БОТАНИЧЕСКИЙ САД МГУ ДРУГИМИ ГЛАЗАМИ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ
Анна Демидова
Кандидат биологических наук
БОТАНИЧЕСКИЙ САД МГУ ДРУГИМИ ГЛАЗАМИ: СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ
Из заснеженного дендрария здесь можно попасть в джунгли Амазонки, а оттуда — прямиком направиться в пустыни. Мы находимся в самом удивительном месте Москвы — Ботаническом саду Московского университета — старейшем ботаническом саду в нашей стране. Основанный в 1706 году Петром Первым, сад имеет долгую историю и уникальные коллекции растений.
Здесь мы, сотрудники сада, проводим самые разнообразные экскурсии. Это и детские праздники — знаменитые «Экспедиции в мир джунглей», и занятия для школьников, студентов, экскурсии обзорные, индивидуальные, тематические… Приезжают художники, музыканты, спортсмены, паломники… Сад открыт для посетителей круглый год.
В августе 2017 года у нас был открыт новый участок — «Сад пяти чувств». Это сезонная экспозиция создана при поддержке фонда «Со-единение». На шести деревянных столах были устроены грядки с ароматическими растениями с листьями разного размера и фактуры — мята, лаванда, шалфей… Именно эти растения мы впервые продемонстрировали не только людям с нарушениями зрения, но также и слепоглухим посетителям. Дети начинают считать на пальчиках те самые пять чувств: мы можем растения увидеть, прикоснуться к ним, понюхать, попробовать на вкус. А ещё? Можем их послушать! Закрываем глаза и слышим голоса, доносящиеся с расположенной неподалёку детской площадки, и шум деревьев. Дети исследуют растения и гордо заявляют, что лаванда пахнет… мылом или стиральным порошком. Как тут не улыбнуться?!
Я работаю в саду с 2014 года и с каждым годом провожу всё больше и больше специализированных экскурсий для посетителей с нарушениями зрения. Мне нередко задают вопрос: как и почему я стала работать с незрячими и слепоглухими людьми? Ботаникой я интересуюсь с пяти лет. Однажды сильно заболела, лежала с высокой температурой. Вызвали врача, и мне определили диагноз «эпидемический паротит». От таких страшных слов мне стало ещё хуже.
Родители, чтобы как-то отвлечь меня, купили большую куклу, Лиду, в голубом платье. Она показалась мне бездушным куском пластмассы. Потом принесли какие-то конфеты, а вечером папа показал мне новую книгу. Это был «Школьный атлас-определитель растений». Меня ничего не радовало… И тогда папа забрал книгу себе. Через некоторое время вернулся со словами: «В этой книге есть ключ!» Как? Какой ключ?! Это был ключ для определения растений. Это поразило меня до глубины души. День за днём я стала перерисовывать растения из книги в обычную тетрадь в клеточку. Это было лучшим лекарством.
Когда я поправилась, стала искать и сравнивать со своим самодельным «определителем» все растения, которые находила в окрестностях родного города. Мы с папой даже несколько раз плавали в экспедиции на катере на другую сторону Галичского озера. Там впервые нашли на песке очиток. Мне кажется, я всегда интересовалась биологией, да и живём мы среди лесов. Интерес к офтальмологии возник чуть позже. Из школьного учебника анатомии перерисовала сердце. Но «мотор» — он и есть мотор. А вот строение человеческого глаза восхитило меня: здесь всё так сложно устроено — радужка, хрусталик, сетчатка… Мне казалось, что в нашем городе есть только один незрячий человек. Это был высокий мужчина, выше забора, иногда он проходил в чёрном плаще, с белой тростью в руке. И была рядом с нашим домом организация общества слепых, разместившаяся в старой церкви. Я побаивалась этого места, о нём ничего не было известно. В дальнейшем читала разные книги по офтальмологии. А когда училась в МГУ, параллельно выборочно посещала лекции в медицинском университете. Мне разрешали.
