Перейти к основному содержанию

Весенний тандем-десант, или Калининград рядом

Андрей Гостев ("Школьный вестник" №6 за 2017 год)

ВЕСЕННИЙ ТАНДЕМ-ДЕСЕНТ, ИЛИ КАЛИНИНГРАД РЯДОМ

В этом году весна где-то явно задерживалась. Поэтому её хотелось почувствовать раньше, чем она придёт к нам в Санкт-Петербург. Вот мы и решили отправиться ей навстречу и стали готовить наши тандемы к весеннему вояжу в Калининград. Маршрут был выбран не случайно. Во-первых, наш клуб «Масштаб плюс» для людей с ограниченными возможностями здоровья продолжает проект восхождений на высшие точки Северо-Западного региона. А Калининградская область — это и есть самая западная территория России. Во-вторых, будучи несколько лет назад на соревнованиях по велоспорту в этом замечательном городе, познакомиться с его достопримечательностями мы так и не успели. И, наконец, в-третьих, приближался День Победы в Великой Отечественной войне, а известно, что взятие Кёнигсберга (так раньше назывался Калининград) стало важным этапом на пути к победе.
Наш калининградский тур был наполнен множеством увлекательных событий и ярких встреч, да и начался он с приятных событий. В день отъезда часть нашей команды, а именно стокеры Андрей Гостев и Дмитрий Неуступкин успели удачно выступить на турнире по шоудану, настольному теннису для незрячих, и в хорошем настроении прямо из спортзала отправились на Витебский вокзал.
Тут надо пояснить для наших читателей, что значит «стокер». Это слово заимствовано из английского и значит «кочегар». Стокер — это велосипедист, который сидит сзади и является силовым элементом тандема, он действительно как будто подкидывает в топку дрова. Спереди сидит пилот, который отвечает за управление, торможение и переключение скоростей.
Вторая часть команды, пилоты Александр Григорьев и Сергей Шарапов, пробирались сквозь дождь с градом к месту отправления. И вот наша команда в полном сборе. На перроне мы сразу же приступили к разбору и упаковке тандемов. Важно, чтобы наш длинный велосипед поместился на третьей полке плацкартного вагона. Шокируя пассажиров объёмом багажа, мы успешно поместили его на положенном месте, и наши попутчики сразу перестали беспокоиться. Проводники утверждали, что вот уже несколько дней подряд из Питера в сторону Калининграда в поисках весны выезжают велосипедисты. Мы оказались в их числе.
После отправления поезда к нам подошёл молодой человек из калининградского велоклуба и предложил нам помощь клуба, если во время нашего путешествия в дороге произойдёт что-то непредвиденное. И это внимание велосообщества было нам очень приятно.
Как известно, Калининградская область не имеет общей сухопутной границы с основной территорией России, а соединена с ней Балтийским морем. Поэтому, чтобы попасть в Калининград на поезде, необходимо иметь заграничный паспорт, который понадобится при пересечении границы с Белоруссией и Литвой. Проехав границу Евросоюза, мы выгрузились в Нестерове. После войны территория Восточной Пруссии отошла к СССР, и города и посёлки получили новые названия, часто в честь героев Великой Отечественной войны, освобождавших от фашистов эту территорию.
Собирая тандемы на платформе, мы наконец-то почувствовали тепло весеннего солнца. Предвкушение увлекательного приключения, долгожданное солнце, особенный воздух весны — всё это радовало и торопило нас поскорее отправиться в путь. Мы проехали через весь Нестеров. Осматривая город и его достопримечательности — старинную водонапорную башню, кирху и военный мемориал, — наша велокоманда отметила «прелесть» движения по брусчатой мостовой.
Доброжелательные пограничники показали нам кратчайший путь к первой важнейшей точке нашего путешествия, а именно к Виштынецкой возвышенности, где находится высшая точка Калининградской области. И вот мы помчались, заворожённые весенней дорогой. Рельеф местности был несложным: то небольшой спуск, то подъём, то равнинный участок. Дорога как бы затягивает тебя, и так приятно крутить и крутить педали. Тем более что на трассе низкий трафик, приличное качество дорожного покрытия, вокруг зеленеющие поля, на обочинах уже распустились одуванчики, свежий и чистый воздух — вот всё это и выманивает нас из наших больших городов. Вдоль дороги постоянно встречаются военные мемориалы. Позже мы выяснили, что это не только захоронения времён Великой Отечественной, но и Первой мировой войны. Сколько же боевых действий велось на этой земле на протяжении ХХ века! К чести местных жителей надо сказать, что все памятники ухожены и содержатся в образцовом порядке.
