Лето в мае, или Белорусский тандем-тур
Андрей Гостев ("Школьный вестник" №6 за 2018 год)
ЛЕТО В МАЕ, ИЛИ БЕЛОРУССКИЙ ТАНДЕМ-ТУР
После прошлогоднего весеннего путешествия на тандемах по Калининградской области нас не оставляла мысль поискать какой-нибудь интересный и тёплый регион для первого велопохода. Тем более что предыдущий летний сезон в Санкт-Петербурге был очень прохладным и дождливым, можно сказать, что лета и вовсе не было. На практике тандемщики клуба «Масштаб плюс» убедились в том, что качество тандем-путешествия напрямую зависит от качества дорожного покрытия. На хорошей дороге и тандемом управлять легче, и колёса под велорюкзаком не сильно страдают. И вот наши взгляды устремились в географический центр Европы, а он, как выяснилось, по мнению некоторых учёных, находится в Белоруссии. Вот все карты и сошлись! А главное, как нам рассказывали многие путешественники, в Белоруссии дороги очень хорошие.
Это путешествие мы начали планировать ещё в конце прошлого года. В тандемном деле одного желания прокатиться мало, главное — это пилоты, иначе тандем попросту никуда не поедет. Именно поэтому необходимо найти надёжных и опытных пилотов-профессионалов, знакомых со специфическими потребностями незрячих велосипедистов. По счастливой случайности в этом году нам помог лидер клуба «Самокат» Сергей Смирнов. Он уже много лет поддерживает петербуржское тандем-движение и даже поднимался с нами в качестве волонтёра-фотографа на Эльбрус.
С помощью информационного ресурса «Клуба путешествий» (https://www.vpoxod.ru/route/belorussiya) был намечен интересный маршрут. Но реальность внесла свои коррективы. На момент, когда вопрос с укомплектованностью команды был решён, железнодорожных билетов в кассе не было — закончились. Что делать? В срочном порядке разрабатывается маршрут альтернативного велопохода по Псковской области. Но там и дороги не очень хорошие, и прогноз погоды не внушает оптимизма. И тут случилось невероятное: к одному из поездов прицепляют дополнительный вагон и интернет-мониторинг позволяет нам отреагировать молниеносно и приобрести железнодорожные билеты.
Важно отметить, что в России при транспортировке тандемов необходимо приобретать специальный велосипедный билет, а в Республике Беларусь тандем путешествует по железной дороге по отдельному билету, за 100% от стоимости проезда пассажира. Зато, знаем по опыту, это сильно облегчает общение с проводниками и пассажирами. Желательно распечатать билеты, заблаговременно подъехать к своему вагону, ведь тандем надо разобрать на части: рама отдельно, колёса отдельно, сёдла с подседельными штырями снимаются, руль пилота поворачивается параллельно раме, педали также свинчиваются. Всё это упаковывается в специальный велочехол или просто в полиэтилен. Выглядит багаж внушительно и некоторых пассажиров пугает. Но удивительным образом всё это, плюс велорюкзак легко размещаются на третьей багажной полке. Тут важно приобрести правильные билеты, то есть желательно на один тандем — одну верхнюю полку. На боковых полках тандем не помещается, и в современных вагонах со стороны коридора есть заглушки, и это затрудняет размещение тандема. Все эти тонкости лучше предусмотреть заранее, чтобы не испытывать прочность своей нервной системы при посадке в вагон.
Для того чтобы железнодорожные билеты не съели весь бюджет нашей поездки, был разработан непростой, но реальный маршрут с несколькими пересадками. Из Санкт-Петербурга мы доехали в поезде до Невеля, затем собрали тандемы, проехали тридцать километров, пересекли государственную границу и на станции Езерище после завтрака, приготовленного на горелке, сели в электричку до Витебска. Сэкономили не только деньги, но и время небольшого майского отпуска. Когда Сергей Смирнов знакомился с маршрутом, у него даже сложилось впечатление что наш велопоход пройдёт на электричках. Он удивился и спросил: «А когда мы на тандемах-то кататься будем?»
