Перейти к основному содержанию

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с нарушением зрения

Наталья Комова

СОДЕРЖАНИЕ

Институт коррекционной педагогики РАО
Слепые дети
Слабовидящие дети
Адаптированные основные общеобразовательные программы
Литература

Институт коррекционной педагогики РАО

Вариативность форм и условий обучения, законодательно закреплённых на территории РФ, ставит современных родителей перед необходимостью принятия решения, связанного с определением максимально подходящей образовательной организации для обучения своего ребёнка. В соответствии с Законом об образовании формы получения образования на территории РФ могут быть как традиционные, так и в форме семейного образования или самообразования. Под традиционной формой образования мы понимаем обучение в классе в государственной или частной образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию и образовательную лицензию, или в форме надомного обучения, при обучении по индивидуальному учебному плану, в этом случае варианты обучения и посещение образовательной организации ребёнком определяются исходя из индивидуальных возможностей обучающегося. Семейное образование или самообразование предполагает прикрепление ребёнка к образовательной организации, в которой он проходит промежуточную и итоговую аттестацию, а основное обучение получает в семье: образовательные программы и методики родители выбирают самостоятельно.

Помимо перечисленных форм получения образования с сентября 2016 года у первоклассников, имеющих статус ОВЗ, появляется возможность освоения начальной ступени образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее — ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ. ФГОС НОО вводится только в классах, которые формируются на первый год обучения в год внедрения Стандарта, то есть с 1 сентября 2016 года.

Так, слепой первоклассник, не имеющий интеллектуальных нарушений, может учиться как в классе среди нормально видящих сверстников, осваивающих основную общеобразовательную программу (ООП), так и в классе среди незрячих сверстников, осваивающих адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП) для слепых и/или слабовидящих обучающихся. Обучение по АООП может проходить в пролонгированные сроки (с увеличением времени обучения на 1 год), но к моменту завершения начальной ступени образование слепых и слабовидящих обучающихся по итоговым достижениям должно полностью соответствовать требованиям ФГОС НОО, предъявляемым к результатам освоения основной образовательной программы.

Представленные в Стандарте варианты обучения определяют сроки освоения программы начального общего образования, её содержание, в том числе коррекционной составляющей, развитие жизненных компетенций, а также соответствие или несоответствие академическому уровню образования. Академический уровень образования — «образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья», — представлен в вариантах (3.1, 3.2, 4.1, 4.2).

Для слепых обучающихся (4 варианта):

вариант 3.1 — 4 года; вариант 3.2 — 5 лет; вариант 3.3 — 5 лет; вариант 3.4 — 5 лет, в данном варианте для обучающегося организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

Для слабовидящих обучающихся (3 варианта):

вариант 4.1 — 4 года; вариант 4.2 — 5 лет; вариант 4.3 — 5 лет.

Определением образовательной программы, оказанием помощи родителям в выборе образовательной организации, в которой созданы оптимальные условия для обучения рёбенка с ОВЗ, занимаются региональные психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК). На основании выданных ПМПК рекомендаций по обучению ребёнка родители обращаются в предпочитаемую образовательную организацию, в которой, исходя из существующих возможностей, либо разрабатывается адаптированная образовательная программа (АОП) к освоению ООП с индивидуальным учебным планом с учётом ИПР (для ребёнка инвалида), либо, если в школе существует аккредитованная АООП для слепых и/или слабовидящих обучающихся, подбирается один из вариантов обучения в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, подходящий для данного ребёнка.

 

Слепые дети

Варианты организации обучения

Начальная школа (НОО)

Вариант 3.1. Обучение в образовательной организации, реализующей основную образовательную программу (ООП) в соответствии с ФГОС НОО, по адаптированной образовательной программе (АОП) начального общего образования и индивидуальному учебному плану (ИУП), совместно с нормально видящими сверстниками. С дополнительным посещением коррекционных тифлопедагогических занятий и необходимых реабилитационных курсов, ориентированных на незрячих, в соответствующих организациях. Срок обучения — 4 года.

Вариант 3.2. обучение по адаптированной основной образовательной программе (АООП) начального общего образования в соответствии с ФГОС, в образовательной организации, реализующей АООП для слепых обучающихся. Срок обучения — 5 лет.

Вариант 3.3 и 3.4 предполагает обучение в образовательной организации слепого ребёнка с разной степенью умственной отсталости по индивидуальному учебному плану, индивидуальной программе обучения или специальной индивидуальной программе развития (СИПР), в освоении которых содержание и результаты не соответствуют ФГОС НОО. Срок обучения — 5 лет.

