Перейти к основному содержанию

Слабовидящий школьник в инклюзивном образовании

Наталья Комова ("Школьный Вестник" №9 за 2016 год)
Институт коррекционной педагогики РАО

СЛАБОВИДЯЩИЙ ШКОЛЬНИК В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Инклюзия или специальное образование? Всё больше родителей пытаются найти оптимальный вариант формы образования для своего ребёнка перед новым учебным годом. Достаточно много противоречивой информации на эту тему можно найти сегодня в СМИ, но даже объективный взгляд на сложившуюся ситуацию в области реформирования системы образования не даёт однозначного ответа на этот вопрос.
Целью данной статьи не является обсуждение достоинств или недостатков инклюзивной формы обучения, в том числе противопоставления данной формы специальному образованию. Наша цель — это попытка помочь родителям, выбравшим для своего ребёнка инклюзию, понять свою роль и место в новых, ещё не зарекомендовавших себя в нашей стране условиях воспитания и обучения.
Несмотря на то, что в большинстве бывших школ IV вида удалось сохранить достойные условия для обучения детей с нарушением зрения (а именно: квалифицированные кадры, техническое оснащение, малочисленные классы, зоны ортоптического лечения и пр.), тенденция в выборе родителями школы для слабовидящих детей с каждым годом увеличивается в пользу инклюзии. Основной причиной такого выбора остаётся удалённость специальной школы от места жительства ребёнка.
Инклюзивное обучение предполагает совместное обучение в одном, а не в специально выделенном классе при общеобразовательной школе всех детей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей. В обязательном порядке в образовательных организациях учитываются образовательные потребности каждого ребенка и при необходимости оказывается своевременная специальная помощь (тьютор, ассистент, сопровождающий и т.д.).
Но на практике всё обстоит несколько иначе. Объективные трудности современных школ, реализующих инклюзивное образование, в первую очередь состоят в отсутствии механизма, регулирующего отношения между участниками образовательного процесса (сотрудники школы, родители, учащиеся); низком уровне мотивации и компетенции педагогов, отсутствии у них опыта в обучении детей с ОВЗ, в том числе слабовидящих детей, а также высокой численности обучающихся в классе (часто превышающей нормы СанПиН). Кроме того, недостаточное оснащение материально-технической базы, необходимой для работы с детьми с ОВЗ; отсутствие специальных условий (офтальмо-эргономических) и средств обучения (тифлотехнических, наглядных и пр.), используемых в работе с детьми с нарушением зрения, не позволяет многим общеобразовательным школам решить основную задачу инклюзивной школы — построить систему обучения, удовлетворяющую потребности каждого. Дополнительную проблему представляет отсутствие подготовленных специалистов: тифлопедагогов, специальныйх психологов, тьюторов, ассистентов.
Дефицит в таких кадрах, как тифлопедагог с обязательным опытом работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, испытывают не только общеобразовательные школы с инклюзивной практикой. Например, далеко не во всех территориальных психолого-медико-педагогических комиссиях есть такой специалист, а рекомендации по обучению ребенка с ОВЗ дают именно в этом подразделении.
Являясь полноправными участниками образовательного процесса (ст. 44 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273), родители должны понимать, что в сложившейся ситуации уровень и качество образования ребёнка в большей степени будут зависеть от их включённости в образовательный процесс. Определённый уровень знаний необходим родителям ребёнка с нарушением зрения в решении вопросов, связанных с выбором образовательной организации, с освоением образовательной и коррекционной программ, при выборе услуг, предлагаемых системой дополнительного образования.
Родителям следует владеть информацией о любых изменениях зрительных возможностей ребёнка, проводимом аппаратном и/или медикаментозном лечении и своевременно доносить её до педагогов, занимающихся с их ребёнком. Очень важно, особенно в младшем школьном возрасте, учитывать влияние лечебно-восстановительной работы в разные периоды лечения на процесс обучения и, по возможности, вносить необходимые коррективы (сократить время зрительной нагрузки, изменить размер пособий, цвет, фон, исключить работу вблизи, физическую нагрузку и т.п.); владеть информацией об использовании в обучении технических средств, существующих специальных учебниках и наглядных пособий.
Основная трудность преподавания слабовидящему ребёнку заключается в том, что учитель общеобразовательной школы, не имеющий проблем со зрением или незначительно их испытывающий, не осознаёт степени ограничения зрительных возможностей своего ученика.
В отличие от слепого ребёнка слабовидящий в разных видах деятельности активно использует зрение, а наличие у ребёнка очков создает у педагога иллюзию того, что ребёнок видит так же, как и нормально видящий.
Поэтому при первой встрече с учителем родители должны донести до него информацию о том, как и при каких обстоятельствах ребёнок способен действительно хорошо воспринимать зрительные образы; что нужно учитывать (ведущий глаз, время на рассматривание объекта, владение зрительно-тактильным способом обследования) и как организовать рабочее место (индивидуальный дидактический материал и освещенность, специальные пособия, применение технических средств и пр.), чтобы донести новую информацию до слабовидящего ребёнка без потери её качества.
Учитель должен иметь представление о том, что слабовидящие дети относительно своих зрительных возможностей существенно различаются друг от друга. Основными определяющими факторами являются: острота зрения, границы поля зрения, возможности пространственного зрения, восприятие объектов при разной освещенности.
В рекомендациях, составленных специалистами ПМПК, должны быть отражены офтальмо-эргономические условия, которые необходимо обеспечить слабовидящему ребёнку в образовательной организации:
    время непрерывной зрительной работы,
    вид плоскости (горизонтальная, наклонная, вертикальная) для работы,
    место ребёнка за партой в классе относительно расположения классной доски и демонстрационных мольбертов;
    расположение источника света относительно посадки ребёнка за партой с учётом состояния его световой и темновой адаптации;