В годы аспирантуры чуть было не перешла на биохимию, чтобы изучать белки-кристаллины, входящие в состав хрусталика глаза. Но диссертация по ботанике была почти готова, и заведующая аспирантурой сказала: «Защитись, а потом занимайся чем хочешь». Так получилось, что сейчас я занимаюсь и ботаникой, и работой с незрячими людьми. И в геоботанике, и в общении с невидящими людьми важна описательная работа. А откуда возникает познавательный интерес — это необъяснимо: он либо есть, либо его нет. Интерес к офтальмологии, к тифлопедагогике — давний — сохраняется и по сей день. У меня довольно много знакомых — невидящих полностью или частично: кого-то я сопровождала по городу, кого-то обучала вязанию, с другими мы смотрели растения в саду…
Дальше — череда совпадений или линия жизни? Зимой 2017 года я пошла на курсы, посвящённые особенностям сопровождения слепоглухих людей, но не знала, что их организатор — фонд поддержки слепоглухих людей «Со-единение». Когда прошла практику, сдала все зачёты и получила удостоверение, через пару месяцев в нашем саду открыли новую экспозицию — «Сад пяти чувств», спонсором которой также выступил этот фонд. Посетила все доступные мастер-классы и лекции по тифлокомментированию, специализированные тактильные сады для незрячих людей в других странах. Моя идея и мечта как экскурсовода — чтобы тактильная экспозиция была круглогодичной, а не сезонной. А может — чтобы был создан отдельный специализированный сад. Ведь мечты сбываются?
27 января 2018 года мы провели первую экскурсию на дактиле, для людей с одновременным нарушением слуха и зрения, из дома слепоглухих в Пучково. И если стандартная экскурсия для зрячеслышащих посетителей обычно продолжается час или чуть больше, то для незрячих, слабовидящих и слепоглухих посетителей — около полутора или даже двух часов. Это происходит по ряду причин: требуется больше времени на словесные описания и комментарии, на дактильный перевод и, конечно, на тактильный осмотр растений.
Специальные экскурсии мы проводим в тесном сотрудничестве с кураторами отделений, подбираем растения для показа. Растения в саду строго неприкосновенны, и тактильный осмотр возможен только с экскурсоводом (кроме «Сада пяти чувств»). Считается, что тактильный осмотр «заразителен», что и другие посетители, видя наши группы, тоже будут трогать растения руками. Но в моей практике таких случаев не было. Наоборот, люди с пониманием относятся к этим требованиям — и сотрудники, и посетители. Охранники любезно открывают нам двери, и даже, когда нужно, один за другим «выдают» небольшие горшочки с растениями для показа.
В отделении суккулентов ставим специальный маленький столик с растениями. На экскурсиях показываем и кактусы, и стапелии, и орхидеи, и даже хищные растения. Часть экспонатов приношу из своих личных коллекций. Весной выбираю что-то цветущее на улице. Я не раскрою вам всех секретов по одной причине: лучше прийти в сад и всё посмотреть самому!
Площадь сада небольшая, всего шесть гектаров, но конфигурация дорожек довольно сложная. Для самостоятельного осмотра мы рекомендуем тактильный «Сад пяти чувств». Его пространственная организация проста и доступна для всех — для зрячеслышащих детей и взрослых, для людей на инвалидных колясках, для посетителей с нарушениями зрения и слуха. Но всё-таки и для этого участка я сделала тактильную схему. Растения размещены в разном порядке. Поэтому и детям, и взрослым бывает любопытно поискать как давно знакомые, так и новые для них виды.
Брайлевской маркировки в саду нет. Тактильные карты-схемы и планы я изготовляю вручную. Затем их тестируют мои невидящие знакомые, и если одобряют, то дальше я смело использую эти пособия на специальных экскурсиях.
В марте 2017 года я начала вести группу в социальной сети «Вконтакте». Она называется «Магия джунглей» (https://vk.com/jungle_magic). Все материалы, находящиеся там, по возможности стараюсь адаптировать для незрячих и слабовидящих пользователей. Было много отзывов, когда я начала пояснять изображения на фотографиях. «Очень хорошо, что ты картинки подписываешь, описываешь, что на них! Веет позитивом…», «…у тебя я такое в первый раз вижу, чтоб картинки описывали». Участники отметили «ненавязчивость комментирования и при этом полноту описаний». Кто-то любит новости из жизни сада, другие предпочитают «детские истории». Соцсети доступны для незрячих и слабовидящих пользователей, поэтому я получаю и комментарии, обратную связь.