Все тандемщики — Сергей Шарапов, Олеся Токунова, Сергей Смирнов и Андрей Гостев в одно время оказались рано утром в Невеле. Первый этап нашего маршрута закончен! Но тут начинаются неожиданности: сначала холодный ветер, потом поселковая дорога, как после бомбёжки, голые деревья, серая земля. Затем выбираемся на федеральную трассу, по-европейски ровную и гладкую. Настроение улучшается, выглядывает солнышко, и деревья покрываются зелёной дымкой, становится видна пробивающаяся зелёная трава, и даже цветочки вроде попадаются. И птицы всё громче и громче щебечут.
На первой белорусской станции нас встречает небольшой чистый и уютный вокзал с подстриженным газоном и цветочными клумбами. Отмечаем важный элемент доступной среды в виде грамотного пандуса на пути к железнодорожной кассе. На солнце всё теплее и теплее, и от этого всё радостнее и радостнее. Приобретаем билеты, в том числе и велосипедные. На каждый тандем один билет, хотя некоторые билетёрши имеют своё личное мнение на этот счёт. В белорусских электричках велосипеды можно провозить только в тамбуре. Поэтому для тандема подходят только первый или последний вагон, так как специальных мест для велосипедов нет. Тандем можно занести в салон вагона и поместить его перпендикулярно сиденьям, руль стокера повернуть параллельно проходу, тогда он не мешает пассажирам, а ещё лучше тандем зафиксировать, чтобы он случайно не упал. Таким образом, один тандем в начале вагона, а другой в конце. Поэтому критическая масса тандемов на один поезд — три и никак не больше.
В Белоруссии все платформы низкие, поэтому экипаж должен отработать быструю посадку и слаженную работу. Желательно, чтобы у велорюкзака были лямки, тогда пилот вешает его на спину и заносит его и переднюю часть тандема в поезд, а стокер с нарушением зрения помогает ему, приподнимая заднюю часть тандема, а затем поднимается наверх по ступенькам в электричку.
Во время велопутешествий наша команда пользуется мобильным приложением Maps.me. При наличии POWER BANK телефон подзаряжается и работает на протяжении всего похода. Телефон можно также «заправить» во время посещения кафе. Для нас неожиданно, что в начале мая здесь по-нашему уже лето. Вот именно за этими ощущениями мы сюда и приехали. Как хорошо, когда греет солнце и буйство свежей зелени вокруг!
В Белоруссии надо помнить о том, что на велосипедах по проезжей части ехать запрещено и за это нарушение взымается штраф. На тандемах скакать через поребрики не очень приятно, и пилоты вынуждены показывать чудеса виртуозного маневрирования. Однако как нам потом подсказали велосипедисты, что если двигаться в организованной колонне, то можно и по проезжей части, но желательно не в крупных городах.
И вот мы обращаемся к нашему мобильному приложению за рекомендацией, какие достопримечательности нам надо обязательно увидеть в Витебске. Долгожданный велопроменад по набережной и осмотр великолепного Успенского собора, который стоит на высокой горе. Город очень чистый, приветливый и с интересной архитектурой. Заглядываем в Музей трамваев, тем более что и в нашем городе к трамваям относятся очень уважительно. Приятное катание по городу приводит нас в парк на берегу реки Витьба. Тут — шок от того, как обустроена территория парка. Есть чему удивляться: прекрасная, качественная велодорожка с мостиками через реку и грамотно устроенной инфраструктурой. Мы даже позавидовали жителям Витебска. Вот бы и у нас организовали такие же веломаршруты!
Перед ночным поездом заруливаем в супермаркет, где приятно удивляют цены и изобилие товаров.
И снова в путь — на поезде в Барановичи, основной железнодорожный узел Белоруссии. Затем тандем-парад по городу в поисках обменника денег. Этот промышленный город не оставил ярких впечатлений.
На заднем колесе одного тандема начали вылетать спицы, и это заставило нас сильно поволноваться. В очередной электричке мы отремонтировали колесо, надеясь, что в дальнейшем запасные спицы больше не понадобятся. Теперь будем внимательнее при распределении груза, на тандемах его надо распределять по длине всей рамы. Для этого можно использовать подрамные сумки и сумки для руля. А ещё у нас есть своё ноу-хау — «домик под рулём», это когда палатка фиксируется с помощью экспандеров на руле стокера.
