Перейти к основному содержанию

ЧАРЛИК. Случаи из жизни собаки

Владимир Каменев ("Школьный Вестник" №№ 2,3,4,7,8,9 за 2000 год)

ЧАРЛИК

Случаи из жизни собаки

1. НА РЫБАЛКУ

У моей соседки, тёти Клавы, есть маленькая собачка. тибетский терьер. Его зовут — Чарлик. У него курчавая, чёрно-белая шёрстка и жёсткая чёлка на глазах.

Больше всего на свете Чарлик любит гулять. Он подбегает к хозяйке и говорит: «Гав!» Тётя Клава понимающе кивает ему и выпускает на лест­ничную площадку. Чарлик сходу открывает дверь подъезда и носится по двору, пока не захочет есть.

Но возвращаться ему труднее: дверь подъезда открывается на себя. Чарлик цепляет дверь лапкой, резко дёргает и успевает проскочить в узкую щель. Он подбегает к знакомой двери и опять говорит: «Гав!» Он лает только один раз. Если хозяйка уснула и не открывает, он ложится у двери и ждёт.

И вот кто-то из соседей давит на звонок. Тётя Клава открывает, и Чарлик сердито повторяет: «Гав! Давай быстрее есть».

Но однажды тётя Клава собралась навестить сына. Он живёт очень далеко — на Камчатке. Она попросила меня посмотреть за собачкой. У меня был отпуск, и я взял Чарлика с собой на рыбалку.

Мы сели на Казанском вокзале в электричку до станции Голутвин, потом ехали на автобусе до города Зарайска, затем на автобусе до деревни Протекино. А от деревни шли просёлочной дорогой к далёкому перекату. И сразу начались приключения.

2. НОЧНОЙ МИР

Мы пришли к заветному перекату затемно. Я очень устал. Наскоро перекусив, поставил палатку. Чарлик лёг у самого входа. Навострил уши, высунул нос из палатки и настороженно прислушивался к хлёстким ударам ночной рыбы.

Глубокой ночью Чарлик разбудил меня тревожным лаем. Я успокоил его и вновь заснул. Но он поднял меня во второй раз и сразу выпрыгнул из палатки.

Нехотя выполз я в тихую лунную ночь. Чарлик заворожённо смотрел на тёмный лес. Оттуда слышались крики ночных птиц и лай лисицы. И вдруг лес загудел, закачался, затрещал сухими ветками. Ветер надвинулся тугой стеной. Чарлик прижался к земле, опустил уши и в страхе замер.

А потом ветер стих, и в реке началась чехарда. Рыба поднялась из глубины и начала выпрыгивать из воды, чтобы посмотреть на неведомый ей мир. И вся водная гладь пузырилась, как от дождя.

Чарлик повернулся к реке и неотрывно наблюдал за этой удивительной жизнью. Вот ударила крупная рыба. Вода забурлила, взметнулась волной и разошлась большими кругами.

Я ещё долго не уходил спать и с наслаждением прислушивался к ночному миру, куда пригласил меня мой пёс.

3. ЛЯГУШКА

У самого берега реки жила лягушка. Весь день она сидела на листьях кув­шинки и высматривала свою добычу. Если мимо пролетали стрекоза или бабочка, лягушка прыгала за ними, выбросив длинный липкий язык.

Насытившись, к вечеру она поудобнее располагалась на берегу и начинала от удовольствия петь. Она раздувала на щеках пузыри и квакала.

Чарлик сбежал к реке и начал лаять: «Кончай, надоело!» Но лягушка вошла во вкус. Она старалась изо всех лягушачьих сил, подзадоривая своих подружек. И внезапно отовсюду забулькали лягушачьи голоса и слились в большой хор. А потом хор замолкал, и наша лягушка пела своё соло.

Чарлик перестал лаять на лягушку. Он с удивлением смотрел на неё, поднимая то одно, то другое ухо. А лягушачий концерт всё никак не заканчивался. Наша лягушка выщёлкивала одну песню за другой, и не было более внимательного слушателя, чем Чарлик. Он, казалось, не дышал, словно заворожённый её необыкновенным талантом.

В нежном порыве он попытался лягушку понюхать. Но пучеглазая красавица прыгнула в воду, и Чарлик возвратился на своё место.

На следующий вечер Чарлик пришёл на концерт своей обожаемой ля­гушки пораньше, словно боялся не найти свободного места. Он сидел на берегу и ждал.

И вот зелёная примадонна подплыла к лопуху кувшинки, взобралась на эту изумрудную сцену и начала концерт.

Чарлик повизгивал от удовольствия, бил хвостом, перебирал лапками. Он очень полюбил голосистую лягушку.

Однажды он нашёл косточку и принёс своей несравненной певице. И ему казалось, что лягушка в этот вечер пела только для него, потому что никто ещё не дарил ей таких дорогих подарков.

