Принцип обратной инклюзии
Илья Бруштейн
СОДЕРЖАНИЕ
Опыт работы Российской государственной специализированной академии искусств
«Творческий потенциал наших выпускников недостаточно востребован обществом»
Доступность образования — ключевой фактор реабилитации инвалидов
Юные таланты должны обрести уверенность в себе
Опыт работы Российской государственной специализированной академии искусств
В 1991 году в Москве было открыто уникальное высшее учебное заведение — Российская государственная специализированная академия искусств (РГСАИ). Уникален этот вуз тем, что там обучают творческим профессиям студентов с ограниченными возможностями здоровья.
В академии работают три факультета: музыкальный, театральный и изобразительного искусства. Незрячие и слабовидящие студенты учатся на музыкальном факультете. Среди студентов театрального факультета преобладают инвалиды по слуху. На факультете изобразительного искусства могут успешно проявить себя люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Но здесь учатся и студенты, не имеющие проблем со здоровьем. Преподаватели академии уверены в том, что физические ограничения не должны препятствовать профессиональной реализации человека. И доказательством тому служит профессиональная состоятельность сотен выпускников вуза, которые нашли свой путь в искусстве, востребованы на рынке труда, радуют своим творчеством слушателей и зрителей.
«Творческий потенциал наших выпускников недостаточно востребован обществом»
С этого не очень оптимистичного замечания начался наш разговор с ректором академии, доктором искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РФ, профессором Александром Николаевичем Якуповым.
— Александр Николаевич, какую роль играет Российская государственная специализированная академия искусств в системе высшего образования России?
— К сожалению, творческий потенциал людей с инвалидностью пока ещё мало востребован обществом. Эту проблему РГСАИ и помогает решить, хотя бы частично. Но полностью она может быть преодолена только при условии создания в России полноценной системы инклюзивного художественного образования. Она должна включать обучение музыке, изобразительному искусству, актёрскому мастерству и т.д.
— Ваш вуз мог бы стать координационным центром системы инклюзивного образования по этим специальностям?
— Мы уже стали таким координационным центром. Но предстоит ещё проделать огромную работу! Важно, чтобы дети и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья могли учиться во всех без исключения детских школах искусств, в училищах и колледжах искусств и культуры, художественных вузах. Педагогический опыт Российской государственной специализированной академии искусств может и должен быть распространён на всю образовательную систему страны.
— Что должна представлять собой система инклюзивного художественного образования?
— На мой взгляд, речь должна идти о многоуровневом образовательном комплексе. Нам необходимы и специальные школы искусств, созданные для детей с инвалидностью, и школы искусств общего профиля с опытом инклюзивной работы. Это относится и к средним специальным, и к высшим учебным заведениям.
— Что вы думаете о деятельности Курского музыкального колледжа-интерната слепых?
— Такие специализированные учебные заведения необходимо сохранять и развивать! Их деятельность не только не противоречит идее инклюзивного образования, но и является важной, неотъемлемой частью системы инклюзии.
Кроме того, для развития системы инклюзивного образования было бы целесообразно создать в Москве федеральный специализированный Дом искусств для одарённых людей с ограниченными возможностями здоровья. Это учреждение могло бы помочь в осуществлении профессиональной деятельности музыкантов, художников, актёров и т.д.
Подобные реабилитационные творческие центры необходимо создавать и в регионах России. Во всяком случае, они необходимы во всех девяти федеральных округах нашей страны.
Доступность образования — ключевой фактор реабилитации инвалидов
В наш разговор включилась Елена Николаевна Благирева, первый проректор РГСАИ.
— Елена Николаевна, вы являетесь не только проректором академии, но и советником министра культуры РФ по вопросам реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Не могли бы вы рассказать об этой стороне вашей деятельности?
— Доступность образования — это ключевой фактор реабилитации инвалидов. Это в полной мере относится и к творческим профессиям. Будучи советником министра культуры РФ (на общественных началах), я по мере своих сил участвую в реализации образовательной политики министерства.
Приятно отметить, что сотрудники региональных образовательных учреждений Министерства культуры в последние годы уделяют значительное внимание вопросам инклюзии. У нас в академии разработаны и реализуются программы дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации) для педагогических работников детских досуговых учреждений, преподавателей профессионального и высшего образования, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья. В частности, на этих курсах можно освоить основы нотной системы Брайля и русского жестового языка.