Вдруг наши пилоты замечают плакаты с предупреждением о въезде на территорию пограничной зоны Российской Федерации. Нестеровский район, по которому пролегает начало нашего маршрута, граничит с территорией Евросоюза, а именно с Литовской Республикой. Находиться в этой местности можно только по специальному разрешению, а его-то у нас и не было. Мы, конечно же, обращались с письмом в ФСБ, но ответа не получили. Только вернувшись домой, мы узнали, что разрешение можно без особых проблем оформить в едином центре документов.
И вот на полном ходу мы въезжаем в село. Разгоняемся на спуске, и перед нами открывается очень живописный вид. На холме рядом с дорогой возвышается небольшая готическая кирха в обрамлении вековых дубов, чёрные извилистые ветви которых усыпаны вороньими гнёздами. Вороньё летает над кирхой с отчаянным карканьем. Конечно же, мы остановились для небольшой фотосессии. Камера, мотор, стоп, снято.
А в этом момент к нам подъезжает на велосипеде пограничник и требует предъявить наши документы. А пропуска-то в пограничную зону у нас нет! Приходится тандемам следовать за велосипедом для выяснения всех обстоятельств. Конечно, на заставе были удивлены тем, что половина нашей команды незрячие спортсмены с огромным стажем различных путешествий. Но на государственной границе должен быть порядок, и поэтому мы прошли процедуру предупреждения о нахождении на особо охраняемой пограничной территории. Потратив на это три часа драгоценного времени и по-дружески распрощавшись с пограничниками, мы двинулись к уникальному Виштынецкому озеру, вокруг которого расположен заповедник. Вечерело, поэтому оставшиеся 10 километров нужно был проехать достаточно быстро.
Пограничники нам подсказали, где находится специально оборудованная стоянка. В заповеднике можно разводить костры и ставить палатки только в строго отведённых местах. Как только мы въехали в лес, воздух сразу стал сырым и запахло настоящим лесом. В Калининградской области лесов довольно мало, преобладают поля, в чём мы и убедились позже. Стоянка на берегу озера — две беседки, костровище, обложенное камнями, — была очень удобной. Само озеро поражает своей чистотой. Прозрачность воды я могу сравнить только с озёрами в Финляндии. Треть озера находится в Литве, а две трети в России. Особо азартные рыбаки иногда становятся нарушителями государственной границы, им кажется, что на территории соседнего государства клёв всегда лучше.
На закате мы услышали «звуки моторов» над озером. Оказалось, что это стаи лебедей с шумом пролетают над поверхностью воды. Судя по их гоготанью, их было очень много. Один лебедь, наверное, разведчик, даже подходил очень близко к нашей стоянке. Поразили нас также чистота леса, его аккуратная природная ухоженность, тем более что когда-то эти леса были старинными охотничьими угодьями немецких монархов.
После ужина к нам в лагерь приехал ещё один пограничный патруль и ещё раз проверил наши документы. Было приятно осознавать, что наша граница на замке и мы в безопасности.
На другой день мы проснулись от птичьего многоголосья и в лесу и на озере. На тенте палатки обнаружился довольно плотный слой инея, значит, ночь была холодная. Хорошо, что у нас проверенное и надёжное снаряжение. Завтрак, горячий чай и энергичные движения помогают согреться после пробуждения. Весной особенно важно правильно подобрать экипировку, весеннее тепло бывает обманчивым. Так как тандем не стоит перегружать, общий вес личного и общего снаряжения должен тщательно выверяться.
Выдвинувшись на маршрут, мы подобрались почти вплотную к высшей точке Виштынецкой возвышенности, которая находится в лесу в приграничной полосе. Дальше мы направились в Черняховск — следующий пункт нашего тандем-вояжа. Любопытно, что дороги в Калининградской области узкие, двухполосные, причём с двух сторон для их укрепления ещё до войны были высажены деревья и теперь они вплотную подступают к обочинам. На деревьях, для того чтобы их было лучше видно в темноте, на уровне полутора метров от земли нанесена широкая белая полоса. Сначала мы думали, что это дубы, а потом нам сказали, что это особый вид пирамидальных тополей. В сёлах, мимо которых мы проезжали, мы посещали кирхи. Все они были очень колоритные и очень разные, но все необыкновенно уютные и, можно даже сказать, домашние. Однако все эти храмы сейчас обрели новое дыхание, став православными. Их внутреннее убранство наполнилось иконами и золочёными иконостасами.