4. ВАРЕНЬЕ

Утром я сварил кашу с сушёным мясом, положил Чарлику в его чашку, а на десерт дал кусочек хлеба с вареньем. После такого лакомства он на кашу и смотреть не хотел. Сел у банки с вареньем и не сводил с неё жадных глаз.

Рассердившись, я убрал банку в рюкзак и стал есть кашу из котелка. Чарлик с тоской глядел на рюкзак, глотая слюну. Но делать нечего — придётся есть кашу.

Он подошёл к чашке, обнюхал кашу и нехотя, медленно сжевал её. Затем лёг у рюкзака и даже положил на него голову. Я дал ему сладкий кусочек.

На следующий день Чарлик уже не капризничал. Он быстро ел кашу и косился на рюкзак: знал, что варенье — на второе.

5. РЫБОЛОВ

Днём пошёл дождь. Я нацепил на удочку крупного червя и забросил подальше от берега. Удилище воткнул в песок и пошёл в палатку. Сеял мелкий дождь, навевая сон.

Проснулся я от бешеного лая Чарлика. Оказывается, местному мальчишке приглянулась моя удочка. Воришка уже вытащил её из песка, но тут из палатки выскочил мой сторож. Он уцепился зубами за удочку и яростно зарычал.

Мальчишка выпустил удилище и бросился бежать. Чарлик поволок удочку к палатке. А на леске билась сильная рыба! Она ходила то в одну, то в другую сторону, распугивая шустрых уклеек.

Когда я подбежал к берегу, рыба уже была на песке — краснопёрый горбатый окунь. Чарлик бросил к моим ногам удочку и начал лаять на рыбу: «И эта хороша, смотри за удочкой в оба!»

Вот так Чарлик нечаянно оказался удачливым рыболовом.

6. ПОБЕДИТЕЛЬ

Однажды мимо нас гнали стадо бычков. Когда они увидели Чарлика, то словно по команде, все разом остановились и тупо на него уставились. Возможно, они приняли маленькую собачку за волчонка.

А Чарлик наблюдал за бычками, дружелюбно помахивая хвостиком. Он никогда ещё не видел целое стадо грязно-белых бычков с едва выступающими рожками.

Но рогачи вдруг наклонили головы и поскакали на нас. Они все убыстряли и убыстряли ход. Уже слышались топот, пофыркивание и воинственное мычание.

Мне стало не по себе. Это бегущее войско было способно легко растоптать и палатку, и нас с Чарликом. Я приготовился защищаться.

Но Чарлик проявил себя как опытный полководец. Он вдруг сорвался с места, прыгнул в лощину, поросшую кустарником, и вскоре его грозный лай раздался в тылу у неприятельского войска.

Бычки резко остановились совсем рядом со мной. Они вращали бешеными глазами и злобно перебирали копытами. Потом быстро развернулись и бросились снова на собаку. Но уже через минуту Чарлик выскочил из той же лощины с моей стороны с таким громким и яростным лаем, что соперники растерялись и позорно бежали к деревне. А Чарлик с победным лаем гнал их до самой околицы. После этого сражения я стал называть Чарлика «Победителем бычков».

7. КОТЕЛОК КАШИ

Как-то с утра был хороший клёв. Я настолько увлёкся рыбалкой, что совсем забыл про завтрак. О нём попытался напомнить Чарлик.

Он подбежал ко мне и дважды гавкнул. Однако я не придал этому значения. В садке у меня барахтались десятка два плотвиц.

Через минуту он опять подбежал ко мне и снова дважды гавкнул. Теперь он многозначительно смотрел на меня, глотая слюну. Но тут я подсёк хорошую плотву. Я выбросил рыбу на траву, положил в садок, и все мои мысли были там, в быстрой струе воды с резвыми плотвицами.

Когда я вернулся к палатке, то убедился, что остался без приготовленной ещё с вечера каши. Крышка котелка валялась на траве, а в котелке было пусто.

Я начал ругать Чарлика, стыдить за эгоистичный поступок. Он виновато моргал и аппетитно облизывал усы.

Я рассмеялся - сам виноват. Не накормил собаку вовремя. Зато Чарлик оказал мне большую услугу. Котелок был вылизан до блеска. Так и с песком не отмоешь.

8. АПТЕКА ЧАРЛИКА

Похолодало, и дождь лил, не переставая, два дня. Я заранее укрыл дрова целлофаном и за костёр не волновался. Но тут заболел Чарлик. Он стал чихать, кашлять, перестал есть и грустный лежал в палатке.

Только к вечеру он вышел погулять и сразу же побежал к реке. Он добрался до ивняка и принялся грызть ивовые ветки, ловко сдирая кору.

И к утру Чарлик выздоровел. Позднее я узнал, что в ивовой коре - аспирин. Вот так Чарлик сам себе лекарство отыскал.

9. ВОРОНА

Рядом с палаткой стояла большая ветла. Её густые ветви заслоняли нас от жаркого солнца. Иногда на ветлу садилась ворона и наблюдала за нашей жизнью: примечала, где что плохо лежит.

