От метро до самолета, или Доступное Шереметьево
Алексей Упшинский ("Школьный Вестник" №10 за 2016 г.)
От метро до самолета, или Доступное Шереметьево
В апрельском номере нашего журнала мы рассказывали о том, как работники Центра обеспечения мобильности пассажиров помогают незрячим и слабовидящим людям пользоваться подземным транспортом. Речь шла, в первую очередь, о Московском метрополитене. В этой статье мы расскажем о том, как незрячие пассажиры могут самостоятельно добраться на Аэроэкспрессе до аэропорта Шереметьево, сориентироваться внутри огромного здания аэропорта и насколько удобны и доступны в этом смысле «Аэроэкспресс» и терминалы Шереметьево.
Итак, «Аэроэкспресс». Что он собой представляет? По сути, это пригородный скоростной электропоезд с вагонами повышенной комфортности, который доставит вас прямым курсом, без пробок и пересадок, до аэропорта. В нашем случае посадочные терминалы находятся на Белорусском вокзале. От станции метро Белорусская-кольцевая надо пройти по вокзальной площади около ста пятидесяти метров и войти в здание вокзала. От станции Белорусская-радиальная – расстояние ещё меньше. Работники Центра обеспечения мобильности пассажиров метрополитена могут, в принципе, проводить незрячего пассажира до самой платформы и посадить на поезд. Более того, сотрудники этой службы имеют право сопровождать клиента вплоть до аэропорта. Либо может быть оформлен «обратный» заказ – встреча из аэропорта. Разумеется, и в том и в другом случае сотрудник Центра едет вместе с пассажиром на поезде «Аэроэкспресса». Но и сотрудники самого «Аэроэкспресса» всегда готовы помочь маломобильным гражданам. Причём не только по предварительному заказу, но и, что называется, по факту обращения на месте. Предварительный заказ осуществляется по телефону горячей линии. (Все необходимые номера телефонов для удобства размещены в конце статьи.) Разумеется, эти услуги для маломобильных граждан осуществляются абсолютно бесплатно.
Помимо этого работники «Аэроэкспресса» помогут незрячему пассажиру приобрести билет. Инвалиды на Аэроэкспрессе ездят бесплатно, если они не отказались от социального пакета. Для этого необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий льготу, и справку с номером СНИЛС. Сотрудник «Аэроэкспресса» может сам подойти к незрячему пассажиру у информационной стойке, специалист терминала или старший смены помогут приобрести билет и проводят на экспресс. Далее информацию о маломобильном пассажире передают в аэропорт Шереметьево, для того, чтобы в терминале вылета человека встретили непосредственно у поезда и провели до стойки регистрации на вылет.
В обратном направлении, когда пассажир прилетает в Шереметьево, алгоритм действий тот же. Службы аэропорта проводят маломобильного пассажира до терминала Аэроэкспресса, помогут приобрести билет и сесть в поезд. По прибытии пассажира на Белорусский вокзал у вагона его встречает сотрудник «Аэроэкспресса» и провожает до станции метро Белорусская или до такси, причем он может помочь найти нужную машину или ближайшую остановку любого наземного общественного транспорта. Единственное, чего по служебной инструкции не могут сделать сотрудники «Аэроэкспресса», это проводить незрячего человека непосредственно в подземку. Спускаться в метро им нельзя: они, так сказать, привязаны к своей наземной территории обслуживания. Впрочем, не стоит забывать про службу сопровождения метрополитена, которая с лихвой возмещает отсутствие «зоны покрытия» «Аэроэкспресса».
Но вернёмся на Аэроэкспресс. Мы садимся в поезд. Помимо услуги «Персональный помощник» вагоны поезда тоже устроены так, чтобы облегчить поездку людям с ограниченными возможностями здоровья. Проход между посадочными местами здесь расширен, есть держатели для инвалидных колясок, входные двери в вагоны широкие, туалетные кабины тоже адаптированы для людей на инвалидных колясках. Более того, существует пандус, который помогает преодолеть препятствие между вагоном и платформой. Всё это создаёт на всём пути следования поезда удобную безбарьерную среду.
Кстати говоря, все службы сопровождения постоянно держат друг с другом связь. Что немаловажно, ведь скоординированность их работы – залог доступности воздушного транспорта для незрячих.
Итак, мы продвигаемся всё ближе к взлётной полосе. Мы выходим из вагона Аэроэкспресса, и сопровождающий сотрудник провожает незрячего пассажира к зданию терминалов аэровокзала, где его встречают работники аналогичной службы Шереметьевского аэропорта.
По словам начальника службы обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями здоровья аэровокзала Шереметьево Анны Ионовой, чтобы воспользоваться услугами этой службы, инвалиду по зрению достаточно позвонить в call-центр, назвать номер своего рейса, дату вылета и ожидаемое время прибытия в аэропорт. Сотрудники службы обычно просят уточнить за двадцать минут до подъезда к аэропорту точное время прибытия, чтобы направить к пассажиру работника для сопровождения и оказания помощи. Встречают не только прибывших на Аэроэкспрессе, но и на такси, общественном или личном транспорте.
Помощь маломобильному пассажиру может быть оказана и по факту обращения к любому сотруднику в самом аэровокзале. В этом случае сотрудник службы сопровождения прибывает к незрячему пассажиру в течение пятнадцати минут с момента подачи заявки. Помощь будет оказана в любом случае, независимо от того, предварительно ли незрячий пассажир обратился в службу сопровождения или обратился, уже находясь в аэропорту.
