Перейти к основному содержанию

Московские «Белые ночи»

Лариса Овцынова ("Школьный Вестник" №7 за 2018 год)

МОСКОВСКИЕ «БЕЛЫЕ НОЧИ»

«Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды…» Так начинается самая поэтичная и лиричная повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Не случайно писатель назвал свою повесть сентиментальным романом. В ней реальность становится похожей на фантазию. А фантазия, мечта — может ли она стать реальностью? Всё возможно в неверном, иллюзорном свете петербургских белых ночей. Самые счастливые моменты в жизни героя повести случаются белыми ночами, он встретил и полюбил чистую и прекрасную девушку Настеньку, такую же мечтательницу, как и он сам. Но его короткое счастье заканчивается с наступлением серого дождливого утра, он снова одинок. Но в его душе нет ни обиды на Настеньку, дождавшуюся своего любимого, ни разочарования. Ему сделали больно, но это лишь возвело его на такую душевную высоту, которая мало кому по силам. Он прощает свою возлюбленную и даже благословляет её. Финал повести печален, но не трагичен.
Недавно история о добром и наивном мечтателе обрела новую сценическую жизнь. Но обо всём по порядку. 7 июня 2018 года в Москве в рамках программы «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» состоялась премьера «спектакля с закрытыми глазами» «Белые ночи». Спектакль этот необычный. Он проходит в формате «театра с закрытыми глазами». Глаза, правда, можно не закрывать, в зале создаётся полная темнота. Зато пространство наполняется многочисленными звуками, запахами, благодаря чему ночь и становится «белой», то есть видимой, только иными средствами, отличными от привычных большинству — визуальных. Тактильные ощущения тоже имеют место, например, дождь идёт вполне реально.
Зрители оказываются в атмосфере Петербурга: его улочек, мостиков, каналов. Город, как и в повести, становится одним из участников событий. Главный герой здоровается с домами, и они ему отвечают. Видно, что они с ним старые знакомые. Дома делятся своими переживаниями и тревожатся о друге. Небольшой уютный зал усадьбы Струйских, что находится в центре Москвы, превратился в переплетение петербургских улочек со старинными фонарями. Пространство зрительного зала цепями разделено на небольшие сектора, и зрители, находившиеся внутри них, могли ощутить себя жильцами петербургских домов, которые наблюдают за происходящим. Цепи превратились в кованые ограждения, а проходы между домами стали улочками и мостиками, по которым всё время движутся актёры. Благодаря такой организации пространства, действие происходит вокруг зрителя, окружает его со всех сторон.
Спектакль очень насыщен движением, несмотря на полную темноту. На улицах стоят самые настоящие старинные фонари, и даже есть часовая башня с заплатами мха, который, помните, от любви становится зеленее. Улочки выполняют ещё одну важную роль. Они служат направляющими ориентирами для актёров. Не забудьте, действие происходит в полной темноте.
Зато в звуках и запахах недостатка нет. Они создают картину дневного городского шума и ночной тишины, которую подчёркивают мяуканье котов или собачий лай. При этом зрители вдыхают ночную свежесть каналов. А вот Матрёна варит свой «паршивый кофе и хороший обед», и воздух наполняется аппетитными ароматами. Материалы для создания обонятельных образов используются самые разные: это и натуральные запахи, и эфирные масла, и продукты парфюмерной фирмы «Деметр», которая создаёт необычные ароматы, например, запах земли или воды.
Звуковая палитра спектакля также очень насыщена. Для её реализации используются сложные современные технологии. По залу распределены шесть колонок, у каждой имеется своя звуковая дорожка. Благодаря этому звук может двигаться вместе с героями. Любым звуком можно управлять отдельно, что даёт много возможностей при подаче каждого. Звуковое пространство спектакля становится насыщенным и объёмным. На звукорежиссёра ложится трудная и ответственная работа по управлению этим сложным механизмом. Задействованы в буквальном смысле все пальцы рук и даже ноги. К этому, представьте, добавилась ещё роль и Матрёны, которую озвучивает именно звукорежиссёр. В спектакле три героя, но голосов в нём звучит гораздо больше. Все они — работа одного актёра Филиппа Хитрова. В некоторых случаях, правда, не обошлось без технической обработки звука.
Герои встретились ночью, когда «кончаются дела, должности и обязательства». Для него эти ночи были реальностью, в отличие от всех других ночей, где властвовала её величество «Фантазия». Ему показалось, что он обрёл наконец счастье, но почувствовать себя по-настоящему счастливым ему дано было только в эти короткие белые ночи. Для неё те же самые ночи стали чем-то призрачным. Они были наполнены противоречивыми переживаниями и окончились счастливой реальностью.
