С НИМ ТЫ СТАНЕШЬ СИЛЬНЕЕ
Светлана Винокурова
С НИМ ТЫ СТАНЕШЬ СИЛЬНЕЕ
К 75-летию «Школьного вестника»
Мое знакомство с журналом «Советский школьник» (теперь «Школьный вестник») случилось под новый 1988 год, 29 декабря. Начинающие писатели из литобъединения при Союзе писателей СССР собрались морозным вечером на квартире у молодого поэта Лёши Зайцева поговорить о литературе, почитать стихи и вообще, что называется, душевно посидеть.
Прямо с самолёта заехали к Лёше главный редактор «Школьника» Виктор Александрович Глебов и его зам, ныне главный редактор журнала Юрий Иванович Кочетков. Они возвращались из командировки в Одессу, а Зайцев был внештатником и активно сотрудничал с журналом. В обстановке молодёжной творческой тусовки эти руководящие товарищи оказались как рыба в воде.
Я впервые в жизни увидела незрячих людей. Да, так получилось, что прежде не встречала слепых. Запомнились густые брови Глебова, его тёплый бас и искренний интерес к молодым литераторам, красивые чуткие пальцы на крупных руках. Запомнился Кочетков редкостной открытостью и обаянием, удивительной в наши времена врожденной интеллигентностью. И главное, что отличало их обоих: раскованность уверенных в себе, абсолютно полноценных и успешных людей, причём без всяких признаков «звездной болезни»: мол, я-то кое-чего достиг, а кто ты?.. Для меня это стало важным внутренним открытием: я, с глазами-руками-ногами, тону во всяческих комплексах, а люди с реальными проблемами честно и даже весело делают своё дело, не заморачиваясь, как я, по разным пустякам.
Глебову понравились мои стихи (подборка была опубликована уже в марте 1988г.), и он предложил сотрудничество. Я стала внештатником. Журналистика была новым для меня и увлекательным делом. Первые командировки, общение с ребятами из школ-интернатов для слепых и слабовидящих, первые статьи... И словно волшебный ключик Глебов повернул: в это же время, в конце восьмидесятых, наконец тронулся лёд в моих отношениях с другими журналами, газетами и издательствами, публикации пошли одна за другой, вышли рассказ и повесть в «Детской литературе» в сборниках тиражами по 100 тысяч экземпляров, а в 1991-м меня приняли в Союз писателей СССР.
Юрий Кочетков, ставший после смерти Глебова в 1988-м главным редактором, предложил мне в 1995 году перейти на постоянную работу в «Школьный вестник» редактором литературного отдела. Я не решилась оставить школу, в которой работала учителем, и была совместителем до 2002-го, пока не перешла в журнал окончательно.
Помимо редакторской работы (которая включала поиск новых интересных авторов) продолжалась и чисто журналистская: я рассказывала в статьях о ценном опыте и интересных наработках учителей, о их свершениях и насущных проблемах, об успехах учеников, о встречах с директорами школ-интернатов, ежедневно совершающими маленькие подвиги ради своих школ и воспитанников. Конечно же, на этих встречах поднимались и вопросы о профориентации незрячих и слабовидящих школьников, их интеграции в общество. Со сколькими удивительно талантливыми и светлыми ребятами я познакомилась!
Было немало встреч и с другими интереснейшими людьми: с Дианой Гурцкая, которая дала большое интервью перед своим концертом в Большом конференц-зале Администрации президента на новогоднем празднике; с Ирэн Фёдоровой, вдовой гениального офтальмолога, ставшей после его смерти директором Фонда Святослава Фёдорова, - Фонда, который помог множеству взрослых и детей с проблемами зрения; с Татьяной Леонтьевной Воробьёвой, возглавлявшей НПО Центр «Реабилитация», который разработал уникальные приборы для незрячих и создал особую систему диагностики зрения; с профессором Института коррекционной педагогики Любовью Ивановной Плаксиной; с Анной Георгиевной Капровой, председателем московской первичной организации РИТ (организацией работников интеллектуального труда), созданной для людей, «работающих головой», и многими другими.