По прибытии к клиенту сотрудник службы сопровождения первым делом интересуется, в какой именно помощи нуждается пассажир. Это может быть и только сопровождение до стойки регистрации, и пользование коляской, медицинским пунктом, помощь с багажом и с регистрацией на рейс, а также сопровождение до зоны ожидания посадки – спектр предоставляемых услуг достаточно широк.
Для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья в Шереметьевском аэропорту есть специальная стойка регистрации. По зданию аэровокзала незрячих, как и других пассажиров с ограниченными возможностями здоровья, могут перевозить на удобных и довольно быстрых электромобилях. Это значительно облегчает и ускоряет передвижение по аэровокзалу. Всё-таки здание аэропорта очень большое, и расстояния там нешуточные. Далее сотрудники службы сопровождения могут оказать помощь при посадке на борт воздушного судна вплоть до места в салоне. И только после этого заканчивается работа сотрудника службы сопровождения. Все эти услуги незрячим пассажирам предоставляются бесплатно.
Терминал оборудован тактильной плиткой и пандусами. Отдельно заметим, что у Шереметьевского аэровокзала (соответственно, к нему относится и Аэроэкспресс) существует версия сайта для слабовидящих, и люди со слабым зрением могут им воспользоваться и для приобретения билета.
От стойки регистрации направляемся далее – в зал «Сатурн». Это специальный зал отдыха для людей с ограниченными возможностями здоровья. Зал расположен в общедоступной зоне терминала «Д» на первом этаже. При посещении зала необходимо предъявить документы на вылет и справку МСЭ или удостоверение инвалида. Здесь для маломобильных пассажиров созданы условия, обеспечивающие более комфортное пребывание в ожидании вылета. Как заверяют сотрудники, предусмотрено буквально всё. И мы склонны с ними согласиться. Зал действительно очень уютный. Удобные диваны, на которых вполне можно отдохнуть и даже поспать. Дежурный по залу оперативно реагирует, если незрячему пассажиру (как и любому другому с ограниченными возможностями здоровья) требуется какая-то помощь – вплоть до таких, казалось бы, мелочей, как приготовление чая или кофе. А в зале есть и чайник, и микроволновая печь – всё для того, чтобы можно было нормально перекусить. В туалетах специальные поручни. Есть также небольшая библиотека, в которой представлены и крупношрифтовые издания, и литература по Брайлю. Бесплатный вай-фай, точки выхода в Интернет – попросту говоря, компьютеры, которыми можно пользоваться. Их в зале несколько.
Заметим, что в зале вместе с незрячим пассажиром может находиться один сопровождающий, причём, если наполненность зала невысока, их может быть двое. В «Сатурне» предусмотрена и отдельная комната матери и ребёнка, в которой есть специальная кушетка и игрушки. Комната закрывается, поэтому переодеть, покормить, уложить спать ребёнка там должно быть удобно.
Если незрячий пассажир прилетает в аэропорт Шереметьево, он также может заказать услугу службы сопровождения через call-центр, либо может обратиться при регистрации вылета к сотруднику авиакомпании для того, чтобы он внёс специальный код в сообщение для аэропорта прибытия. Дублирования запроса в самом Шереметьево уже не потребуется. Проще говоря, достаточно в аэропорту вылета заявить о том, какая помощь вам будет необходима в аэропорту прибытия. Точно так же при регистрации пассажира в Шереметьево сотрудники соответствующей службы информируют аэропорт прилёта о том, какая помощь будет нужна там незрячему пассажиру.
Около трёхсот пассажиров в сутки и почти семь тысяч в месяц пользуются услугами службы обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями здоровья аэровокзала Шереметьево. Что любопытно, с собаками-проводниками чаще летают иностранцы, чем наши соотечественники. Наверное, здесь есть, о чём подумать. Но это уже тема для другого рассказа.
В завершении нашего краткого путеводителя по службам сопровождения Аэроэкспресса и аэровокзала Шереметьево скажем, что в целом эта система работает достаточно хорошо. Конечно, иногда бывают незначительные сбои, не всегда сотрудники этих служб так внимательны и профессиональны, как хотелось бы. Но всё-таки это, скорее, исключения. А правило здесь – чёткая и слаженная работа. Так что мы рекомендуем нашим читателям пользоваться услугами служб сопровождения маломобильных граждан. Благодаря им люди с нарушениями зрения становятся свободнее в своих перемещениях по городу, стране, миру и самостоятельно могут совершать путешествия.
Как вызвать службу сопровождения международного аэропорта Шереметьево, в том числе на терминале Аэроэкспресса Шереметьево.
У входов в терминалы, до пунктов контроля безопасности, расположены интерактивные информационные стойки. Позвонив с одной из них, вы можете попросить сопровождение с того места, откуда звоните. На привокзальных площадях есть телефоны-автоматы «Народный телефон», по которому вы также можете связаться с единым диспетчерским пунктом помощи пассажирам с ограниченными возможностями здоровья. Можно обратиться на стойке регистрации или информации непосредственно в аэропорту или позвонить в call-центр международного аэропорта Шереметьево по телефонам: 8-495-578-65=65 или 8-925-100-65-65. Телефон справочной службы компании «Аэроэкспресс»: 8-800-700-33-77.
Ещё раз напоминаем, что все предоставляемые услуги, о которых рассказано в статье, предоставляются людям с ограниченными возможностями здоровья бесплатно.