— Ваш вуз принимает активное участие в культурной жизни Москвы и других регионов России. Какие проекты вы считаете наиболее интересными и значимыми?
— В декабре 2012 года у Российской государственной специализированной академии искусств появился свой оперный театр, в котором выступают наши студенты и выпускники. Уже состоялись три премьеры: «Каменный гость» Даргомыжского, «Иоланта» Чайковского и оперетта Оффенбаха «Муж за дверью».
У нас есть замечательный оркестр русских народных инструментов, его общая численность около пятидесяти человек. В нём представлены не только традиционные народные инструменты, но и весьма необычные, можно сказать, экзотические: жалейки, свирели, окарины, трещотки, косы, валдайские колокольчики, стремя, пила, румба, маракасы, кастаньеты, рубель, банджо и т.д.
Репертуар оркестра огромен. Музыканты, большинство из которых инвалиды по зрению, с удовольствием исполняют и фольклорные произведения, и джазовые, и симфонические.
Одним из важнейших проектов академии стал театр «Недослов», актёры которого являются инвалидами по слуху и играют, используя жестовый язык в сопровождении голосового перевода. В репертуаре студенческого театра несколько спектаклей: драматические — «Женитьба» по мотивам Гоголя и «Утиная охота» по пьесе Вампилова, музыкально-поэтический спектакль «О чём ты думаешь», пластическая композиция «Другая земля» и ряд других работ.
Работы студентов и преподавателей факультета изобразительного искусства регулярно демонстрируются на выставках в Государственной Третьяковской галерее, Центральном доме художника в Москве и других престижных залах.
Юные таланты должны обрести уверенность в себе
— Какие задачи ставит перед собой Российская государственная специализированная академия искусств?
— Наша главная задача состоит в социально-культурной и профессиональной реабилитации людей с инвалидностью, в том числе инвалидов по зрению, — отвечает проректор РГСАИ Елена Васильевна Клименко. — За четверть века своего существования наш вуз достаточно ярко и убедительно доказал, что студенты с особыми образовательными потребностями могут творить, учиться, работать не хуже, чем их относительно здоровые ровесники.
Интеграция людей с инвалидностью является общенациональной задачей для каждой страны, которая хочет быть современной, цивилизованной, гуманной. Академия призвана участвовать в решении этой задачи.
— Сотрудники академии в беседах со мной подчёркивали, что она является уникальным вузом, единственным в мире. Но ведь существует Галлодетский университет глухих в США, Курский музыкальный колледж-интернат слепых в России, а также множество других специализированных учебных заведений для инвалидов.
— На самом деле в мире действует немало учебных заведений для различных категорий инвалидов. Уникальность нашего вуза состоит в том, что он создан для студентов с самыми разными формами инвалидности. В этом и состоит наше принципиальное отличие от американского университета глухих или российского музыкального колледжа-интерната для слепых. У нас учатся студенты с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, инвалиды по общим заболеваниям.
На сегодняшний день из 196 наших студентов 102 имеют инвалидность. Из них 37 — инвалиды по зрению. Но уникальность вуза состоит не только в этом. У нас реализуется концепция обратной инклюзии. В мире не существует высшего учебного заведения, которое работает в соответствии с данными принципами.
— Что значит «обратная инклюзия»?
— Прямая инклюзия, получившая широкое распространение в сфере высшего и среднего образования в последние годы, означает интеграцию инвалидов в коллектив здоровых сверстников. Например, если незрячий учащийся посещает общеобразовательную среднюю школу по месту жительства или незрячий студент учится в консерватории — это и есть прямая инклюзия. При этом люди с инвалидностью практически всегда составляют в учебном заведении явное меньшинство.
Обратная инклюзия означает, что «особые студенты» составляют в вузе большинство. Здоровым студентам предстоит интегрироваться в «инвалидное сообщество». Сотрудники академии убеждены в том, что обратная инклюзия также имеет право на существование, как и прямая инклюзия.
— В чём состоит преимущество обратной инклюзии?
— С одной стороны, обратная инклюзия призвана обеспечить особые образовательные потребности людей с физическими и сенсорными ограничениями, с другой — дать возможность молодым людям с инвалидностью и без общаться друг с другом, узнавать друг друга, дружить.
Кстати, к нам охотно поступают учиться не только абитуриенты с инвалидностью, но и другие молодые люди, имеющие проблемы со здоровьем. Например, у нас учатся студенты с сахарным диабетом и другими тяжёлыми заболеваниями. Они выбирают наш вуз именно потому, что знают, что здесь каждому студенту гарантирован индивидуальный подход.