Были командировки на фестивали художественного творчества детей-инвалидов, где происходили встречи со старыми друзьями и появлялись новые. Там всегда царила особая атмосфера, происходила взаимная «энергетическая подпитка» единомышленников-энтузиастов, живущих творческим поиском. Были поездки на семинары и конференции по вопросам образования, воспитания, профориентации и реабилитации детей и молодёжи с глубоким нарушением зрения.
Это была работа не ради галочки. «Живые» материалы вызывали живую реакцию. В редакцию шли письма учителей и родителей, рассказывающих о своих педагогических методах и находках, и многие из них публиковались на страницах журнала в рубрике «Для вас, родители и учителя». Шёл благотворный обмен информацией и опытом думающих, ищущих людей. Родители и учителя начинали лучше понимать друг друга. Как это важно при воспитании и обучении ребёнка с проблемами зрения, напоминать не надо.
Опыт литератора помогал мне работать с юными поэтами и прозаиками, присылающими свои первые творения в рубрику «ШВ» «Проба пера». Я поддерживала переписку с ними, не жалела времени на рецензирование присылаемых произведений, помогала юным одарённым авторам творчески расти. Несколько человек из моего заочного литературного семинара успешно прошли творческие конкурсы и учатся в вузах, готовящих журналистов и литераторов.
Критикуя, я старалась не ранить самооценку автора, каков бы ни был художественный уровень присланного. Даже отказывая в публикации, я старалась найти то позитивное, что не позволило бы начинающему автору опустить руки. Из письма одной старшекласснице: «По сути, ты попыталась зарифмовать текст учебника истории, и получилась именно зарифмованная проза, а не поэзия. Да и зарифмован текст небрежно: страна – врага, в тылу – в бою и т.п. Не огорчайся. Ты умеешь последовательно излагать, композиционно выстраиваешь свой текст, и я думаю, что тебе стоит попробовать себя в роли журналиста, эссеиста, прозаика. Пиши о чём-то, что хорошо знаешь, что тебе близко, что тебя волнует, тревожит, восхищает: зарисовки из школьной жизни, отношения с друзьями, со старшими товарищами».
Позволю себе привести ещё две выдержки из переписки с авторами: «У Вас - «Я ясно помню…» Вслушайтесь в звукопись: «Я-я». Если же поменять слова местами («Я помню ясно…») – качество строки улучшается. Вы человек явно одаренный, и Вам стоит строже работать над стихом. Пусть сначала напишется так, как напишется, спонтанно и эмоционально, но потом начинается «отделка»: поиски наиболее выразительных слов и сравнений и т.п.».
«Сначала об удачах. Образные и красивые строки: «Радуги фонтан семицветный»; «И неба свод янтарно-золотистый / Баюкает неспешно облака, / Окутанные пламенем искристым…»; «Мальчишку, который безумно влюблённый» (при формальной «неправильности» эта строка по-настоящему поэтична). «Я вижу всё так, как должно быть на свете!» - здесь уже и философский, и психологический подтекст, от которого, честно говоря, у нормального взрослого человека горло сжимается: в этой строчке - юношеский максимализм с его тоской по совершенству мира, на пороге которого стоит подросток (а взрослый-то человек знает, как непросто этот мир обживать)».
Отмечу, что многие молодые авторы годами присылали письма в наш журнал на моё имя - видимо, потому, что завязавшаяся переписка немало давала им и в плане профессионального роста, и в чисто человеческом.
Различные конкурсы, проводимые «Школьным вестником» (в основном литературные), укрепляли связь с юными читателями, помогали найти и поддержать новые таланты и давали ребятам возможность поверить в свои силы. Можно сухо констатировать: «работа по реабилитации», а можно вспомнить известного незрячего поэта Глеба Еремеева, члена редколлегии журнала, автора двух десятков поэтических сборников, члена Союза писателей, лауреата многочисленных премий, стихотворение которого было впервые напечатано в «Советском школьнике» более 60 лет назад, когда юному поэту было 12 лет. Так что «Проба пера» просто продолжает и развивает давние традиции журнала, и это правильно и хорошо. Верность своим принципам, пронесённым через десятилетия, достойна уважения. Тем более что сами принципы - достойны.