Ещё одной особенностью спектакля стало участие в нём незрячей актрисы. Роль Настеньки сыграла юная Яна Наместник. По словам режиссёра спектакля Екатерины Негруца, именно это смешение мира реальности и фантазии, ночи и дня натолкнуло её на решение поиграть в перевёртыши — поменять местами внешнее и внутреннее. В результате более земную, реалистично мыслящую героиню играет незрячая девушка, а мечтателя, оторванного от реальности зрячий актёр Егор Сальников. Режиссёр рассказывает, что очень интересно было погружаться в исследование самой субъективности реального и нереального. Реальность относительна в произведении Достоевского. Участие же незрячей актрисы вносит дополнительную ноту в этот относительный мир. Воображение может дорисовывать картину жизни незрячему человеку, но по причинам, от него не зависящим. Зрячий же человек по собственной воле может находиться в мире иллюзий. Для зрителей погружение в темноту и участие незрячей актрисы размывает границы между зрячестью и незрячестью, помогает понять и сблизить эти состояния.
Яна Наместник была среди зрителей спектакля «Вольке», первой ласточки проекта «Спектакли-невидимки». Позже в школе для незрячих детей, где учится Яна, появилась театральная студия — студия невидимого театра. Там под руководством Екатерины Негруца девочка активно занималась. Творческие люди не стоят на месте, и была создана лаборатория для введения незрячего актёра в спектакль «Вольке». Режиссёр выбрала Яну, и она сыграла в этом спектакле.
И вот теперь — «Белые ночи». Спектакль был поставлен всего за полтора месяца. Задачи перед актёрами и всей творческой командой стояли трудные. На Яну легла большая нагрузка, она ведь не профессиональная актриса. А её партнёру было трудно освоиться с темнотой, она не является для него привычным состоянием. Актёры досконально изучили конфигурацию пространства, где им предстояло не только ходить, но и бегать. Яна училась работать со своим телом. Профессионалы умеют использовать его для достижения определённого эмоционального состояния. Незрячему же человеку, тем более с рождения, труднее этого достигнуть. Также очень много внимания было уделено работе с речью. И режиссёр, и сама Яна, и все остальные участники активно искали новые методы для достижения поставленных целей. И всё получилось! Теперь главная задача юной актрисы — удерживаться в форме, в том числе и эмоциональной, регулярно играя в одном спектакле. Это, как ни странно может показаться, и профессионалам бывает нелегко. Однако, по словам режиссёра, Яна обладает многими данными, чтобы стать настоящей актрисой.
Спектакль «Белые ночи» — не первая работа в формате «театр с закрытыми глазами». Он является продолжением проекта «Спектакли-невидимки», хотя формально в него не входит. «Белые ночи» появились по инициативе благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Фонд создал программу «Особый взгляд» для поддержки людей с нарушением зрения.
На этот раз постановщики отказались от масок, которые на предыдущих спектаклях проекта должны были надевать на глаза зрячие люди, чтобы почувствовать, как воспринимает окружающий мир слепой человек и каков этот мир, если исключить визуальные впечатления. На спектакле в зале специальным образом была создана полная темнота.
Проект «Спектакли-невидимки» появился в 2014 году. Первым стал спектакль «Вольке», который был подарком для незрячих детей к Новому году. В то время команда «Невидимок» была пионером в этой области. Таких спектаклей раньше просто не было. Сначала планировалось создание аудиокниги для детей «Сказка всем». Руководитель программы «Особый взгляд» фонда «Искусство, наука и спорт» обратилась к Екатерине Негруца с просьбой о сотрудничестве. Но Екатерина — театральный режиссёр. В результате родился спектакль «Вольке». Первые показы проходили без масок и без создания темноты, потому что подразумевалось, что спектакль будут смотреть только незрячие дети. Шёл активный поиск средств, которые бы позволили сделать сценическую историю абсолютно понятной и эмоционально насыщенной для незрячего ребёнка, причём без всяких комментариев. Позже стало понятно, что спектакль интересен и слабовидящим людям, и зрячим. Тогда у создателей постановки возникла мысль, что зрячий может на время спектакля сравняться с незрячим и почувствовать, как тот воспринимает окружающий мир. Отсюда возникли сначала маски на глаза, и вот теперь — полная темнота.
В рамках проекта «Спектакли-невидимки» было поставлено ещё три спектакля: «Чучело», «Рождественская история» и «Всё началось со шторки для душа». В последний уже введён незрячий актёр. Он играет незрячего же героя. Поиск выразительных средств в спектаклях, где исключена визуальная составляющая, активно продолжался и продолжается.
Кроме показов в Москве «Белые ночи» ждут ещё гастроли в регионах. В Сочи же появятся свои «Белые ночи». Жемчужина Черноморского побережья выиграла грант на постановку спектакля. История петербургского мечтателя будет воссоздана в кукольном театре «Саквояж». Темнота будет, но незрячие актёры на сцене не появятся. Курирует сочинский спектакль и делится опытом Екатерина Негруца.
Московские «Белые ночи» закончились гимном душевной чистоте и благородству: «Ну, чтоб я помнил обиду мою… никогда… да будет чистым небо твоё… да будет безмятежной улыбка твоя… да будешь ты благословенна за минуту блаженства, которое ты подарила одинокому сердцу!»

Дата публикации: 
понедельник, сентября 10, 2018
Автор публикации: 
Лариса Овцынова