В новых впечатлениях в этом велотуре у нас недостатка не было. Мы были по-настоящему ошарашены обилием аистов вокруг. Их гнёзда находятся в самых непредсказуемых местах. Вот на трубе дома, а вот на фонарном столбе, рядом с дорогой. Из каждого гнезда торчит то одна, а то и две головы. И аистиное клокотание слышится очень часто.
А ещё мы открыли для себя интересную международную туристическую игру — геокэшинг. Смысл её заключается в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS определяют их географические координаты и сообщают о них в Интернете. Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-приёмники для поиска тайников. В общем, это что-то наподобие нахождения КП в спортивном ориентировании, только в этой игре одновременно действует много участников из разных стран. Мы нашли один тайник рядом с музеем литовского поэта К. Донелайтиса (1714 — 1780) в посёлке Чистые Пруды, а другой — рядом с башней Бисмарка в Черняховске. Нам даже удалось подняться на неё с помощью навыков скалолазания.
Мы побывали с экскурсией на конезаводе Ю.М. Лужкова. На полях Калининградской области бывший московский мэр на пенсии выращивает гречиху и обещает обеспечить ею всю область. Как рассказал нам управляющий этого частного хозяйства, планов у «крепкого хозяйственника» Лужкова очень много. На данном этапе есть пасека, лаборатория по разведению вешенок и пруд с карпами.
Проезжая по мосту через реку в небольшом, но очень приятном городке Озёрске, мы обратили на себя внимание. Как потом оказалось, здесь профессионалы и просто энтузиасты туризма проводят байдарочные сплавы по рекам Калининградской области. Более того, они сочетают их с велопрогулками. Получается оригинальное мероприятие — велосплав. И вот, задержавшись у магазинчика, чтобы купить что-нибудь на ужин, мы познакомились с братьями Елисеевыми, которые в первый день мая открывали новый туристический сезон. Мы разговорились, несколько удивили новых знакомых нашими достижениями в области путешествий. Они тоже используют два тандема на больших веломаршрутах. Найти близких по духу людей — это всегда большая радость. Мы были искренне тронуты их тёплым приёмом. Дружеский званый ужин, вкуснейший плов и предложение, от которого невозможно было отказаться любителям острых ощущений, заставили нас остановиться в Озёрске и поставить палатки на полянке на берегу реки фактически в центре города. Сплав по полноводной весенней реке Анграпе — это то, от чего ни один экстримал устоять не может.
Путешествия, особенно по воде, не прощают забывчивости и ошибок. Главное помнить о важном условии в любом походе, а именно: всё должно быть упаковано герметично, в том числе документы и деньги. Транзитную визу я упаковать забыл, карманные деньги тоже. В результате всё пришлось сушить на батарее, а потом на границе было много вопросов, мне ещё повезло, что документ пострадал не очень сильно.
После сплава состоялась уже воздушная переправа через Анграпу. Выйдя из байдарки, мы познакомились с председателем местной организации инвалидов Петром Власовичем Шумко. Наше прибытие воодушевило этого семидесятилетнего человека рискнуть и попробовать перелететь через реку на верёвках. Это ли не пример того, что в любом возрасте можно ощутить что-то яркое и невероятное! Знакомство с таким человеком убеждает, как важно искать в жизни новые встречи с интересными людьми, как важно заряжать окружающих своей позитивной энергией, а иногда, почему бы и нет, даже удивлять их смелыми поступками, которых от вас и не ожидали. Я впервые перелетал по верёвке через реку, и ощущения оказались действительно яркими.
Совершив почётный круг по Озёрску, мы отправились навстречу новым приключениям. Хотя мокрые ноги напоминали мне о небольшом водном инциденте и мешали наслаждаться быстрой ездой. Из любой неприятной ситуации всегда надо искать выход. В очередном селении мой пилот обратился в местный Дом культуры, и нам подарили солидную пачку старых газет, которые позволили просушить мокрые ботинки к следующему утру.
Следующим пунктом нашего маршрута был город Черняховск. Для того чтобы быть точно уверенными, что мы поднялись на самые высшие точки Калининградской области, по пути мы заехали на вершину возвышенности рядом с посёлком Новогурьевское.
