Интервью с автором рубрики «Уроки бисероплетения» Ларисой Шевцовой
Наталья Кочеткова
Постоянные читатели нашего журнала обратили внимание на то, что в «Школьном Вестнике» появилась новая рубрика «УРОКИ БИТСЕРОПЛЕТЕНИЯ». За короткое время она стала популярной и мы, сотрудники редакции, обратились к автору – Ларисе Шевцовой с просьбой рассказать и о себе, и о том, когда и как в её жизни появилось бисероплетение.
- Лариса, расскажите, пожалуйста, о себе? Где вы учились? Где сейчас живёте и где работаете?
- Родилась я в городе Артёмовске Донецкой области на Украине. Училась в Славянской школе-интернате для слепых детей, в школе рабочей молодёжи при Артёмовском УПО УТОС. Затем поступила в Тверской (тогда Калининский) Государственный университет, который, к сожалению, не окончила в силу различных причин. Потом было много всяких курсов…
Сейчас я живу в городе Тверь, работаю в секретариате крупного завода АО ДКС оператором связи.
- Как и при каких обстоятельствах вы стали заниматься бисероплетением?
- В нашей библиотеке есть женский клуб «Вдохновение», руководит которым Бученова Ирина Владимировна. Я долго собиралась присоединиться к его членам, считая себя совсем неспособной к какому-либо виду рукоделия, а занимались женщины не только бисероплетением, но и рисованием картин пластилином. Потом я всё-таки пришла… С тех пор бисероплетение заняло в моей жизни очень важное место. Я до сих пор удивляюсь превращению цветных стеклянных бисеринок в практически живые цветы!.. Восторг по поводу красоты моих работ и по поводу сил и терпения, которые я на них потратила, меня не вдохновляет, а вот когда человек подносит букет к носу, чтобы понюхать… — это то, что помогает мне создавать всё новые и новые букеты цветов, панно, деревья…
- Что даёт бисероплетение незрячим и слабовидящим людям и, прежде всего, детям?
- Прежде всего, это развитие творческой жилки и воображения. Недостаток зрения мы компенсируем развитием других органов чувств. Это ведь не только слух, но и тактильное восприятие мира (недаром среди незрячих очень много замечательных массажистов). Поработав год-другой со схемами умельцев, мы начинаем сначала их переделывать, дорабатывать, а потом полностью отказываемся от них. Вот с этого момента и начинается настоящее творчество. Можно плести максимально точные копии живых цветов, можно придумывать совершенно фантазийные цветы и деревья… Главное, чтобы выполнены они были очень аккуратно. Я уже говорила о том, что не нужно слишком серьёзно относиться к похвалам наших близких и просто зрячих людей — вид сплетённого из бисера изделия приведёт в восторг кого угодно. Лично я очень хорошо отношусь к конструктивной критике, мне всё время хочется улучшать красоту и качество своих работ. Именно это я хочу привить моим дорогим читателям, особенно детям. Помимо творчества и воображения, бисероплетение развивает мелкую моторику, что в свою очередь способствует улучшению мозгового кровообращения и повышает умственные способности. Вот сколько всего полезного в маленьких бисеринках и проволочке, на которую мы их нижем!
- Может ли бисероплетение перерасти из хобби в профессию?
- Здесь, я думаю, нет однозначного ответа, потому что бисероплетение, как и любой другой вид творчества, сильно привязан к моде, к конъюнктуре рынка… Иногда быстро продаются совершенно неинтересные работы, а более красивые и изящные остаются невостребованными… Если бисероплетение и не даст возможность полноценно зарабатывать, то уж точно позволит существенно сэкономить на подарках. Для меня остаётся самым приятным процесс изготовления работы, то есть процесс оживления стекла и металла.
- Что на ваш взгляд нужно сделать для того, чтобы бисероплетение стало популярным среди инвалидов по зрению?
- Бисероплетение и так уже довольно популярно. Но в тех материалах, которые попадались мне в разное время, нет системы — кто-то где-то скачал из интернета ту или иную схему, переслал другому, другой потрудился и собрал разрозненные схемы в папки… Кто-то что-то озвучил… А когда начинаешь внимательно пересматривать эти схемы, то понимаешь, что многие из них недоступны для незрячих, многие просто неинтересны, многие описаны не полностью (ну, не любят мастера делиться своими секретами). Я, прежде чем выложить очередной урок, стараюсь максимально адаптировать схему к возможностям незрячих людей. Ни в коем случае не хочу сказать, что я упрощаю схемы, просто есть вещи, о которых зрячий человек не думает, например: работа с несколькими цветами бисера одновременно, всякие окантовки, вставки и т.п. Короче, нужна система.
- Кто и где должен готовить преподавателей кружков по бисероплетению для работы с инвалидами по зрению?
- На вопросы «Кто?» и «Где?» я едва ли смогу ответить, а вот какими качествами должен обладать преподаватель, пожалуй, скажу: преподаватель должен не только уметь, но и любить плести изделия из бисера. Уметь чётко выразить словами порядок выполнения той или иной работы, то есть не только показать, но и рассказать, а это, поверьте мне, совсем непросто. Преподаватель должен обладать хорошим вкусом, а то чему же он научит?..
- Не хотели ли вы стать профессиональным преподавателем уроков бисероплетения?
- До профессионального преподавателя я, пожалуй, не доросла, но ученики у меня всё же есть. Обучаю я их в skype. Пока их только двое, но на большее количество у меня и времени нет. Я считаю, что бисероплетение должно преподаваться по принципу ориентировки в ЦРС города Волоколамска, когда предмет ведут два преподавателя: один — зрячий, а другой — нет. Зрячий преподаватель проследит за ходом выполнения работы, вовремя заметит ошибки, поможет собрать готовую работу и расскажет, как то или иное растение выглядит на самом деле. А кто лучше, чем незрячий преподаватель, поделится своими секретами, навыками, маленькими хитростями…
Своими учителями я считаю Бученову Ирину Владимировну, руководителя женского клуба «Вдохновение», Крупкину Ольгу Ивановну, преподавателя Тверской коррекционной школы и, конечно, Корнееву Татьяну Геннадьевну, преподавателя Железногорского ЦРС.
Ирина Владимировна стремится научить нас не только выполнять определённую схему, но и не бояться что-то менять, придумывать свои варианты.
Ольга Ивановна обладает безукоризненным вкусом. Работы, сделанные под её руководством или с её помощью, просто обречены на первые места на выставках.
А Татьяна Геннадьевна настолько многогранна! Она великолепно плетёт сама, но при этом никогда не отказывается от любых новшеств, придуманных учениками.
- Ваши пожелания тем, кто хочет серьёзно заниматься бисероплетением?
- Дерзайте! Дорогу осилит идущий.