Мультисенсорный мастер-класс в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Наталья Кочеткова
Мария Сафонова
21 сентября в ГМИИ им. А.С. Пушкина в уютном итальянском дворике прошёл мультисенсорный мастер-класс «Предметный мир Японии эпохи Эдо». Данное мероприятие было включёно в программу Международного инклюзивного фестиваля «Как понимать музей».
Проводником в мир удивительного и загадочного стала Евгения Киселёва, начальник отдела инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина. Её рассказ начался с погружения нас в эпоху Эдо. Интересно было узнать, что с 1603 по 1868 годы Япония закрыла свои границы и торговые пути не только для иностранных государств, но и собственных граждан. Несмотря на полную, местами жестокую изоляцию за 263 года страна превратилась из небольшой деревушки в миллионный город с уникальной собственной культурой.
И литература и искусство нашли своё отражение в предметах быта каждого жителя эпохи Эдо. Какие же это были атрибуты? Данному вопросу Евгения уделила особое внимание. На столе перед нами лежало несколько экспонатов, которые можно было изучить тактильно. Мы их брали в руки, трогали, крутили, смотрели, нюхали и делились впечатлениями.
Отметим самые интересные из них:
- Веер Утиву — лёгкий воздушный атрибут беззаботной жизни. Ткань или бумагу натягивали на обруч небольшого размера, или закрепляли на деревянных палочках — получался веер. Для богатых делались эксклюзивные веера с каллиграфией и красивой росписью, также он был доступен и бедным слоям населения. Данный атрибут использовался также и в судействе сумо — самом известном спортивном состязании в Японии.
- Веер Сенсу. Веер, с которым знаком каждый из нас, оказывается был изобретён в Японии. Атрибут аристократии внешне он очень похож на европейский веер, однако отличительной чертой Сенсу были изображения рисунков, стихов и калиграфии, а закрывать лицо при дворе им было запрещено.
- Свиток. Представлял собой узкую полоску бумаги свёрнутую в трубку. Свитки были вертикальные и горизонтальные, читались справа налево. На них мы видим череду картинок сюжеты повестей, басен или исторических событий. Например, высмеивались типажи людей, сюжеты из жизни. Люди всех ремёсел рисовались в виде животных.
- Ширма. Небольшая подвижная перегородка, отделяющая часть комнаты. В Японии это главная форма работы с пространством. Ширмы изготавливались из разных материалов (ткани, дерево и др.), а также отличались по размерам.
Веер, свиток и ширма – три основные формы оформления интерьера эпохи Эдо. Так как территория Японии сейсмически активна и переживает частные землетрясения, поэтому концепция организации пространства – это концепция пустоты. В интерьере приветствовался минимализм, не было керамики и стекла.
Отсюда ещё вытекает один интересный атрибут эпохи Эдо — сумка Фуросике. Небольшой кусок ткани в который можно сложить пространство маленькой комнаты, изощрённо его завязав.
Евгения также рассказала нам и о чайной церемонии. Мы посмотрели и понюхали мачу (листки чайного дерева), домашние благовония. Участников мастер-класса заинтересовали листочки с необычным цветочным запахом. Это оказались почки лотоса. В эпоху Эдо это растение было главным лекарственным средством, им лечили практически любое заболевание.
Инклюзивные мероприятия, которые проводились с 17 по 23 сентября в рамках фестиваля – это не постоянная программа музея. Если зайти на сайт ГМИИ им. Пушкина, то в подразделе «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» можно ознакомиться с мероприятиями для каждой категории граждан с ограниченными возможностями, которые проводятся регулярно.
На этом мастер-классе присутствовало человек 10 - 12. Незрячих людей среди собравшихся, к большому нашему сожалению, не было, а хотелось поговорить именно с ними. Расспросить, понравился ли им формат мастер-класса, всё ли им было понятно, определялись ли передаваемые предметы на ощупь и тд.
Поговорив с куратором Евгенией после его окончания, мы узнали, что инвалиды по зрению не частые гости в музее. У них есть постоянные программы по основным экспозициям, но группы собираются редко, интереса проявляют мало. И попросила нас об этом написать на своих страничках и сайте. Донести до наших читателей, что музеи становятся доступнее для данной категории посетителей. Много различных программ, фестивалей и мастер-классов. И они с удовольствием ждут всех к себе!