Основное общее образование (ООО) и среднее (полное) общее образование (СОО)

1. Обучение по АОП основного общего и среднего (полного) образования и индивидуальному учебному плану (ИУП) в образовательной организации, реализующей ООП в соответствии с ФГОС.

2. Обучение по АООП в образовательной организации (бывшие школы III — IV видов), реализующей АООП основного общего и среднего (полного) образования для слепых обучающихся в соответствии с ФГОС.

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий обучения слепых детей

1. Необходимым условием обучения слепых и слабовидящих с прогрессирующим заболеванием органа зрения на всех образовательных ступенях (начальное, основное, среднее (полное) общее образование) является организация обучения на основе применения рельефно-точечной системы обозначений Луи Брайля.

2. Сопровождение образовательного процесса тифлопедагогом, тьютором, педагогом-психологом (степень участия каждого специалиста определяется индивидуально, по результатам обследования ребёнка).

3. Обеспечение слепого обучающегося специальными: учебно-методическими пособиями, материалами, учебниками (отпечатанными рельефно-точечным шрифтом, аудиоучебники в формате Daisy, Mp3), техническими средствами (в т.ч. тифло), расходными материалами.

4. Определение основных направлений, содержания и объёма коррекционной работы, обеспечивающей формирование необходимых жизненных компетенций у слепого обучающегося, и условия её реализации.

5. Специальные образовательные условия обучения должны соответствовать требованиям ФГОС общего образования: начального, основного, среднего (полного) для слепых обучающихся.

6. Для слепых детей с разной степенью умственной отсталости необходима особая организация образовательной среды, учитывающая их специфические социальные и образовательные потребности.

 

Слабовидящие дети

Варианты организации обучения

Начальная школа (НОО)

Вариант 4.1. Обучение в образовательной организации, реализующей основную образовательную программу (ООП) в соответствии с ФГОС НОО, по адаптированной образовательной программе (АОП) начального общего образования и индивидуальному учебному плану (ИУП), совместно с нормально видящими сверстниками. С дополнительным посещением коррекционных тифлопедагогических занятий и необходимых реабилитационных курсов в соответствующих организациях. Срок обучения — 4 года.

Вариант 4.2. Обучение по адаптированной основной образовательной программе (АООП) начального общего образования в соответствии с ФГОС, в образовательной организации, реализующей АООП для слабовидящих обучающихся. Срок обучения — 5 лет.

Вариант 4.3 предполагает обучение в образовательной организации слабовидящего ребёнка с лёгкой умственной отсталостью по индивидуальному учебному плану, индивидуальной программе обучения, в освоении которых содержание и итоговые достижения не соответствуют ФГОС НОО. Срок обучения — 5 лет.

Основное общее образование (ООО) и среднее (полное) общее образование (СОО)

1. Обучение по АОП основного общего и среднего (полного) образования и индивидуальному учебному плану (ИУП), в образовательной организации, реализующей ООП в соответствии с ФГОС.

2. Обучение по АООП в образовательной организации (бывшие школы III — IV видов), реализующей АООП основного общего и среднего (полного) образования для слабовидящих обучающихся в соответствии с ФГОС.

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий обучения слабовидящих детей

1. Обеспечение слабовидящего обучающегося специальными: учебно-методическими пособиями, материалами, аудиоучебниками в формате Daisy, Mp3, техническими средствами (электронная лупа, тифлофлешплеер, видеоувеличитель и т.п.).

2. Определение основных направлений, содержания и объёма коррекционной работы, обеспечивающей формирование необходимых жизненных компетенций у слабовидящего обучающегося и условия её реализации.

3. Сопровождение образовательного процесса тифлопедагогом, тьютором, педагогом-психологом (степень участия каждого специалиста определяется индивидуально, по результатам обследования ребёнка).

4. Специальные образовательные условия обучения должны соответствовать требованиям ФГОС общего образования: начального, основного, среднего (полного) для слабовидящих обучающихся.

5. Для слабовидящих детей с лёгкой умственной отсталостью необходима особая организация образовательной среды, учитывающая специфические образовательные потребности обучающихся и их дальнейшую реализацию в разных социальных сферах.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе № 273 «Об образовании в РФ» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам» (ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273).

На сегодняшний день образовательным организациям очень важно правильно организовать свою деятельность по введению ФГОС и получить аккредитацию по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП).