    комплекс зрительной гимнастики по снятию зрительного напряжения;
    допустимые физические упражнения и виды нагрузки;
  специализированные технические средства (в том числе тифлотехнические) индивидуального пользования (например:     тифлофлешплеер, портативный электронный увеличитель, и т.п.).
Немаловажным фактором при выборе образовательной организации должна стать психологическая готовность слабовидящего ребёнка к обучению среди нормально видящих учеников. Высокий уровень интеллектуального развития поступающего в школу ребёнка с нарушением зрения не является гарантией его хорошей социальной адаптации в новом коллективе. Однако дети, посещавшие дошкольные образовательные учреждения и имевшие позитивный опыт общения с нормально видящими сверстниками, как правило, в школе проблем с адаптацией не испытывают.
Благоприятный прогноз обучения и развития слабовидящего ребёнка в условиях инклюзивного образования определяется состоянием его интеллектуального, психологического и физического развития:
  общее развитие — соответствует или приближается к возрастной норме, в частности, слухоречевая память, внимание (устойчивость, переключение, распределение) и мышление выше или в пределах возрастной нормы; уровень физического развития и состояние моторных навыков соответствует возрасту; стереотипные движения отсутствуют; ребёнок умеет правильно воспринимать и отображать эмоции (т.е. пользоваться неречевыми средствами общения);
    речевое развитие — соответствует возрастной норме, при этом ребёнок владеет развернутой фразовой речью, легко вступает в контакт, может попросить о необходимой ему помощи взрослого или сверстника;
   сенсорное развитие — сформирована стратегия обследования плоских и объемных предметов, уровень представлений о предметах окружающего мира, их узнавание и классификация сформированы в соответствии с возрастом; при этом познавательная деятельность сформирована на высоком уровне;
    навыки самообслуживания — сформированы в соответствии с возрастом;
    навыки ориентировки в пространстве — сформированы в соответствии с возрастом.
Родители должны понимать, что хорошие стартовые возможности слабовидящего ребёнка в начале обучения к концу первого класса могут значительно снизиться, если не обеспечить ежедневную поддержку и контроль усвоения получаемых знаний в домашних условиях. Помимо контроля, дополнительного изучения и закрепления пройденного материала с ребенком родители способны оказывать помощь учителю в изготовлении и подборе индивидуальных пособий к предстоящему уроку. По согласованию с учителем они заранее могут разбирать незнакомые слова и термины, обследовать предметы для обогащения восприятия и формирования правильного представления об объектах окружающей действительности.
Учитывая рекомендации тифлопедагога и врача-офтальмолога, родители ребёнка проводят элементарную тифлопедагогическую коррекцию и поддерживают дома комфортные для нарушенного зрения условия.
При своевременной коррекционной работе слабовидящие дети приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.
Иногда слабовидящему учащемуся с прогрессирующим заболеванием необходимо рекомендовать изучение и использование рельефно-точечной системы обозначений Брайля или обучение по программам, ориентированным на образовательные потребности слепых с учётом применения методик использования остаточного форменного зрения.
Не лишним будет, если ребёнок психологически и физически готов к дополнительной нагрузке, организовать посещение спортивной секции (с учётом рекомендаций лечащего врача), специализированных курсов компьютерной грамотности.
Перечень рекомендованных технических и учебно-методических средств для организации обучения слабовидящих обучающихся:
  программа увеличения информации на экране (Magic или аналогичной), установленная на персональном компьютере слабовидящего учащегося;
    ручной электронный увеличитель (Ruby или аналогичный);
    стационарный электронный увеличитель (Topaz или аналогичный);
    тифлофлешплеер с функцией диктофона, поддерживающий DAISY формат;
    персональное освещение рабочего места;
    учебники и тетради для слабовидящих;
    контрастные цветные, а также цветные рельефные наглядные пособия. (Важно иметь в виду, что подготовка учебных пособий для слабовидящих учащихся имеет ряд дополнительных особенностей. В частности, имеют значение тип, размер и цвет шрифта, цвет фона и контрастность изображений. Иногда может возникнуть необходимость использования инвертированной палитры цветов, то есть светлый текст на темном фоне. Таким образом, наглядный материал подбирается персонально, на основе методических рекомендаций тифлопедагога, рекомендаций врача-офтальмолога.)
    тренажеры и специализированный спортивный инвентарь для лиц с нарушением зрения.
Организационным условием выполнения письменных работ слабовидящими обучающимися выступает адаптация текстового и графического материала с учётом их особых образовательных потребностей.
В случае появления явных затруднений в ходе обучения ребёнка и его взаимодействия с нормально видящими одноклассниками необходимо обратиться к специалистам школы, оказывающим помощь по сопровождению образовательного процеса детей с ОВЗ или вновь обратиться в ПМПК для выработки рекомендаций по его дальнейшему обучению.
Независимо от того, какую форму обучения вы выберете для своего ребёнка, важно помнить, что помимо освоения содержания образовательной программы необходимо правильно организовать его досуг. Приглашайте в гости школьных товарищей, ходите вместе в театры, музеи, выезжайте на природу, играйте с ребёнком, так как для нормального развития личности важно не только научить учиться, но и правильно и с пользой отдыхать.


Литература

Белецкая В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников: Пособие для учителей /В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева. — М.: Просвещение, 1982. — 127 с.
Денискина В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 6. — С. 4—14.
Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В.З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 5. — С. 3—12.
Комова Н.С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС / Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 3. — С. 19—28.

Автор: 
Наталья Комова
Категория: 
Общие проблемы