Перейти к основному содержанию

Князь «...возжелал многотрепетных книг»

Константин Подыма ("Школьный Вестник" №10 за 2002 г.)

КНЯЗЬ «...ВОЗЖЕЛАЛ МНОГОТРЕПЕТНЫХ КНИГ»

Как быть, если ты чего-то не знаешь, и спросить не у кого?
— Что может быть проще, — скажешь ты и, протянув руку, возьмёшь с полки книгу. Если нет дома нужной, пойдёшь за нею в библиотеку.
Кажется, так было всегда... Ну, допустим, на Руси всего девять веков.
Это известно достоверно.
В 1068 году игумен Феодосий ввёл в своей обители устав. Устав дошёл до наших дней. Прочти лишь несколько строк.
«...Должно знать, что в те дни, в которые мы свободны от телесных дел, ударяет однажды книгохранитель в дерево и собираются братия в книгохранительную комнату, и берёт каждый книгу и читает до вечера. Перед клепанием же к светличному, ударяет опять однажды книжный приставник, и все проходят и возвращают книги по записи, кто же не умедлит возвратить книгу, да подвергнется епитимии».
Чем не правила посещения библиотек? Всё здесь: распорядок и наказание провинившимся — читать молитвы, бить поклоны...
Только книг-то тогда было мало, наперечёт, и все их писали от руки.
Запомни название: «Остромирово Евангелие». Это — самая древняя книга всех славян, дошедшая до нас. Её написали для новгородского посадника Остромира в 1056 — 1067 годах.
Вторую же — «Изборник 1073 года» — создали монахи киевской книжной мастерской для князя Святослава Ярославича Черниговского, сына Ярослава Мудрого. Три года правил Святослав великим княжеством Киевским. При нём в почёте были книги.
А «Изборник» — ты понял, что это в переводе с древнеславянского — сборник, — вобрал в себя самые знаменитые по тем временам изречения, церковные поучения великих святых, патриархов...
Их наставления и сейчас живы.
Я смотрю на старые пергаментные страницы. Они — под семью замками хранятся в Историческом музее, — сокровище из сокровищ!
Ломкие, желтоватые листы, выцветшие буквы, забавные рисунки невиданных птиц, зверей... Девять веков прошумело над этой книгой, и каких веков!..
А в самом конце солидного, тяжёлого фолианта — приписка: «В лето... написано Иоанном диаком Изборник великому князю Стославу... Великий князь Стослав возжелал многотрепетных книг...»
Таким же каллиграфически чётким, ритмичным, прямым уставом написана ещё одна книга — «Изборник 1076 года». И вполне вероятно, что её, созданную опять-таки по повелению Святослава, написал всё тот же Иоанн.
В ней — впервые — появились не только переводы с греческого, но и тексты славянского происхождения, написанные специально...
Вот перед тобою несколько мудрых наставлений. Они — как привет тебе из одиннадцатого века.


Из «Изборника», составленного киевским книжником грешным Иоанном

Доброе дело, братья, чтение книг...
Когда читаешь книгу, то не старайся быстро дочитать до следующей главы, но подумай, о чём говорит книга и слова её.
Скажу так: конь управляется и удерживается уздою, праведник же — книгами. Не собрать корабля без гвоздей — не будет праведника без чтения книжного. Как пленник всегда думает о родных своих, так и праведник — о чтении книжном. Красота воину — оружие и кораблю — паруса, так и праведнику — почитание книжное...
Так и мы, братья, уразумеем и послушаем с пониманием, и поразмыслим над силой и мудростью святых книг! Послушай и ты житие святого Василия, и святого Иоанна Златоуста, и святого Кирилла философа, и иных многих святых, как о том нам прежде поведали, говоря о них: измлада усердно читали святые книги, поэтому впоследствии и на добрые дела подвигнулись.
Видишь сам, в чём источник добрых дел — в учении святых книг!
...Сколь великим наделён ты от Бога богатством, столь много и даже больше того должен ты отдать.
Увлекайся, как от воронов, от вкрадчивых слов льстецов, выклюют глаза те умники.
Если хочешь от всех почёт иметь, будь сам для всех благодетелем.
Пусть смерть и гонения, и напасти, и все возможные беды будут перед глазами твоими каждый день и час.
Не оправдывай виновного, даже если он друг тебе, и не обижай правого, даже если он враг тебе.
Не передавай то, что услышал от клеветника, дабы не погибнуть вместе с ним...

Древний Киев
1076 г.

Дата публикации: 
вторник, февраля 7, 2017
Автор публикации: 
Константин Подыма
Категория публикации: 
литература