Перейти к основному содержанию

КАК БЫЛ НАПИСАН ГИМН ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА СЛЕПЫХ

Юрий Лунин ("Школьный Вестник" №8 за 2017 год)
КАК БЫЛ НАПИСАН ГИМН ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА СЛЕПЫХ

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были.

В.А. Жуковский

18 сентября 2017 года исполнится десять лет со дня создания гимна Всероссийского общества слепых. А 25 декабря 2016 года в катастрофе Ту-154 под Сочи в числе 92 наших соотечественников погиб человек, сочинивший для этого гимна музыку, — генерал-лейтенант Валерий Халилов — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова, композитор, народный артист Российской Федерации. На протяжении многих лет Валерий Михайлович был начальником военно-оркестровой службы Вооружённых сил России, главным военным дирижёром страны.
Мы, россияне, знаем, что гимн бывает и без слов. К счастью, у гимна Всероссийского общества слепых слова есть, и автор этих слов жив и здравствует. Он и рассказал нам об истории создания гимна, а также о своей творческой и человеческой дружбе с Валерием Михайловичем Халиловым.
Итак, слово Сергею Егоровичу Ковалёву — начальнику Управления социального развития аппарата ВОС, кандидату философских наук, члену Союза писателей России. Поэту, автору текста гимна Всероссийского общества слепых…

