Экскурсия к Парфенону
Анатолий Майданов ("Школьный вестник" №11 за 2002 год)
ЭКСКУРСИЯ К ПАРФЕНОНУ
Не знаю, смогу ли я когда-нибудь приехать в Грецию, в Афины, чтобы там подняться на высокий скалистый холм Акрополь и увидеть Парфенон — шедевр древнегреческой архитектуры, храм богини Афины. Боюсь, что если даже это и удастся сделать, то от общения с этим шедевром у меня скорее всего останется не ощущение восторга, а, напротив, возникнет тяжёлое, гнетущее чувство огорчения. А каким другим может быть впечатление от древнего памятника, который предстаёт перед вами в виде жалких, изуродованных развалин? И это чувство станет ещё более тягостным, когда узнаешь страшную историю его разрушения, один из чудовищных примеров человеческого варварства.
Нет, чтобы познакомиться с этим чудом архитектуры, лучше пойти по другому пути, стремясь не соприкасаться с руинами.
Впервые мне рассказали о Парфеноне приятели-студенты, с которыми я много лет назад пришел в Музей изобразительных искусств имени Пушкина на улице Волхонке в Москве. Там под стеклянным колпаком стоял макет этого храма. Я, будучи незрячим, не мог видеть этот макет, и внешний вид памятника описали мне друзья. Сформированный благодаря их рассказу образ храма с роскошной колоннадой произвёл на меня сильное впечатление, и у меня ещё тогда возникло желание когда-нибудь получить возможность тактильно, руками, воспринять подобный макет. Это желание теплилось во мне десятки лет, и вот наконец мне удалось организовать изготовление макета Парфенона, который теперь стал доступным не только для меня, но и для других незрячих, да и для зрячих тоже, поскольку и на них этот макет производит большое впечатление. Находится он в музее искусства, в Российской государственной библиотеке для слепых. Макет был любовно изготовлен группой специалистов во главе с членом Союза архитекторов России А. Я. Покрассом.
Восьмидесятилетний мастер с большим увлечением взялся за изготовление этого макета. С одной стороны, ему был интересен сам объект со всеми его красотами, а с другой — мастеру очень хотелось сделать доступным для незрячих облик великого произведения архитектуры. Анатолий Яковлевич настолько загорелся этим намерением, что выполнил даже больше, чем его просили. Так, он воспроизвёл не только внешний вид храма, но и его интерьер: стоит снять крышу, и вашему восприятию доступно внутреннее устройство здания. А кроме того, талантливый мастер сделал со своими помощниками ещё один смелый шаг — он отобразил рельефно на фронтонах сложные скульптурные композиции.
И вот теперь можно совершать экскурсии к Парфенону, не спеша знакомиться с его внешним и внутренним видом, а записанный на аудиокассету текст расскажет славную и в то же время трагическую историю великого творения древнегреческого гения.
Парфенон строился в течение 15 лет — с 447 по 432 г. до н. э. Этим сооружением была ознаменована победа древних греков над персами, вторгшимися в Элладу. Посвящен храм богине — покровительнице города — Афине Парфенос, т. е. деве Афине, откуда и происходит название храма. Строителями здания были архитекторы Иктим и Калликрат. Общее руководство строительством осуществлял великий скульптор Фидий. Именно он изготовил главный элемент всей композиции — сделанную из золота и слоновой кости статую Афины, с которой, как с исходной точкой, соотнесено всё строение.
Чтобы получить первое общее представление о храме, обратимся к макету. Он выполнен в масштабе 1:100, что, с одной стороны, позволило достаточно подробно отобразить в нём многие элементы оригинала, а с другой — сделать его достаточно удобным для тактильного осмотра. Незрячий несколькими движениями может сразу охватить весь макет и получить первоначальное общее представление о храме. Здание помещено на просторном основании — цоколе, или стилобате, который представляет собой площадку прямоугольной формы с тремя ступенями по краям. Длина реальной площадки — 69,5 м, ширина — 30,9 м, высота — 1,5 м. На этом цоколе стоит само здание храма, также прямоугольное, окружённое со всех сторон колоннами. На торцах колонны стоят в два ряда. Всего колонн 58. Здание, окруженное колоннадой, называется периптером. Парфенон — один из наиболее совершенных образцов периптерных построек. Высокие (10,4 м), стройные, слегка сужающиеся кверху колонны придают храму праздничный, нарядный, торжественный вид. Каждая колонна покрыта вертикальными желобками-каннелюрами, которые подчёркивают устремлённость колонн вверх, к капителям и к лежащему на них перекрытию — антаблементу. Несмотря на свою значительную высоту (3,29 м) он спокойно лежит на прочно стоящих колоннах. Колонны, капители, антаблемент храма относятся к дорическому стилю, или ордеру, который среди других ордеров античной архитектуры — ионического и коринфского — отличается особой строгостью, монументальностью, торжественностью.