— Студенты с инвалидностью должны составлять большинство?
— Да. В этом состоит суть нашей концепции. Для абитуриентов с инвалидностью и без инвалидности конкурс проводится раздельно. Но в любом случае, для обучения в вузе по творческим специальностям необходимы одарённость, упорство, трудолюбие и настойчивость.
— Надо ли молодым людям с инвалидностью предоставлять привилегии при поступлении в вуз?
— Эта практика вполне себя оправдала. Я бы говорила не о привилегиях, а о «компенсации», связанной с трудной, даже экстремальной жизненной ситуацией многих наших абитуриентов и студентов.
— Как организован в академии процесс обучения?
— Наш вуз является образовательным учреждением, подведомственным Министерству культуры Российской Федерации. Образовательный процесс соответствует государственным стандартам для творческих профессий, принятым в нашей стране. Программа обучения для актёров и дизайнеров рассчитана на четыре года и завершается присуждением степени бакалавра.
По музыкальным специальностям у нас учатся пять лет, на факультете изобразительного искусства — шесть лет. После успешного прохождения курса обучения выпускник становится дипломированным специалистом.
Кроме того, у нас организована система послевузовского образования. Имеется аспирантура и ассистентура-стажировка. В настоящее время в вузе повышают свой образовательный уровень пять аспирантов и восемь ассистентов-стажёров. Среди них также имеются инвалиды по зрению.
— В чём отличие между этими образовательными формами?
— Длительность обучения в аспирантуре составляет три года. Предполагается, что за этот срок аспирант под руководством своего научного руководителя подготовит к защите диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук.
Ассистентура-стажировка длится два года. Она направлена в первую очередь не на научную, а на педагогическую деятельность, а также самостоятельное творчество. Ассистенты-стажёры помогают нашим преподавателям в индивидуальной работе со студентами.
— Каким требованиям должны соответствовать незрячие и слабовидящие абитуриенты, которые хотят обучаться на музыкальном факультете?
— На музыкальном факультете можно обучаться по трём специальностям: искусство концертного исполнительства, музыкально-театральное искусство (искусство оперного пения) и музыкальная звукорежиссура.
По первой специальности проводится обучение игре практически на всех музыкальных инструментах, используемых и в симфонических оркестрах, и в оркестре русских народных инструментов: фортепьяно, флейта, кларнет, труба, саксофон, тромбон, баян, гитара, балалайка, домбра, скрипка, альт, виолончель, контрабас и т.д. Подготовка абитуриента должна соответствовать программе музыкального (музыкально-педагогического) училища или колледжа. Эти требования к подготовке не зависят от наличия или отсутствия инвалидности.
— Знаний и навыков в объёме детской музыкальной школы недостаточно?
— В Советском Союзе и России сложилась трёхступенчатая система музыкального образования: детская музыкальная школа — училище (колледж) — консерватория (академия искусств, институт искусств). Наш вуз представляет третью, заключительную, ступень этой системы.
Поэтому программы детской музыкальной школы может быть недостаточно для обучения в вузе. Также необходимо предварительно освоить курс среднего специального учебного заведения, колледжа или училища.
Но при нашем вузе действует подготовительное отделение с годичным и двухгодичным сроком обучения, а также подготовительные курсы. Поэтому если у способных абитуриентов имеются пробелы в образовании — они всё равно имеют шанс у нас учиться.
Юные таланты должны обрести уверенность в себе! Замечательно, если в этом им поможет и эта публикация. Пробелы в знаниях могут быть связаны с объективными причинами, вызванными проблемами со здоровьем. Мы готовы с пониманием отнестись к такой ситуации, если человек обладает природной одарённостью и желанием совершенствоваться в музыкальном творчестве.
Хотела бы подчеркнуть, что для поступления в вуз не нужен диплом об окончании училища или колледжа. Многие абитуриенты поступают к нам сразу после окончания детской музыкальной школы. Но подготовку, соответствующую музыкальному училищу или колледжу, необходимо иметь.
— Не могли бы вы подробнее рассказать, как проходят вступительные экзамены?
— Со всеми абитуриентами проводится собеседование. Также проверяются их знания по русскому языку и литературе. Будущие оперные певцы и звукорежиссёры экзаменуются по сольфеджио и элементарной теории музыки, музыканты-исполнители — по сольфеджио и гармонии.