Адаптированные основные общеобразовательные программы

Стандартом НОО предусмотрена возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).

При составлении программы важно соблюдать все составляющие (требования к АООП), предписанные в стандарте:

1) структура АООП (в том числе соотношение обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объёму;

2) условия реализации АООП, в том числе кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия;

3) результаты освоения АООП.

На основе ФГОС образовательная организация может разработать в соответствии со спецификой своей уставной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учётом особых образовательных потребностей разных категорий обучающихся с ОВЗ.

Тем не менее у родителей слепого или слабовидящего ребёнка есть законное право обучаться в любой образовательной организации, реализующей основную образовательную программу. Для такого обучающегося специалистами и педагогами школы индивидуально разрабатывается адаптированная образовательная программа (АОП). В соответствии с п. 28 ст. 2 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» «адаптированная образовательная программа представляет собой образовательную программу, адаптированную для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

Несмотря на рекомендации специалистов, право выбора образовательной организации закреплено за родителями (законными представителями) будущего школьника. Но прежде чем принять окончательное решение, стоит объективно оценить реальные, а не предписанные законом и стандартом условия.

Организация инклюзивного обучения ребёнка с глубокой патологией зрения в классе с нормально видящими сверстниками на начальной ступени образования осложнена необходимостью формирования навыка письма, чтения, записи математических вычислений при помощи рельефно-точечной системы Брайля, использования на уроках достаточного количества наглядных средств. Ряд трудностей возникнет и на других образовательных уровнях при преподавании общеобразовательных дисциплин, отличающихся спецификой содержания и применяемых методик обучения, использованием специальных средств и приспособлений. Например, если теория предмета «Информатика и ИКТ» для всех учащихся идентична, то её практическая реализация существенно отличается, так как обучающийся со зрительной депривацией должен научиться осуществлять ввод, обработку и получение информации через программу невизуального доступа, что требует знания дополнительного функционала и умения работать с синтезатором речи, и/или брайлевский дисплей (для чего необходимы знания 8-точечного компьютерного шрифта Брайля, дополнительного функционала), с учётом применения стандартных клавиатурных команд. Таким образом, преподавателю необходимо не только владеть методиками преподавания данной дисциплины, но и самому уметь работать на компьютере с использованием указанных средств невизуального доступа.

Специфичными в преподавании являются и такие дисциплины, как «Изобразительное искусство» (аналог для обучения слепых — «Тифлографика»), «Физическая культура» («Адаптивная физкультура»), «Технология». По содержанию, планированию, используемым средствам и методикам преподавания перечисленные предметы существенно отличаются от их аналогов.

Кадровое обеспечение реализации программы должны осуществлять специалисты, имеющие необходимый уровень образования и квалификации. В частности, учителя начальных классов и учителя разных предметных областей, которым предстоит обучать слепых и слабовидящих детей, должны иметь высшее педагогическое профильное образование с обязательным прохождением профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области тифлопедагогики или тифлопсихологии, а также владеть:

• рельефно-точечной системой обозначений Брайля (включая специфику записи по своему предмету);

• навыком грамотной диктовки учебного материала, позволяющей осуществлять его запись в линейной системе рельефно-точечных обозначений Брайля;

• методикой использования тифлотехнических устройств, рельефно-графических пособий, наглядного материала и др.;

• базовыми знаниями в области тифлопсихологии и тифлопедагогики.

Из факта наличия во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ перечня необходимых материально-технических средств, указанного в приложениях № 3 и № 4 Стандарта следует, что в учебном плане должно быть отведено время, когда тифлопедагог или учитель будет обучать детей использованию в образовательном процессе тифлотехнических средств (в том числе компьютера со специальным программным обеспечением), работе с клавиатурой и синтезаторами речи (в Стандарте данный функционал не только не закреплён за конкретным педагогом, но и не учтён). Однако этот процесс требует достаточного количества времени, которое невозможно реализовать в отведённые ФГОС НОО часы коррекции.

В соответствии с «Законом об образовании» и образовательным стандартом необходимые условия для получения качественного образования любой категории обучающихся должны быть созданы в каждой образовательной организации, реализующей основную образовательную программу.

Реализация АОП и АООП возможна, в том числе и через сетевую форму взаимодействия, с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций. Таким образом, если в школе отсутствуют тифлопедагог, инструктор по ориентировке или учителя, владеющие методиками преподавания своего предмета слепым и слабовидящим обучающимся, в том числе с применением рельефно-точечной системы Брайля, данные обстоятельства не могут стать поводом для отказа в обучении.

