступление Родион совершает в первой части романа, остальные пять частей — это муки героя «Преступления и наказания»). Ничего подобного не происходит с Лужиным. Пытаясь исполнить свои планы, он действует как машина, как механизм, без малейших угрызений совести. Такой человек, без духовного начала, ни в чём не сомневающийся, не испытывающий ни малейшего душевного напряжения, — самый страшный.
Гораздо сложнее и тоньше другой двойник Раскольникова — Свидригайлов, безнравственный, циничный. Тёмный мир петербургских притонов, шулерство, а затем неожиданно пришедшее к Свидригайлову богатство, власть над крепостными — всё это развратило его. Но под спудом пороков в душе Аркадия Ивановича Свидригайлова ещё теплятся искры добра. В нём есть нечто загадочное. «... В этом человеке таилась какая-то власть над ним (то есть, над Раскольниковым. — А. К.). Сознав это, он (Раскольников. — А. К.) уже не мог успокоиться...» Чувство Свидригайлова к Дуне словно пробудило его. После того как чистая, беззащитная девушка сумела победить этого, казалось бы, неприступного человека, в душе Свидригайлова как будто открылось какое-то окошечко. Заговорила совесть. Когда Свидригайлов понимает, что всю свою жизнь тратил на пустяки и развлечения, он пытается искупить свою вину, искупить грехи. Свидригайлов помогает Соне, спасает от нищеты и гибели сирот Мармеладовых и свою невесту. Наконец, он кончает жизнь самоубийством, а это — поступок, свидетельствующий о тяжких душевных муках. Свидригайлов становится трагической фигурой.
Сходство Раскольникова и Свидригайлова — в том, что оба они сочли возможным в своей жизни «перешагнуть через кровь». Но если Раскольникову убийство даётся ценой невероятных душевных и физических мук, то Свидригайлов совершает свои преступления как бы в потоке жизни, бездумно. Муки совести появляются намного позже. В Свидригайлове, как в двойнике Раскольникова, раскрываются глубины нравственного падения человека. Свидригайлов постоянно тревожит Родиона, пытается убедить его, что они «одного поля ягода». Вот почему Раскольников отчаянно борется, пытается разорвать ту нить, которой связан с этим человеком. Свидригайлов убеждает Родиона в том, что тот идёт к душевному тупику, к духовной гибели. Свидригайлову представляется, что он властвует над Раскольниковым (например, когда случай привёл Родиона в тот самый трактир, где как раз сидел в это время Свидригайлов).
Так или иначе у Свидригайлова, как у двойника Раскольникова, есть душа, она бунтует, ищет выхода. В этом человеке живёт своя боль. Свидригайлов — отражение Раскольникова, а душевные искания, муки главного героя романа вообще беспредельны. Тяжело, сквозь преступление и наказание, Родион Раскольников начинает понимать, что границы совести и нормы нравственности не могут быть исключительно собственными, индивидуальными. Когда он, заблудившийся в жизни, с помощью Сони приходит к осознанию высших истин, к пониманию бессмертия души, мы чувствуем, что в нём начинается другая работа — медленное, трудное воскрешение. После того как Соня прочла ему из Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря, писатель так характеризует её состояние, передающееся Родиону:
« — Всё об воскресении Лазаря, — отрывисто и сурово прошептала она и стала неподвижно, отвернувшись в сторону, не смея и как бы стыдясь поднять на него газа. Лихорадочная дрожь её ещё продолжалась. Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».
...Из комментария С. В. Белова к роману «Преступление и наказание»: «Как опытный проводник, знающий дорогу, ведёт художник читателя через лабиринт совести Раскольникова, чтобы увидеть в конце пути свечу, которую держит Достоевский».
В романе «Преступление и наказание» немало других персонажей, которых можно назвать двойниками главного героя, и каждый из них как бы предлагает свой путь. Опасность стремления властвовать, быть носителем «наполеоновской идеи» поясняет следователь Порфирий Петрович.
...Из книги Юрия Карякина «Достоевский и канун XIX века»: «В начале романа, на «пробе» у старухи, Раскольникова вдруг ударяет мысль: «Неужели и тогда солнце будет светить?» Но после убийства солнце как ни палит, а будто погасло... Но случайно ли в день воскрешения убитой души Раскольникова снова звучит тема солнца? Вместо ночных кошмаров — раннее весеннее утро. Вместо гроба — «облитая солнцем необозримая степь».
Так отступают двойники Раскольникова, и перед героем романа открывается бессмертие души, любовь и весь мир.
Это сочинение написано два года назад, в 10-м классе. Совершенно ли оно? Конечно, нет. Но я писала его с большим увлечением, меня очень волновали (и волнуют) проблемы романа «Преступление и наказание». К тому времени, когда мы в институте дойдём до лекций по русской литературе XIX века, у меня будет больше опыта. Обязательно — ведь мы же растём, узнаём новое, начинаем глубже думать. Очень важно, что в школе этот роман прочитан. Книга стоит у меня в книжном шкафу — с пометками, подчёркнутыми строчками (разумеется, только карандашом!). Может быть, когда-нибудь я улыбнусь над этим свидетельством своей первой встречи с романом Достоевского, но смеяться, хохотать не буду.
А рубрика «Школьное сочинение» ждёт ваших писем, замечаний, вопросов и самих сочинений. Хорошие будут опубликованы.
До встречи в следующем номере журнала!
Настя.

Дата публикации: 
среда, декабря 16, 2015
Автор публикации: 
Анастасия Коноплёва
Категория публикации: 
литература