— Сергей Егорович, расскажите о том, как создавался гимн. Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с вашим соавтором?
— Познакомились в 2006 году. В большом зале КСРК ВОС проходил тогда концерт, подготовленный выпускниками Московского военно-музыкального училища. Я присутствовал на этом мероприятии. После концерта я подошёл к Валерию Михайловичу, поблагодарил его за прекрасных воспитанников, за прекрасный концерт. Мы поговорили, обменялись визитками. У нас завязалась творческая дружба: я дарил ему музыкальные альбомы с песнями на мои стихи, он приглашал меня на концерты.
20 февраля 2007 года постановлением ЦП ВОС было утверждено положение «О подготовке и проведении конкурса по разработке гимна ВОС». Меня, как человека творческого, этот конкурс заинтересовал. Я написал текст, и сразу четыре композитора согласились написать музыку. В том числе и Валерий Халилов. Должен сказать, у меня не было большой надежды, что он согласится поучаствовать со мной в конкурсе, потому что я знал, что он очень занятой человек. Но я подумал: «Дай-ка рискну». Пришёл к нему в кабинет и предложил текст.
Он сказал: «Не обещаю, но попробую». И в итоге написал на мои слова свой музыкальный вариант гимна.
Мы работали с ним над текстом. Изначально у меня два припева были одинаковыми, а он говорит: «Нет, в последнем припеве надо две строчки изменить, чтобы хор более чётко закончил своё выступление на гласном звуке». Поэтому и получилось: «Чтобы светлая мечта за собою нас вела». Получилось красиво, я с ним согласился.
— И вы направили ваше совместное произведение на конкурс…
— Да. Конкурс был всероссийским. В общей сложности было прислано 28 вариантов. Из них к итоговому рассмотрению было принято 13 — это были те произведения, которые в точности соответствовали требованиям конкурса. И в результате лучшим гимном ВОС был признан вариант, авторами которого являлись композитор Халилов и ваш покорный слуга.
— Гимн сразу был принят восовцами на «ура»? Или люди какое-то время привыкали к нему?
— Приходилось не раз слышать такие вопросы и предложения: «Почему гимн именно такой? Давайте сделаем его более современным, более молодёжным, в стиле рок, с использованием современных музыкальных инструментов».
Я говорил на эту тему с Халиловым. Он мне сказал: «Знаешь, гимн — это устоявшийся жанр, который нельзя заменить на польку „Бабочку”, иначе это будет не гимн, а обычная песня».
Я открыл словарь Даля, читаю: «Гимн — это хвалебная песнь, хвала и прославление». Далее читаю в словаре Ожегова: «Гимн — это торжественная песнь, принятая как символ государственного или социального единства». В общем, это очень высокая ответственность — писать гимн. Это не рядовая песня.
Я могу перечислить критерии оценки текста, по которым комиссия оценивала конкурсантов: соответствие текста жанру гимна; отражение всесторонней деятельности ВОС; соблюдение стихотворного размера; соблюдение чистоты рифмы; соблюдение правил грамматики русского языка; отсутствие явно заимствованных фраз и оборотов; степень эмоционального и художественного воздействия.
А вот критерии оценки музыки: соответствие жанру; степень новизны мелодии; качественный уровень аранжировки; соответствие стихотворному размеру текста; степень лёгкости вокального исполнения; отсутствие явно заимствованных фрагментов и мелодий.
Поэтому, когда кто-то мне говорит: «Мне гимн не очень нравится. Надо было то-то и то-то добавить», — я отношусь к этому спокойно. Гимн соответствует заявленным критериям, он утверждён. А сегодня он уже живёт своей самостоятельной жизнью.
Как-то в КСРК, на мероприятии, где чествовали ветеранов Великой Отечественной войны, к Александру Яковлевичу Неумывакину подошёл один незрячий ветеран и сказал: «Александр Яковлевич! Можно я спою вам гимн Всероссийского общества слепых?» И он от начала до конца исполнил гимн а капелла — своим голосом. Он пел его с такой любовью! Я стоял в стороне, слушал это и был по-настоящему тронут. Разумеется, я не стал подходить, чтобы сказать, что я автор текста. Мне это было не нужно. Такое искреннее исполнение — оно дорогого стоит. Когда твоё произведение живёт и помогает людям, радует их, настраивает на правильный путь, для меня это дороже всяких похвал, поощрений, вознаграждений.
— Мало написать гимн. Нужно его ещё и записать в студии. Валерий Михайлович участвовал в записи?
— Да, и очень активно. Подключил, как говорится, свой административный ресурс — и запись проходила в итоге на 5-й студии телеканала «Культура» — той самой, где были записаны гимн Советского Союза и гимн России.
Более того, запись осуществлял Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации и хор Академического музыкального колледжа при Московской государственной консерватории имени Чайковского. За всё это спасибо Халилову.
— Композитор пишет так называемый клавир, но не всегда пишет аранжировку. Как было в случае с гимном ВОС?
— Блестящую аранжировку для гимна ВОС написал брат Валерия Михайловича Александр Халилов, который является одним из лучших отечественных аранжировщиков-духовиков. Таким образом, в создании произведения приняли участие оба брата, каждый — в своей ипостаси.
— Сергей Егорович, а вы присутствовали на записи?
— Да. Потрясающая обстановка, потрясающий зал. Записали с духовым оркестром и хором, записали с одним духовым оркестром, без хорового сопровождения, с тем, чтобы была фонограмма. Кроме того, на основе гимна были созданы и записаны фанфары для торжественных мероприятий. Мы об этом даже не просили; этого не было в условиях договора. Валерий Михайлович сам пошёл навстречу и подсказал: «Надо это сделать!»