Как же организовать экскурсию? Группы, как правило, формируют сами организации, которые хотят показать наш сад своим подопечным. Мы выбираем дату и время, согласовываем расписание и начинаем подготовку к специализированной экскурсии. Чаще всего такие экскурсии мы проводим на благотворительной основе, по письму. Конечно, любые желающие могут сами собрать свою группу и заказать экскурсию, это важно сделать заранее, хотя бы за одну-две недели до предполагаемой даты. Для проведения специализированных экскурсий важно не формировать большие группы. Из опыта работы могу сказать, что оптимальной по числу участников является группа из 6 — 8 человек, включая сопровождающих. Только в таком случае есть возможность показать растения индивидуально каждому участнику. Кроме того, дорожки в некоторых участках оранжерей узкие, а для слабовидящих людей важен хороший обзор и возможность изучения растений с разных ракурсов. Нюансов очень много. После экскурсий я обычно записываю все наблюдения, по свежей памяти, чтобы учитывать их в будущем. Важно и время проведения экскурсий. Кому-то нужен дневной свет, кто-то лучше видит растения при искусственном освещении, а с маленькими детьми мы иногда «калибруем» нашу радугу — сначала проверяем оттенки. Например, тёмно-зелёные листья монстеры могут казаться синими, а ствол банана — жёлтым вместо светло-зелёного. Людям с цветовыми нарушениями зрения важно описывать оттенки красок. Иногда я вспоминаю тропический лес во Вьетнаме, где можно насчитать сотни видов деревьев. Представляете себе, сколько там оттенков зелёного?! Как их описать? С чем сравнить? С палитрой художника, разделённой на пазлы?
К нам приезжали группы из региональных организаций Всероссийского общества слепых, я проводила экскурсию для слушателей курсов института «РЕАКОМП». После личных переговоров с директором московского интерната для незрячих детей Иваном Владимировичем Вишнивецким к нам стали приезжать учащиеся этой школы. В декабре 2017 года я провела экскурсию для экспертов по оценке доступной среды: наш сад посетили специалисты из Италии, Японии, Израиля, Казахстана, Словакии, Беларуси. Сейчас начали сотрудничество с Домом слепоглухих в Пучково.
Обычно я стараюсь показать всё многообразие наших коллекций в виде обзорной экскурсии. О растениях даю наиболее интересную информацию, для школьников ещё и иллюстрирующую курс ботаники. Говорим и о свойствах растений, их применении в медицине, в жизни людей. В тёплое время года мы больше времени проводим на улице — смотрим деревья и кустарники в дендрарии, некоторые приятно пахнущие и ярко цветущие растения. В конце апреля, когда в массе цветут первоцветы, в воздухе чувствуется медовый аромат, повсюду летают шмели и пчёлы. Однажды мы со школьниками из первого интерната для незрячих детей смотрели цветок сакуры. Конечно, лепестки сразу опали у нас в руках, но всё же мы почувствовали его неуловимую красоту…
В оранжереях также можно посмотреть множество растений. В тропиках это, как правило, крупные экземпляры, с плотными листьями — фикусы, панданусы, монстера, кофе, ананасы. Иногда прямо во время экскурсий сотрудники преподносят нам «сюрпризы». Однажды принесли большой срезанный лист банана. Его ложный ствол кажется резиновым. А ещё был случай: подстригали финиковую пальму и оставили нам её огромный перистый лист, незрячие дети имели возможность посмотреть его на всём протяжении. Сколько было восторгов! Ещё заметила маленькую хитрость: если срезанный объект детям понравился, они сразу спрашивают: «А вы нам этот цветок орхидеи подарите?», «Можно мы возьмём кувшинчик непентеса с собой?» Да, я всегда дарю им что-то на память, ведь когда-то и сама долго хранила свой первый школьный гербарий и букетик сухоцветов, привезённый из первой поездки в ботанический сад.
фото Анны Демидовой