Ордер представляет собой композицию, состоящую из колонны, капители и антаблемента. Для каждого ордера характерны свои пропорции этих элементов, их тип и облик. В дорическом ордере колонна стоит прямо на цоколе, т. е. у неё в отличие от других ордеров нет основания (базы). Капитель имеет простую форму — это круглая подушка с покрывающей её квадратной плитой. У коринфского ордера капитель более декоративна: она имеет форму перевёрнутого вниз колокола, который покрыт листьями растения аканта.
Чтобы незрячий смог получить чёткое представление об этих особенностях ордеров, в музее наряду с колоннами, имеющимися в макете Парфенона, отдельно представлены колонны в более крупном масштабе. Вот макет дорической колонны с антаблементом. Здесь вы можете особенно отчетливо воспринимать пальцами каннелюры — желобки с плавно округлой кривизной поверхности, разделяющей их острые рёбра, влекущую за собой устремлённость этих желобков и рёбер вверх, постепенное сужение колонны, её внушительную толщину (1,9 м в оригинале). На отдельно представленных макетах капителей вы видите скромность дорической капители, изящную нарядность ионической капители с кокетливыми спиралевидными завитками, живописность капители коринфской с розеткой крупных листьев.
Строгость дорического ордера, в котором выполнен Парфенон, сочетается с необычайным обилием и роскошью украшающей этот храм скульптурой. Это уже черта ионического ордера. Фигур так много, и они настолько высоко размещены в композиции храма, что вся колоннада со стенами выглядит как мощный пьедестал, на который вознесено множество скульптур. Полтора десятка лет понадобилось древним мастерам, чтобы создать это богатое убранство монументального здания. На макете вы можете воспринимать отображение скульптур, находящихся на фронтонах. На главном, восточном, фронтоне изображена сцена рождения Афины из головы Зевса, на западном — спор Афины с владыкой моря Посейдоном за обладание Аттикой — частью Греции, центром которой были Афины.
Все скульптуры невозможно отобразить на макете в масштабе 1:100, они были бы слишком мелкими и фактически невоспринимаемыми тактильно. Но чтобы всё же посетители музея получили сведения и об этих элементах храма, важно дополнить демонстрацию макета подробным и интересным рассказом о скульптурном декоре. А он помимо крупных скульптурных групп на фронтонах включает в себя горельефные фигуры, т. е. фигуры, выполненные в высоком рельефе, вырезанные в мраморных плитах — метопах, помещённых над колоннами. Метопы расположены по всему периметру здания, на каждой из них помещено по 2 — 3 и даже более фигуры, а всех метоп — 92. Так что количество этих фигур достигает 200 и каждая из них имеет высоту более одного метра. Такое большое число фигур позволило скульпторам отобразить сложные сюжеты. Фигуры на метопах западной стороны храма воспроизводят битву афинян с амазонками, на южной — схватку воинственного племени лапифов с кентаврами. На метопах восточной стороны воссозданы эпизоды борьбы богов с гигантами, а северной — сцены падения Трои.
Особой достопримечательностью храма, которая была позаимствована из ионического ордера, был его фриз — также тянувшийся по всему периметру здания, имевший длину в 160 метров пояс скульптур в низком рельефе, помещённый под самым потолком колоннады. Этот фриз знаменит тем, что он воспроизводит сцены главного праздника афинян — Панафиней, праздника в честь защитницы города Афины. Благодаря этому скульптурному поясу мы можем наглядно представить себе, как отмечали этот праздник эллины. На фризе воспроизведена процессия греков, направлявшаяся из города к храму, одни из участников которой ехали на колесницах, другие — верхом на конях, третьи шли пешком. Они вели с собой животных для принесения их в жертву богине, несли ей различные дары, украшения, фрукты, лепёшки, мед. А главным даром было расшитое узорами одеяние — пеплос. Поскольку статуя богини была огромной, то и пеплос был также велик. Его везли на специальной повозке в виде корабля, повесив на мачте, словно парус. Обойдя храм со всех сторон, шествие подходило к главному восточному входу — к двери высотой 10 м и шириной 5 м. Утром через эту дверь в храм проникали лучи солнца, и под их сиянием огнём вспыхивало золото статуи Афины, которое при этом ещё и отражалось в воде бассейна, находившегося в храме перед нею. Участники процессии приносили в жертву животных, которых сначала резали, а потом сжигали на каменном алтаре перед входом; вносили пеплос внутрь храма и помещали его здесь на хранение.