Человек душевный, любящий своё дело, он проявил чуткость к нашей организации, к инвалидам по зрению и сделал максимум из того, что можно было сделать в тех условиях.
— Какие ещё человеческие качества Валерия Михайловича вам запомнились?
— Расскажу о его рабочем кабинете. Самая скромная обстановка, без всяких изысков, но на стене множество фотографий людей, с которыми он общался и сотрудничал: целая галерея артистов, политических деятелей, известных не только всенародно, но и всемирно. В первый раз я просто ахнул: этого человека знает вся страна, знает весь мир — и при этом он настолько скромен и прост! Он мне так запросто: «Чай будешь?»
Ещё он очень следил за своей спортивной формой. Спрашивает меня: «Ты подтягиваешься?» — «Не всегда». — «А бегаешь?» — «Не всегда». — «А я вот бегаю каждое утро, гири тягаю. А как же иначе?»
Он был подтянутый, статный, элегантный — приятно было на него посмотреть. Настоящий генерал!
Что ещё восхищало в нём — он очень чутко поддерживал талантливых людей, особенно молодёжь. Как-то я подарил ему свой музыкальный альбом. «Хорошо, — говорит, — буду слушать в машине, потому что другого времени нет».
Через дня три звонит его пресс-секретарь: «Знаете, Валерию Михайловичу очень понравился один романс, он хочет с вами на эту тему переговорить».
Я позвонил ему. Он сразу перешёл к делу.
«Слушай, Сергей, а кто исполнитель романса “Зачем принёс мне эти розы”»?
Я отвечаю: «Диана Савельева. Поёт в мюзиклах «Нотр-Дам де Пари», «Иствикские ведьмы» и прочее…»
Он говорит: «Хочу познакомиться с ней для сотрудничества».
Я позвонил Диане. Она обрадовалась и удивилась: «Сам Халилов хочет меня видеть?»
Мы приехали к Халилову, и он предложил певице: «Я хочу, чтобы вы выступили на концерте, который состоится там-то и там-то. Также готов пригласить вас на гастроли, поскольку оценил ваш талант».
Это не единичный пример того, как он помогал добиться успеха талантливым людям. В этом человеке соединилось много прекрасных качеств. Его ценили и простые люди, и высокопоставленные, а он никогда не кичился ни заслугами, ни званиями.
— Как вы считаете, что помогло ему достичь таких высот в воинской службе и творчестве?
— Всё, чего он добился, — он добился исключительно своим трудом и своим талантом.
Его отец окончил военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории. То есть как бы складывалась династия. В 1961 году семья переехала в Москву, и он стал воспитанником Московской военно-музыкальной школы по классу кларнета. В 1975 году закончил военно-дирижёрский факультет при МГК им. П. И. Чайковского. Потом пошёл служить. Первое место службы — оркестр Пушкинского высшего военно-командного училища радиоэлектроники ПВО. Он был там дирижёром, и так организовал работу своего коллектива, что этот коллектив занял первое место на конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа. Халилова сразу заметили, дали ему высокую оценку как организатору и как талантливому человеку. Он был назначен преподавателем кафедры дирижирования на военно-дирижёрском факультете МГК, а в 1984 году переведён в Управление военно-оркестровой службы Вооружённых сил СССР. Там он дослужился до старшего офицера, а затем стал заместителем начальника военно-оркестровой службы.
Все эти этапы, повторюсь, он прошёл сам, без всякой протекции: только благодаря своему таланту и воле. Никогда не было такого, что я, мол, не хочу, не могу, не умею, приболел. Он никогда не перекладывал часть своей работы или ответственности на чьи-то плечи.
Закономерно, что в 2002 году он был назначен начальником Военно-оркестровой службы РФ, главным военным дирижёром России. Все оркестры Министерства обороны в его подчинении, все парады на Красной площади — его. А в 2016 году он стал руководителем Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени Александрова.
Были у него большие творческие планы, но, к сожалению, 25 декабря 2016 года, как вы знаете, произошла катастрофа. Самолёт, который направлялся в Сирию, разбился…
— Имя Валерия Михайловича следовало увековечить, и это было сделано…
— Да, его имя было присвоено Московскому военно-музыкальному училищу, где он учился. Это те ребята, которые на Красной площади открывают парад. Также оно было присвоено одной из улиц города Киржач Владимирской области, родные места Валерия Михайловича, и Тувинской государственной филармонии.
— Вы помните вашу последнюю встречу?
— Да. Я пришёл к нему в кабинет. Передал ему два своих стихотворных текста. Он сказал, что постарается обратить на них внимание. Краткий творческий разговор. Рабочая, техническая такая встреча.
Я и не подозревал, разумеется, что мы больше не увидимся. Думал, таких встреч будет ещё много. Помню, он похлопал меня по плечу и сказал: «Дерзай! Создавай нетленные произведения!» Засмеялся и пожал мне руку. И в глазах у него была такая... весёлая, если хотите, грусть…
Когда я узнал о той трагедии, я не сразу, конечно, поверил в то, что Халилова не стало. А когда понял, что его больше нет, я заплакал. И на одном дыхании написал это небольшое стихотворение:

Погиб великий музыкант,
Достойный сын страны от Бога.
Он настоящий был талант
И сделать мог ещё так много.
Всю жизнь свою он был в строю
И слыл бесстрашным генералом.
Он пал за Родину свою
С открытым сердцем и забралом.
Как нелегко в душе сдержать
И боль, и скорбь, и состраданье.
Пусть будет гимн его звучать
Всем нам во имя созиданья.

Вечная ему память. Дай Бог, чтобы всё у него было в том мире так, как он хочет. Ну а нам он оставил — и в назидание, и в созидание — прекрасный гимн. И добрую память о себе.
Спасибо этому замечательному, светлому человеку…

Дата публикации: 
среда, сентября 27, 2017
Автор публикации: 
Юрий Лунин
Категория публикации: 
Жизнь замечательных людей