Приехав в Черняховск, мы даже не собирались оставаться там на ночь, но когда вечером нам предложили интереснейшую экскурсию по рыцарскому замку Инстербург, мы сразу отказались от идеи ночного перехода в Советск. И не пожалели, тем более что было на что посмотреть. Старинная тактильная немецкая карта помогла получить представление о городе и об этом удивительном месте, позволила нам мысленно переместиться на несколько столетий назад. И ещё одна удача: в городском краеведческом музее нам разрешили прикасаться ко всем экспонатам, а для незрячих это очень важно. Переночевав недалеко от замка, утром мы совершили небольшую тандем-прогулку по этому славному городу. Ребята, могу сказать, что асфальт для длительной поездки приятней, чем вековая брусчатка.
В Советск вела немного унылая дорога по однообразным полям. Всю дорогу мы ехали против ветра и большого удовольствия от этого не получили. Но стоило только вспомнить питерскую хмарь, как калининградское солнышко сразу же примиряло нас и с ветром, и со скучным пейзажем. Тем более что ветер приносил с собой аромат цветущих кругом яблонь и распускающейся зелени, а на пастбищах вдоль дороги паслись любопытные коровы и лошади, тандемы привлекали и их внимание.
Проехав почти 60 километров по местности, не радующей живописными видами, мы решаем разнообразить маршрут и изучить старинный замок в городе Немане. Но при въезде в город опять видим предупреждающие пограничные плакаты. Это немного напрягает! С пограничниками связываться как-то не хочется, ведь последствия от встречи с ними нам уже известны. Достаточно бегло осматриваем замок крепости Рагнит. Замок очень необычный, хотя и сильно разрушенный, и сейчас он на реставрации. За ним через реку фактически на расстоянии 500 метров созерцаем другое государство — всё ту же Литву.
Совершаем небольшую ознакомительную поездку по городу, в нём много достопримечательностей, но тревога от близости границы и отсутствие у нас пропуска в приграничную зону заставляют нас побыстрее покинуть Неман и ехать в Советск. К нашему счастью пограничные патрули осуществляют проверку рядом с дорогой, а не на ней. Поэтому когда на закате мы оказались в Советске, мы вздохнули с облегчением.
Город Советск значительно больше Немана, и достопримечательностей в нём хватает. Советск раньше назывался Тильзит. Здесь в 1807 году Александр I и Наполеон заключили мирный договор, и здесь же в середине XIX века появился знаменитый сорт сыра «Тильзитер». Река Неман в Советске широкая, и через неё перекинут красивый мост, по которому осуществляется переход через государственную границу. В городе много красивых исторических зданий. Есть и замечательная выставка военной техники под открытым небом, где всё можно потрогать и даже полазать. Но мы приехали довольно поздно, и наступившая ночь не дала нам в полной мере изучить этот уютный город. Поэтому в походе следует придерживаться правильной тактики: раньше ложиться спать и пораньше просыпаться. Тогда всё светлое время суток в вашем распоряжении, а значит, достопримечательностей и всего интересного вы увидите больше.
Утром следующего дня на электричке мы отправились в Калининград, там пересели на другую электричку и приехали в Зеленоградск. Это приморская курортная часть Калининградской области, и она принципиально отличается от тех мест, где мы уже побывали. Здесь всё напоминает о близости Балтийского моря, об отдыхе и о соответствующем времяпрепровождении. И снова уютные немецкие домики, очень узкие улочки с односторонним движением, где даже на велосипеде трудно маневрировать. Кирха в центре города, кафе, ресторанчики, прогуливающиеся отдыхающие. Местные жители украшают город, готовясь к предстоящему летнему сезону.
Одна из целей нашего тандем-десанта — это проезд по центру Европы, по знаменитой Куршской косе. Об этом единственном в своём роде месте надо рассказывать отдельно. Замечательные по красоте пейзажи на побережье Балтики и Куршского залива оставляют неизгладимое впечатление. Это место заповедное. Здесь под охраной ЮНЕСКО находятся высоченные дюны, девственные леса и болота, являющиеся раем для птиц и животных. Я рекомендую всем при возможности посетить Куршскую косу.