Однажды она утащила на дерево блесну, в другой раз — чайную ложечку. И даже умудрилась вытащить из целлофанового пакета окуня.

Чарлик брехал на неё с утра до вечера, но ворона высокомерно погляды­вала на него с высоты. Мало того — она утащила из его собачьей чашки рыбью голову, когда Чарлик зазевался на пролетавший вертолёт.

Такого нахальства Чарлик простить вороне уже не смог. Он решил пой­мать ворону и начал её караулить.

Как всегда после обеда, я дал ему кусочек хлеба с вареньем. Чарлик положил своё любимое лакомство под деревом, а сам развалился на траве рядом. Он притворился спящим, но я-то видел, как подрагивает его чёрный кончик хвоста и шевелятся хитрые усы.

Ворона сразу приметила сладкую добычу, камнем упала на Чарликину приманку и резко взмыла на дерево. Это произошло так быстро, что Чарлик вначале ничего не понял. Он обнюхал место, где только что лежал кусочек хлеба, а затем грустно посмотрел на меня, тяжело вздохнул и от расстрой­ства даже не залаял на воровку.

Я дал Чарлику ещё кусочек хлеба с вареньем. Он проглотил слюну, но есть не стал... Видимо, он решил повторить свой трюк.

Подумав, что собака — простофиля, ворона не спешила. Она плавно опусти­лась на землю, вразвалку подошла к хлебу и воткнула в него длинный клюв. Воришка уже собралась улизнуть с добычей, когда Чарлик в сильном прыжке достал её одной лапой. От вороны только перья полетели, как из дырявой подушки. Возмущённо крича, она выронила хлеб, кое-как взлетела на дерево и долго отчитывала Чарлика на своём вороньем языке...

Больше я её на ветле не видел. Вот так Чарлик проучил нахалку.

10. НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ

Однажды на перекат приплыли на байдарках туристы. Они поставили недалеко от нас палатки и решили провести здесь несколько дней.

Вначале Чарлик облаивал их, но они догадались угостить его вкусной колбас­кой, и Чарлик к ним тут же привязался и стал лучшим другом. На мою кашу он стал поглядывать презрительно и даже отвергал кильки в томате.

С утра Чарлик спешил к своим новым друзьям на завтрак. Садился среди них как равный, поближе к столу, и лапкой показывал на самые вкус­ные вещи: колбасу и тушёнку. Туристы дивились, смеялись и угощали его на славу. Только поздно ночью Чарлик возвращался в нашу палатку сытый и довольный.

Но вскоре запасы туристов истощились, и они стали гнать Чарлика прочь. Чарлик не понимал такого предательства и вероломства недавних това­рищей и обиженно лаял на своих бывших кормильцев. Но делать нечего — приплёлся странник ко мне, опять на суп и кашу. Здесь его никто не гонит, и ему всегда рады. Что ещё дороже?

11. БАБОЧКИ

В полдень на мокрый песок прилетели белые бабочки. Они кучно сидели на песке, иногда встряхивая крылышками.

Пробегая мимо, Чарлик спугнул эту крылатую стайку, и бабочки закружи­лись над ним, как снежинки. Чарлик заворожённо смотрел на удивительную белоснежную карусель. Не прилетела ли среди лета его любимая зима с пушистыми сугробами? Ведь его предки охотились высоко в горах, где и жарким летом не тают снега.

И Чарлик вдруг бросился на песок, где только что сидели бабочки, и стал кувыркаться. Скорей бы зима!

12. ЧАРЛИК И КОСТЁР

Чарлик очень любит смотреть на костёр. Он садится у огня, подняв уши, и не шевелится. Огонь его завораживает. Может, он что-то вспоминает?.. Его далёкие предки все ночи проводили у костра вместе с предками людей. Огонь для него — это и тепло, и пища, и добрая рука человека.

Чарлик смотрит на костёр, но его уши ловят и малейшие звуки. Он нервно реагирует на каждый всплеск рыбы, на треснувший сучок в кустах. Он сто­рожит пламя.

Вот догорает костёр, и я ухожу в палатку спать, а Чарлик всё ещё сидит у огня. Он, видимо, не верит, что пламенеющие красные угли могут потух­нуть. Древние люди день и ночь поддерживали огонь.

Наконец, Чарлик засыпает. И, наверное, ему снится огромный ослепительный костёр, который он увидит рано утром над тёмной кромкой леса.

13. ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Настал наш прощальный день. Я собрал палатку и вещи в рюкзак. Чарлик жалостно поскуливал — ему не хотелось покидать этот сказочный мир. Но пора домой!

И вот мы уже в пути. Перед нами дорога, вокруг поля, а над нами — высокое небо, где свиристит невидимый жаворонок.

Чарлик бежал впереди, изредка на меня оглядываясь, а я плёлся за ним с тяжёлым рюкзаком за плечами. Когда я отставал, он подбегал ко мне и незлобно лаял, чтобы я поспешил. Дорога звала его домой, к знакомой двери, которая давно ждёт, что ей скажут: «Гав! Я вернулся!»