Журнал вообще отличался от других изданий советских времён тихим и мудрым свободомыслием, умудрялся быть как бы «себе на уме». Например, блестящая повесть «Самая лёгкая лодка в мире» Юрия Коваля отвергалась поначалу всеми издательствами именно за дух свободы, витавший в ней, и впервые была опубликована в «Советском школьнике».
За 25 лет, на протяжении которых я была связана с журналом, и журнал, и его сотрудники прошли через множество испытаний. Такое уж выпало счастье — жить «в эпоху перемен». Кого-то занесло во Францию, кого-то в США, кто-то ушёл в религию... Конечно же, журналу повезло, что у руля в те годы оказался именно Ю.И. Кочетков. Он не растерялся и не опустил руки в атмосфере грязных игр и распада всего и вся, мужественно боролся за журнал и сохранил его - единственное на всю Россию ежемесячное издание для слепых детей, регулярно выходившее даже в годы Великой Отечественной и оказавшееся на краю в мирное вроде бы время. Вообще, с 1980 года по решению Бюро ЦК ВЛКСМ «Советский школьник» находился под крылом Открытого акционерного общества «Молодая гвардия». В начале 1990-х, в тяжелейшие для российской печати времена, когда одни издания погибли, а другие резко «похудели» и с трудом выпускали сдвоенные номера, когда рушились старые связи и рвались прежние обязательства, «Молодая гвардия» не бросила «Школьный вестник». Можно сказать, журналу повезло дважды: если бы во главе «Молодой гвардии» не стоял такой человек, как Валентин Фёдорович Юркин, то «Школьный вестник» мог бы кануть в небытие... На праздновании 65-й годовщины «ШВ» Валентин Фёдорович говорил об уникальности журнала, о высоком профессионализме и самоотдаче сотрудников редакции.
Без помощи «Молодой гвардии» «Вестник» и сегодня бы не выжил, поскольку издания, подобные нашему журналу, всегда убыточны. Поддержка государства им нужна как воздух, но её явно недостаёт, к великому сожалению...
Так получалось, что работы у меня постоянно прибавлялось, я с энтузиазмом осваивала новые для себя области деятельности, хотя и без того лет десять выполняла всю редакторскую работу в одиночку. Ранее редакторов было двое, и в последние годы их снова двое, что правильно: для одного человека круг столь разнообразных обязанностей всё же великоват. Отвечающий за переписку — уже отдельная должность... Так вот, Ю.И. Кочетков добился, чтобы «Школьный вестник» приходил к читателям ещё и в плоскопечатном варианте. Произошёл прорыв, победа: охват читательской аудитории резко расширился за счёт слабовидящих читателей, и для обложки потребовались фотографии. Это дело было поручено мне (как вскоре и подготовка фотографий к печати по специальным программам). Кстати, рисунки-заставки к рубрикам в «зрячем» варианте журнала тоже дело моих рук, как и художественное оформление павильонов «Школьного вестника» на выставках... Итак, кого снимать? Конечно же, наших читателей — учеников школ для слепых и слабовидящих! И я стала ездить по школам-интернатам, «вооружившись» не только привычным диктофоном для интервью, но и фотоаппаратом. Берешь интервью у юного художника, тут же фотографируешь мальчика на фоне его живописных работ - и фото помещаешь на обложку номера, в котором статья о талантливом ребёнке... «Школьный вестник» для слабовидящих сейчас выходит с прекрасными цветными обложками, а печатается он на «ИПТК «Логосвос», с которым журнал связывает давняя и крепкая дружба.
Идут годы и десятилетия, но живая связь «Школьного вестника» с читателями не слабеет. Журнал действительно стал верным и мудрым товарищем и другом для многих школьников, деятельно участвуя в интеллектуальном, культурном, духовном росте незрячих и слабовидящих детей. Он обещает своему читателю: «Я готов прийти тебе на помощь, обсудить твои проблемы, поддержать твой дух примерами жизни сильных людей, превозмогших многие беды, готов помочь тебе сделать правильный выбор. Со мной ты станешь сильнее и увереннее в себе, а значит, обязательно найдёшь своё место в жизни». Обещает - и не обманывает. Поэтому ему верят, поэтому любят, и есть немало читателей, которые выписывают наш журнал пятьдесят и более лет...