Разумеется, проводится экзамен по специальности. Абитуриенты должны исполнить заранее подготовленную программу. По моей специальности, оперное пение, эта программа включает в себя исполнение арии из оперы русского композитора, исполнение арии из оперы зарубежного композитора (на языке оригинала), исполнение романса и русской народной песни. Такая разносторонняя программа даёт возможность приёмной комиссии оценить творческий потенциал будущего студента.
— Мне довелось побывать не только в вашем вузе, но и посетить общежитие. Очень приятно, что общежитие находится в непосредственной близости от учебного корпуса. За десять-пятнадцать минут неспешным шагом незрячий студент может дойти от общежития до вуза.
— К сожалению, у нас нет своего общежития. Мы арендуем места в нескольких московских общежитиях: некоторые из них находятся рядом с вузом, некоторые — немного дальше. Все незрячие студенты и, вообще, все студенты с первой группой инвалидности имеют возможность разместиться в ближайшем общежитии.
— Кого из нынешних студентов инвалидов по зрению вы могли бы отметить?
— Мне не хотелось бы кого-то специально выделять, преподаватели любят всех своих питомцев и болеют за них. И студенты нас радуют! Например, в апреле 2016 года наша второкурсница из Екатеринбурга Анастасия Щеглова (колоратурное сопрано) завоевала первую премию на Пятом международном конкурсе вокалистов им. Бориса Штоколова в Санкт-Петербурге.
Думаю, что инвалидность по зрению не помешает Насте сделать карьеру оперной певицы. По моему опыту, инвалиды по зрению, также как и студенты с другими физическими ограничениями, не любят говорить о своих проблемах со здоровьем. Им приходится сложнее, чем здоровым ровесникам. Но они, также, как и Анастасия Щеглова, хотят, чтобы их воспринимали как творческие личности, а не как представителей «инвалидного сообщества». И это совершенно правильный и логичный подход!
— В Российской государственной специализированной академии искусств не только учатся, но и работают незрячие и слабовидящие люди. Не могли бы вы представить своих коллег?
— Целый ряд наших сотрудников из числа инвалидов по зрению являются нашими выпускниками. Например, Олеся Генриховна Гринько (колоратурное сопрано) преподаёт у нас на кафедре оперного пения. После окончания вуза она в течение двух лет была у нас ассистентом-стажёром, а потом была зачислена в штат.
Она успешно выступала в различных оперных постановках с Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, артистами Мариинского театра, в составе ансамбля старинной музыки «Telemann-consort». Олеся даёт сольные концерты, занимается научной работой, исследует творческое наследие композиторов отечественной школы первой половины ХХ века.
Виталий Валерьевич Калицкий с отличием окончил Государственную специализированную академию искусств в 2006 году по специальности инструментальное исполнительство (фортепьяно). Ещё будучи студентом, он стал трудиться у нас в качестве концертмейстера. С 2007 года является преподавателем своей родной кафедры.
Виталий успешно сочетает исполнительскую, педагогическую, научную и организационную деятельность. В 2014 году он защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук на тему «Диалог в музыкальной коммуникации как феномен культуры (философско-культурологический анализ)».
В качестве преподавателя он подготовил более десяти дипломантов, лауреатов и обладателей Гран-при различных международных конкурсов. Наш коллега является членом Учёного совета РГСАИ, старшим концертмейстером и заведующим труппой Оперного театра РГСАИ. На ведущих концертных площадках Москвы и российских регионов он выступает в качестве солиста, концертмейстера и участника камерного ансамбля. Калицкий неоднократно становился лауреатом международных конкурсов.
О.Г. Гринько и В.В. Калицкий являются слабовидящими людьми. Также у нас работают и незрячие сотрудники, например, кандидат филологических наук, выпускница филологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Татьяна Сергеевна Белова. С 2005 года она преподаёт в нашем вузе итальянский язык, занимается научно-методической работой.
— Елена Васильевна, позвольте в конце нашей беседы задать вам личный вопрос. Как работа в академии повлияла на вашу жизнь, на ваше мировоззрение?
— На этот вопрос трудно ответить в двух словах. Я воспринимаю студентов и сотрудников академии как близких, дорогих мне людей. Мне кажется, что все сотрудники знают по именам всех наших студентов.
Работая в этом вузе, нельзя не задумываться о социальной политике государства. Я убеждена в том, что любое государство может считать себя состоявшимся и сильным только в том случае, если люди с инвалидностью чувствуют себя в нём комфортно и уверенно.