Основной этап нашего тандем-тура начался в Ивацевичах. Низкий автомобильный трафик, внимательные и вежливые водители. Тёплый ветерок и свежий воздух, щебет птиц, зелёные поля и леса, запахи цветущих яблонь и слив, потом и черёмухи, а под конец путешествия и сирени, которая у нас зацветает только в конце мая, — вот ради этих красок жизни городские жители и стремятся на природу.
Достопримечательности южной Белоруссии очень разнообразны и интересны, тем более что эта территория до войны принадлежала Польше, что, конечно же, отразилось в архитектуре. Здесь мирно уживаются православные соборы и католические костёлы. Замки и дворцы как бы вписаны в окружающий пейзаж. Причём некоторые исторические объекты датируются XII — XIII веками. Стало даже жарко, вода в озёрах прогрелась, и в конце апреля нам удалось открыть купальный сезон.
Много приятных и незабываемых впечатлений мы получили от общения с доброжелательными местными жителями. Они охотно рассказывают историю своего поселения, разрешают набрать воды из колодца. Так, в Ружанах, выезжая из замка Сапегов, знакомимся с группой женщин на велосипедах, которая путешествует здесь с Минским велоклубом. Наша предполагаемая стоянка находится на том же озере, что и у велосипедисток, и мы размещаемся рядом. Интересное общение, обмен опытом и туристскими историями — всё это обогащает новыми впечатлениями и повышает настроение. Здесь на стоянке мы знакомимся с активистом белорусского туризма Юрием Цыганчуком. Тут же мы делимся спортивным и туристическим опытом с преподавателем Минской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей. По ходу выясняем, что велотуризма на тандемах в Белоруссии нет, поэтому наши пилоты проводят мастер-класс. Наконец, Виктор Кульпин играет на дуде — национальном белорусском инструменте, похожем на шотландскую волынку. И увлекает историей этого музыкального инструмента, которая напрямую связана с мифологией и обрядовыми традициями славян.
Покоряет отношение белорусов к своей родной земле. На протяжении всего нашего путешествия видим, что все поля обработаны, леса ухожены, заборы покрашены, а дома в порядке. Почти в каждом поселении на юге Белоруссии установлены поклонные кресты, которые на Пасху празднично убраны. В общем, в экологическом плане охарактеризуем Беларусь как страну, где стремятся к чистоте и порядку. Даже в небольших деревнях установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. На маршруте замечаем, что в стране развиваются альтернативные источники энергии. Ветряки расположены повсеместно, и их очень много.
Посещаем усадебный комплекс Жерно. Когда-то здесь размещалась школа, теперь она переведена в современное здание. Несколько лет назад усадьбу приобрёл один бизнесмен, он планировал сделать здесь туристический комплекс с музеем этнографии. Начал восстанавливать дом, но произошла автокатастрофа… Все работы остановились. За усадьбой присматривает пожилая женщина Валентина Николаевна, бывший директор школы. Она с любовью показала нам этнографическую коллекцию, которую сама собирала последние несколько лет. В этом народном музее мы живо почувствовали историю белорусского народа, его традиции. Тем более что нам разрешили многие экспонаты потрогать.
И вот снова мобильное приложение помогает нам преобразовать маршрут таким образом, чтобы избежать «жёсткий грейдер», по которому тандем очень плохо и идёт и едет. В этот момент у нас с Сергеем Смирновым возникла полемика о манёвренности велосипеда, который способен преодолевать почти любое бездорожье, и неповоротливости тандема, который в этом трудном месте обязательно завязнет. В результате пришли к общему мнению, что тандемный и велосипедный туризм — это отдельные самостоятельные направления.
Наш белорусский тур, как и следовало ожидать, подтвердил общую закономерность первых в сезоне велопоходов, а именно: вначале приветствуются равнинные рельефы с небольшими горочками; ходовой день с посещением достопримечательностей рассчитывается из расчёта скорости в 10 километров в час. Тогда и силы будут сохранены и достопримечательности осмотрены.
Нам в который раз крупно повезло. Началась гроза, но она задела нас совсем немного, и стихию мы переждали под крышей автобусной остановки. И снова наш мобильный помощник помог скорректировать маршрут и выбрать оптимальное место для ночлега. Добравшись до вокзала, мы «подбросились» до зелёной зоны на электричке и в свете фонарей ночью разбили лагерь. Что позволило и выспаться, и начать утром ходовой день в оптимальном месте. Нас ждал уютный и симпатичный город Лида, где, судя по баннеру при въезде в город, на котором изображены три велотуриста, хорошо относятся к велосипедистам. В Лиде мы посетили очень интересный замок. Кстати, вход в музеи для льготных категорий граждан с сопровождающими бесплатный.