Описанного фриза нет не только на макете. Он не сохранился и на самом храме. Кроме фриза утрачено много других частей памятника. Причиной этого была его драматическая история. И здесь снова показ макета дополняется рассказом экскурсовода, описывающего эту историю.
С самого начала храм был возведён и долгое время существовал как культовое здание приверженцев языческой религии. Но после победы христианства он становится храмом этой новой религии и посвящается сначала Святой Софии (426 г. н. э.). Статую Афины увозят в Константинополь, где она погибла во время пожара. Здание подвергается перестройке. С восточной стороны пристраивается апсида алтаря, так что находившийся здесь главный вход закрывается и переносится на западную сторону, где в прежде глухой стене, отделявшей основное помещение храма от помещения сокровищницы, пробивается новый проход. В юго-западном углу храма возводится такое новшество для храмов, как колокольня. В 662 г. храм переосвящают, и теперь он становится храмом Богородицы — Девы Марии.
В XV веке Парфенон начинают преобразовывать мусульмане-турки. Они превращают его в мечеть.
Все эти преобразования однако лишь частично изменили Парфенон. Полная трагедия произошла с ним в 1687 г. во время войны Турции с Венецианской республикой. Когда венецианцы подошли к Афинам, турецкое войско решило укрыться на Акрополе, а свою главную военную ценность — порох — поместить в Парфеноне. Там же спрятались и турецкие военачальники, полагая, что венецианцы не будут стрелять из пушек по прославленному сооружению. Но командующий венецианской артиллерией граф Кенигсмарк приказал стрелять именно по Парфенону, чтобы вызвать взрыв больших запасов пороха. Стены храма успешно противостояли пушечным ядрам. Тогда Кенигсмарк распорядился стрелять таким образом, чтобы ядра пробили непрочную деревянную крышу и попали внутрь храма. Это удалось. Раскалённое ядро, легко пробив кровлю, попало внутрь здания, в гору пороха. Произошёл взрыв страшной силы. Над зданием поднялись огонь и пыль, тяжело содрогнулась земля, обломки мрамора полетели в разные стороны на сотни метров вплоть до лагеря венецианцев. Осаждающие бурно ликовали. Они видели, как были разрушены три из четырех сторон Парфенона, упало вниз более половины прославленного фриза, обрушилась крыша, рухнул антаблемент со скульптурами на метопах, упало много колонн, от восточной колоннады сохранилась только одна колонна. В один краткий миг здание превратилось в истерзанную, обожжённую руину. Начался пожар,, который продолжался всю ночь и следующий день. С западного фронтона рухнула колесница Посейдона, запряжённая четвёркой больших коней. Они увлекли за собой и другие фигуры. Всё это, низвергнувшись вниз, превратилось в порошок.
После того как осада была закончена, турки сдались, а венецианская армия ушла, началось разграбление разрушенного Парфенона. Местные жители растаскивали мраморные блоки и пережигали их на известь. В Афины стали приезжать путешественники из европейских стран и увозить части скульптур и другие элементы декора. В начале XIX века английский посол лорд Элгин увёз в Лондон львиную долю скульптурного убранства храма, в том числе большую часть фриза. Всё это было помещено в Британском музее. Варварство людей Нового времени уничтожило сокровище, созданное гением людей древности. Современный путешественник может увидеть на Акрополе лишь часть стен шедевра мировой архитектуры и некоторые повреждённые колонны.
Полное представление о храме дают его описания в книгах и воссозданные по этим описаниям рисунки. Становится понятным огромное значение, которое имеют макеты Парфенона, в частности макет, находящийся в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Очевидна и значимость макета, приобретённого Российской государственной библиотекой для слепых, поскольку именно благодаря этому незрячие, которым недоступны рисунки, могут сформировать представление об облике знаменитого храма.