ЛЯГУШКА ИЗ СКАЗКИ
Валериан Дорняк ("Школьный вестник" № 1 за 1997 г.)
ЛЯГУШКА ИЗ СКАЗКИ
Журнал «Советский школьник» вошёл в мою жизнь, когда мне было 12 лет. До сих пор это мой желанный спутник и верный друг. Я с большим интересом прочитываю каждый номер, радуюсь новым рубрикам. Именно на страницах этого журнала были впервые напечатаны мои басни. Но всё-таки по-настоящему журнал дорог тем, что помог мне стать таким, какой я есть.
Шёл 1938 год. Учился я во втором классе неполной средней школы для слепых детей в городе Грязовце Вологодской области. Был переростком. Когда нормальные второклассники на уроках труда лепили из пластилина, делали из бумаги игрушки, мы, переростки, отправлялись в школьную трикотажную мастерскую, где вязали носки, чулки, шарфы, свитера. За вещь, связанную без брака, начислялась зарплата. К концу учебного года у меня набралось несколько рублей, и я мечтал накупить много-много леденцов. Только случилось другое. На пионерском сборе вожатая сказала нам, что летом начнёт выходить детский журнал для незрячих школьников, и попросила поднять руки тех, кто хотел бы на него подписаться. О леденцах я тут же забыл. Все мои сбережения ушли на подписку, и я ни разу в жизни об этом не пожалел, а, наоборот, до сих пор горжусь, что оказался в числе первых подписчиков.
Наступило лето. Ребята разъехались по домам на каникулы. Остались только те, кому некуда было ехать, в основном, сироты, в их числе и я. В школьном лагере, в деревне я и получил первый номер «Советского школьника». Радость распирала мою грудь: я держал в руках собственный, новенький, никем ещё не прочитанный журнал. Лес, речка, солнце сразу отошли на второй план. Меня, счастливчика, окружили малыши и просили дать им подержать или хотя бы потрогать толстую книжку, но я разрешал далеко не каждому и при этом следил, чтобы сначала вымыли руки с мылом. Насилу отбившись от любопытных и усевшись в тени, я приступил к священнодействию: принялся читать и зачитался до того, что не слышал звонка на обед. Особенно поразила меня сказка о двух лягушках. Прошло столько лет, я уже не помню, что ещё было в том журнале, но сказку помню, пронёс её через всю жизнь, рассказывал её своему сыну, когда он был маленьким, потом внукам и, конечно, ученикам. Сказка помогала им, как помогла она и мне.
Что это за сказка?
В кувшин с молоком попали две лягушки. Одна из них решила, что обязательно погибнет, смирилась со своей горькой участью, сложила лапки да и утонула. Другая же лягушка не теряла надежды на спасение, барахталась, била лапками и в конце концов сбила из молока ком масла. Взобравшись на него, она выпрыгнула из кувшина.
Могу сказать без преувеличения: эта лягушка зарядила меня своим оптимизмом на всю жизнь.
В тот же день я решил последовать её примеру. Дело в том, что я не умел плавать, но очень хотел научиться. Мешал страх — я не мог его преодолеть. А тут твёрдо решил: переборю себя. Пошёл на речку, быстро разделся и, не раздумывая, устремился в воду. Сгоряча аж до пояса зашёл. Постоял, подумал, сделал ещё шаг в глубину, потом ещё один, и вот уже вода дошла мне до подбородка... Всем существом рвусь к берегу, а та лягушка как будто говорит: не трусь, попробуй — окунись. И я окунулся, причём так сильно развёл в воде руками, что меня оторвало от дна и понесло по течению. Я зашлёпал руками и ногами по воде и изо всех сил закричал:
- Тону! Спасите! А мне с берега:
- Да ты же плывёшь! Давай сюда, на голос!
Я ещё долго барахтался, как та лягушка, пока не коснулся дна. Не прошло и недели, как я уже мог переплыть эту речку.
В том же 1938 году, зимою, я ещё дважды перешагнул через свой страх.
Школа наша стояла на берегу Ржавки. Хоть Ржавка и считалась речкой, но по существу это был овраг с высокими крутыми берегами. Летом Ржавка пересыхала, а зимой служила нам отличным лыжным стадионом. По её дну далеко уходили две параллельные лыжни, и мы носились по ним взапуски. Но меня занимало другое. Старшеклассники лихо съезжали по склону оврага на лыжах, а я, спускаясь, нёс их в руках. И вот решил во что бы то ни стало тоже научиться съезжать на лыжах. Стал тренироваться на небольших пригорках. Падал, ушибался, но настойчиво шёл к своей цели и при этом помнил лягушку-оптимистку. Наконец, настал миг, когда я отважился скатиться по крутому склону оврага. И это получилось так лихо, что с разгону меня чуть-чуть не вынесло на противоположный берег.
Другую победу над собой одержал я на коньках. В школьном дворе была высокая деревянная горка, которую зимой поливали водой. Малыши скатывались с неё на санках, а кто постарше и посмелее — съезжали на коньках. Я же на санках съезжать стыдился, а на коньках боялся. А тут начал пробовать. Поднимусь, бывало, на верх горки, — коньки на ногах, в душе страх. Постою-постою, потом присяду, помчусь вниз, только ветер в ушах свистит. На ходу пытаюсь выпрямиться, и лягушка будто шепчет: не робей, не робей! Съезжаю так-то на корточках с горки и только начну выпрямляться, как тут же падаю и остаток пути проезжаю на спине, коньками вверх. Ребятам смешно, а мне хоть плачь! Только не каждый раз я падал, и это вселяло в меня надежду. Короче, не прошло и месяца, как я свободно стал съезжать на коньках в полный рост.
Каждая победа придавала мне уверенности в своих силах, и уже новые победы давались значительно легче. Ещё о двух из них мне хочется рассказать, так как эти победы стали решающими в моей жизни. Возможно, мой рассказ поможет кому-нибудь из вас.
Чем старше я становился, тем больше испытывал зависимость от зрячих людей. Нам, школьникам, запрещалось выходить за пределы школьной территории — боялись несчастных случаев. Несмотря на запрет, некоторые ребята, такие же, как и я, без остатка зрения, умудрились изучить город и ходили по улицам довольно свободно. Я долго не решался выйти за школьные ворота, а так хотелось научиться ориентироваться в городе самому! Помог мой школьный друг Вологдин. Он был совсем слепой, но ориентировался прекрасно. День за днём учил он меня переходить через улицы, показывал приметы, помогающие ориентировке. Месяца через два я уже неплохо освоился: один, правда, с тросточкой, мог сходить в магазин, на вокзал или ещё куда-нибудь. Очень мне пригодилось впоследствии умение ориентироваться в незнакомых местах. А побывал я в десятках городов и сёл, куда часто приезжал один.
Другую победу, тоже не из лёгких, одержал я в последний год учёбы в Грязовецкой школе. Мне всегда поручали подтягивать отстающих, я любил заниматься с ними и радовался их успехам больше, чем своим. Мечтал стать учителем. Как-то Н.Е. Черняев, наш директор, вызвал меня к себе в кабинет и сказал, что если я хочу учиться дальше, то должен окончить выпускной класс круглым отличником — только при этом условии переростков принимали в среднюю школу. С того самого дня я приналёг на учёбу и все выпускные экзамены сдал на «отлично».
Давно уже позади Костромская средняя школа, Ярославский педагогический институт, годы учительской работы. Сбылась самая главная моя мечта.
Мне хочется сказать сердечное спасибо «Советскому школьнику» за то, что он подарил мне такую замечательную сказочную лягушку, а в итоге подарил будущее.