Далее мы отправляемся в Новогрудок. Начинаются горочки, скатываться с них приятно. А вот подъёмы изматывают, особенно когда температура воздуха стремится к тридцати градусам. А у нас и летом-то таких температур не бывает! Форсируем Неман. Ночуем в поле, на краю лесного заповедника. И снова пение лесных и полевых птиц. В лесу, как белое покрывало, цветут первоцветы. Эпический закат.
Крутя педали по белорусским дорогам, Сергей Смирнов — создатель музея старинных велосипедов у себя на даче — пришёл к выводу, что велосипедизация в Белоруссии достаточно развита и имеет долгую историю. Он поделился своими наблюдениями: по одной стороне дороги едет бабушка на велосипеде марки «Аист» производства 1956 года, а навстречу ей катит бабушка на «Риге» 1959 года. Обе бабушки одеты в платья, а на голове платочки.
Близ селения Турец мы заезжаем на озеро, сделать небольшой привал и пообедать. К нам подходит дедушка и начинает рассказывать об истории этих мест. Выясняется, что Василий Павлович плохо видит и работает здесь смотрителем-обходчиком при здешнем рыбном хозяйстве. Как было интересно услышать его простую жизненную философию, мысли об отношении к жизни и людям... Он хорошо ориентировался и провёл нас к возрождённым источникам с родниковой водой.
Самое яркое впечатление оставило посещение замков в городах Мир и Несвиж. Когда будете в Белоруссии, обязательно их посетите.
Постепенно приближаясь к Минской области, всё чаще и чаще встречаем мемориалы и памятники Великой Отечественной войны. Как важно хранить память об ужасах войны и о нашей общей Победе и истории! Так, в селе Городеи находится мемориал — захоронение почти 1 200 местных жителей, которых расстреляли фашисты.
В финале пятого ходового дня, после ночёвки в лесу, мы начинаем потихоньку собираться домой. Напоследок покатались по Минску. Красота! Приятные впечатления о столице Белоруссии только усилились. Ребята сделали классную фотооткрытку на площади Независимости у памятника-фонтана «Журавли». Перед отъездом возникло то чувство, когда и расставаться тяжело, но и домой тянет.
И снова разбор тандемов и в поезд, «доброска» до Езерища. Удивительные иногда встречаются попутчики в поезде. Так, предприниматель из Карелии поделился с нами финским методом сушки сена в дождливую погоду. А у нас есть общий друг фермер, который в прошлое дождливое лето испытывал значительные трудности при заготовке сена. И друг с другом в поезде есть время поговорить. Выяснилось, что мой дедушка и дед Сергея Смирнова были участниками Таллиннского перехода в 1941 году и сейчас есть специальный информационный ресурс, где можно найти много информации об этом событии.
Прошли границу легко, без досмотра, и отправились перед ночным поездом на озеро Завережье встречать закат. Красота там необыкновенная, но оказалось, что и клещей там немало. Поэтому на природе нельзя расслабляться. В сумерках, в свете фонарей и проблесковых маячков завершался наш «Беларусь тандем-тур».
Выводы и рекомендации.
В Белоруссии на тандемах ездить можно в любое время.
Маршрут лучше распределять по 50 — 80 км в день.
Всегда необходимо иметь запас воды, карманный перекус и ремнабор, хотя магазины работают хорошо.
Чтобы не обгореть на солнце, берите с собой защитный крем и соответствующую одежду.
Старайтесь выбирать асфальтированные дороги местного значения, движение автотранспорта на них не такое интенсивное, как на автомагистралях. Избегайте грейдеров и просёлочных песчаных дорог. На них с тандемами приходиться ходить пешком.
400 км для первого велопохода вполне достаточно, если у вас есть начальная подготовка.
Для вещей лучше выбирать велорюкзак «штаны» и подрамные сумки. Допустим небольшой рюкзак на спину.
В этом мае было по-летнему жарко, но тёплую одежду и спальники надо брать обязательно.