Для нас же свежий морской воздух и новые встречи усилили и без того огромное удовольствие от путешествия. Взяв высоту Мюллера (44,4 м над уровнем моря) — вершину одной из самых высоких дюн Куршской косы, следуя далее по дороге, мы ищем разрешённое место для стоянки. Запахло дымом от костра. Значит, нам надо ехать в этом направлении. Подъезжаем к стоянке, и на поляне у озера наш пилот Сергей Шарапов встречает своих однокашников с факультета географии РГПУ им. Герцена, с которыми уже лет десять не виделся. Вот это встреча! Надо было добраться до Куршской косы, чтобы случайно встретить старых знакомых! По числу велосипедистов с педагогическим образованием (я ведь тоже окончил факультет коррекционной педагогики) и по числу тандемов, собравшихся в одном месте косы, мы установили своеобразный рекорд. Группа велотуристов, которой руководили однокашники Сергея Шарапова, состояла из ребят, живущих в разных городах. В некотором роде наша стоянка на озере Чайка оказалась всероссийской.
В посёлке Рыбачий мы нашли не только тайник от геокешинга, но и познакомились с удивительной женщиной Валентиной Петровной Черняк. В это утро Валентина Петровна с мужем готовились к празднику Победы и наводили порядок на военном мемориале. Зарядка наших телефонов и навигаторов была на нуле. Поэтому мы обратились к ней с просьбой подзарядить наши гаджеты. А забрать их мы могли через несколько часов, после изучения озера Лебедь, Танцующего леса и подъёма на наивысшую точку косы — высоту Эфа (66 м над уровнем моря). Когда мы вернулись за гаджетами, Валентина Петровна пригласила нас в свой частный музей. Зайдя в неприметную, по сути, хозяйственную постройку, мы ахнули от удивления, когда увидели, что было внутри. Исключительные поделки из найденных на побережье камней, корней деревьев и других природных материалов. Беря в руки такие экспонаты, поражаешься творческой фантазии и вниманию автора к окружающей природе. Ещё один филиал музея оказался на участке, а центральная часть экспозиции — дома. Меня поразил талант этого уникального мастера, вернее сказать, художника, чувствовать и понимать мир, природу, людей.
Дальше наш путь лежал к самому западному городу России — Балтийску. Из Зеленоградска на электричке добрались до следующего курорта — Светлогорска. Теперь этот город стал ещё более известен в связи с приездом в него кубка КВН — «Голосящий Кивин». Красивая набережная с крутой лестницей, мраморные и бронзовые скульптуры, удачно вписанные в городской ландшафт, множество исторических зданий и тактильный макет средневекового Кёнигсберга оставляют очень приятное впечатление о Светлогорске. Но задерживаться в нём надолго мы не можем. Наш веломаршрут стремится на запад.
В знаменитом во всём мире посёлке Янтарный мы, конечно же, посетили Музей янтаря. Следуя дальше, начинаем чувствовать увеличивающийся поток автомобилей, а это уже не очень комфортно. Стремительно въезжаем в Балтийск и двигаемся к его набережной. Насыпь, уходящая в море, и есть наша заветная западная точка. На набережной нас приветливо встречает памятник Петру I. Зимой мы с Сергеем Шараповым были в Первоуральске, а это как раз на восточном краю Европейской части России. А Балтийск — это самый западный город нашей страны. Он раньше был закрытым военным городом. Здесь расположена российская военно-морская база (в довоенное время немецкая база Пиллау). Город чистый, ухоженный готовящийся к празднованию Дня Победы. Любопытно было ощутить уклад жизни военных моряков. Вот пришвартованный крейсер, недалеко от причала общежитие, чуть дальше — Морской собор Николая Чудотворца. Всё очень близко. Военная слава, вера, служба и Отчизна.
Впервые нас с тандемами впустили в междугородный автобус. К ночи добрались до Калининграда. Нашли с помощью навигатора удобное место для палаточного лагеря. Спозаранку совершаем велоэкскурсию по историческому центру: посещаем красивейший кафедральный собор и могилу великого философа Канта; слушаем орган в бывшей католической кирхе; посещаем Музей Мирового океана и забираемся в настоящую подводную лодку. Завершаем прогулку по городу осмотром знаменитых фортов Кёнигсберга. Вот, казалось бы, и всё! Но нам судьба преподносит ещё один приятный сюрприз — мы присутствуем на репетиции парада Победы, и это становится яркой кульминацией нашего весеннего тандем-десанта.
За восемь дней мы пересекли всю Калининградскую область с востока на запад и с севера на юг. Если вы дружите с велосипедом, с уверенностью готов рекомендовать вам повторить наше путешествие.

Дата публикации: 
среда, июля 12, 2017
Автор публикации: 
Андрей Гостев
Категория публикации: 
Спорт