Мария Сафонова
21 сентября в ГМИИ им. А.С. Пушкина в уютном итальянском дворике прошёл мультисенсорный мастер-класс «Предметный мир Японии эпохи Эдо». Данное мероприятие было включёно в программу Международного инклюзивного фестиваля «Как понимать музей».
Проводником в мир удивительного и загадочного стала Евгения Киселёва, начальник отдела инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина. Её рассказ начался с погружения нас в эпоху Эдо. Интересно было узнать, что с 1603 по 1868 годы Япония закрыла свои границы и торговые пути не только для иностранных государств, но и собственных граждан. Несмотря на полную, местами жестокую изоляцию за 263 года страна превратилась из небольшой деревушки в миллионный город с уникальной собственной культурой.
И литература и искусство нашли своё отражение в предметах быта каждого жителя эпохи Эдо. Какие же это были атрибуты? Данному вопросу Евгения уделила особое внимание. На столе перед нами лежало несколько экспонатов, которые можно было изучить тактильно. Мы их брали в руки, трогали, крутили, смотрели, нюхали и делились впечатлениями.
Отметим самые интересные из них:
- Веер Утиву — лёгкий воздушный атрибут беззаботной жизни. Ткань или бумагу натягивали на обруч небольшого размера, или закрепляли на деревянных палочках — получался веер. Для богатых делались эксклюзивные веера с каллиграфией и красивой росписью, также он был доступен и бедным слоям населения. Данный атрибут использовался также и в судействе сумо — самом известном спортивном состязании в Японии.
- Веер Сенсу. Веер, с которым знаком каждый из нас, оказывается был изобретён в Японии. Атрибут аристократии внешне он очень похож на европейский веер, однако отличительной чертой Сенсу были изображения рисунков, стихов и калиграфии, а закрывать лицо при дворе им было запрещено.
- Свиток. Представлял собой узкую полоску бумаги свёрнутую в трубку. Свитки были вертикальные и горизонтальные, читались справа налево. На них мы видим череду картинок сюжеты повестей, басен или исторических событий. Например, высмеивались типажи людей, сюжеты из жизни. Люди всех ремёсел рисовались в виде животных.
- Ширма. Небольшая подвижная перегородка, отделяющая часть комнаты. В Японии это главная форма работы с пространством. Ширмы изготавливались из разных материалов (ткани, дерево и др.), а также отличались по размерам.
Веер, свиток и ширма – три основные формы оформления интерьера эпохи Эдо. Так как территория Японии сейсмически активна и переживает частные землетрясения, поэтому концепция организации пространства – это концепция пустоты. В интерьере приветствовался минимализм, не было керамики и стекла.
Отсюда ещё вытекает один интересный атрибут эпохи Эдо — сумка Фуросике. Небольшой кусок ткани в который можно сложить пространство маленькой комнаты, изощрённо его завязав.
Евгения также рассказала нам и о чайной церемонии. Мы посмотрели и понюхали мачу (листки чайного дерева), домашние благовония. Участников мастер-класса заинтересовали листочки с необычным цветочным запахом. Это оказались почки лотоса. В эпоху Эдо это растение было главным лекарственным средством, им лечили практически любое заболевание.
Инклюзивные мероприятия, которые проводились с 17 по 23 сентября в рамках фестиваля – это не постоянная программа музея. Если зайти на сайт ГМИИ им. Пушкина, то в подразделе «ДОСТУПНАЯ СРЕДА» можно ознакомиться с мероприятиями для каждой категории граждан с ограниченными возможностями, которые проводятся регулярно.
На этом мастер-классе присутствовало человек 10 - 12. Незрячих людей среди собравшихся, к большому нашему сожалению, не было, а хотелось поговорить именно с ними. Расспросить, понравился ли им формат мастер-класса, всё ли им было понятно, определялись ли передаваемые предметы на ощупь и тд.
Поговорив с куратором Евгенией после его окончания, мы узнали, что инвалиды по зрению не частые гости в музее. У них есть постоянные программы по основным экспозициям, но группы собираются редко, интереса проявляют мало. И попросила нас об этом написать на своих страничках и сайте. Донести до наших читателей, что музеи становятся доступнее для данной категории посетителей. Много различных программ, фестивалей и мастер-классов. И они с удовольствием ждут всех к себе!
Дата публикации:
среда, сентября 26, 2018
Категория публикации:
Учимся самостоятельности