Образовательная организация обеспечивает выделение отдельных специально оборудованных помещений для реализации курсов коррекционно-развивающей области и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, а также создаёт условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы и образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих достижение каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения основной образовательной программы.

В Стандарте установлены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Обозначенные критерии также распространяются на требования к результатам освоения адаптированной образовательной программы (АОП) слепыми или слабовидящими обучающимися и содержательно дополняются с учётом специфики обучения данной категории детей.

Организация образовательного процесса, а также механизмы реализации АООП НОО включают: учебный план НОО (предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями Стандарта.

Учебный план является основным организационным механизмом реализации АООП НОО. Определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающей областей по классам (годам обучения).

АООП НОО может включать как один, так и несколько учебных планов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет образовательная организация.

Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов.

«В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

- учебные занятия для углублённого изучения отдельных обязательных учебных предметов;

- учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;

- увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;

- введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;

- введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов».

Временные затраты на внеурочную деятельность составляют 10 часов в неделю, из них не менее 5 часов отводится на реализацию коррекционно-развивающей области.

Содержание специальных требований по организации обучения детей с глубокими нарушениями зрения можно представить в виде следующих разделов:

1. Форма представления содержания учебных предметов:

а) методики преподавания отдельных предметов;

б) специальные наглядные средства обучения незрячих;

в) специальные учебники и учебные приспособления (для письма, черчения, рисования и т.п.).

2. Обеспечение коррекционного компонента (через урочную и внеурочную деятельность), определяющего овладение слепыми и слабовидящими учащимися необходимыми жизненными компетенциями.

3. Технические средства доступа к информации:

а) программное обеспечение (программы невизуального доступа, синтезаторы речи и т.п.);

б) тифлотехнические устройства;

в) индивидуальные средства ориентирования и мобильности.

4. Архитектурная доступность (система внешних и внутренних ориентиров):

а) зрительные ориентиры;

б) слуховые ориентиры;

в) осязательные ориентиры.

Обучающиеся с глубокими нарушениями зрения должны использовать учебные пособия наравне со своими нормально видящими одноклассниками. Вследствие того, что плоскопечатные издания в основном недоступны для данной категории обучающихся, необходимо выбирать альтернативные формы представления учебных материалов:

1) издания, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля;

2) издания с использованием укрупненного шрифта (Arial, кегль 14 и больше);

3) цифровую аудиозапись в форматах Mp3, DAISY;

4) тексты в электронных форматах (TXT, RTF, DOC, DOCX, HTML);

5) цветные рельефные изображения и наглядные пособия;

6) информативные контрастные иллюстрации и пособия, не перегруженные второстепенными деталями, с применением различного фона, комфортного для рассматривания объектов.

Выбор того или иного способа представления учебного материала зависит от многих факторов, в частности, от того, насколько данный формат представления учебного материала удобен для конкретного обучающегося (группы обучающихся); насколько адекватно можно представить материал учебного пособия в данном формате.

На наш взгляд, учитывая вышеперечисленные требования и условия к организации образовательного процесса обучения детей с глубоким нарушением зрения, в ближайшей перспективе организовать достойные условия обучения данной категории обучающихся в бывших массовых школах практически невозможно по ряду объективных причин: кадры, материально-технические средства, финансы и т.п.

Вместе с тем открываются возможности более эффективной реализации у организаций, обеспеченных опытными и квалифицированными кадрами в тифлопедагогической области (например, специальные школы, в которых обучаются слепые и слабовидящие дети). Данные организации могли бы стать ресурсными центрами по оказанию методической и консультативной помощи в обучении детей с глубоким нарушением зрения, а также выполнять малотиражную печать рельефно-точечным шрифтом Брайля.

 

Литература

Денискина В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения // В.З. Денискина. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013. № 6. — С. 4–14.

Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г. Регистрационный № 35847)// Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 2013-2014. URL: http://xn—273—84d1f.xn—p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1598.

Соколов В.В., Комова Н.С. Современные технические средства реабилитации детей со зрительной депривацией// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2013 № 6. С. 33 — 42.

Тупоногов Б.К. Организация коррекционно-педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. М.: Владос, 2013. 223 с.

 

(На фотографии - Андрей Дроботов)

Дата публикации: 
понедельник, мая 23, 2016
Автор публикации: 
Наталья Комова
Категория публикации: 
Ваше право