МЫСЛИТЬ ПО БРАЙЛЮ
Анастасия Павлюченкова ("Школьный Вестник" №9 за 2018 год)
МЫСЛИТЬ ПО БРАЙЛЮ
IT-технологии всё плотнее входят в нашу повседневность. Зрячие люди практически разучились писать от руки, а мы постепенно забываем брайлевское письмо, не придавая ему должного значения. О современных проблемах рельефно-точечной системы я поговорила с учителем русского языка и литературы Королёвской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей Евгением Александровичем Мешковым.
— Евгений Александрович, вы преподаёте в школе 14 лет. За это время у вас были ученики, которые учили брайль с удовольствием?
— Да, хотя и гораздо меньше, чем хотелось бы. Есть ребята, которые понимают, что брайль им нужен, поэтому они стремятся его освоить. Некоторые даже выучили краткопись и успешно ею пользуются, по сути, это второй брайль: тут нужно запомнить не русский или латинский алфавит, а кучу различных сочетаний.
— Когда можно говорить о том, что ученик действительно освоил брайль?
— Когда, произнося слово, он представляет, как оно пишется по брайлю. Я знаю людей, которые могут мыслить даже краткописью. Это как с иностранным языком: когда ты только начинаешь его изучать, то переводишь с одного языка на другой, а потом непроизвольно начинаешь думать на нём и видеть «иностранные» сны.
— Как вы считаете, брайль должны учить только незрячие или слабовидящие тоже?
— Сейчас, к сожалению, брайль изучают только слепые, а раньше его преподавали всем, и это было правильно. Бывают случаи, когда в средних классах ученик теряет зрение настолько, что не может читать, как говорится, даже носом, а брайль в этом возрасте учить гораздо тяжелее. Первоклашки схватывают брайль на лету! Потом, конечно, неизбежно возникает путаница зеркальных букв и цифр, но это поддаётся корректировке. Поздноослепшим, во-первых, тяжело переключиться со зрячего символа на брайлевский, во-вторых, освоить принцип зеркальности, в-третьих, надо запомнить хотя бы 33 русские буквы, не говоря уже о латинице.
— Я неоднократно слышала, что родители категорически против изучения их незрячими детьми системы Брайля. Почему?
— Сейчас очень сложные родители — сложнее, чем дети. Не со всеми можно найти общий язык. Некоторые просто не могут принять слепоту своего ребёнка, некоторые категорически не хотят её признавать, а тем более показывать окружающим, что их ребёнок плохо видит, а использование брайля это наглядно демонстрирует. Пэтому в этой ситуации, во-первых, надо ограничить своеволие родителей в стенах школы, так как на данный момент учителя вынуждены подчиняться родителям, следуя их капризам. Во-вторых, максимально сократить время общения школьников с гаджетами, чтобы они занимались чем-то реальным, а не зависали в виртуальном пространстве. В начальной школе такая тактика ещё эффективна. В-третьих, нужна широкая пропаганда брайля в школах, чтобы дети и родители знали, что есть такая система и что ею можно и нужно пользоваться!
— Что, по-вашему, может мотивировать ребёнка изучать рельефно-точечный шрифт?
— Это очень непростой вопрос, маленький ребёнок ещё не может осознать всей пользы брайля, а взрослый уже понимает, что его надо знать, но ему в разы сложнее его осваивать и воспринимать. Одну ученицу мне удалось убедить, хотя ушло на это целых полтора года.
— А зачем современным детям учить брайль при нынешнем изобилии аудио- и электронных книг, которые можно прочитать с помощью голосового синтезатора хоть на компьютере, хоть на смартфоне?
— Как бы ни было грустно это признавать, подобные аргументы я слышу постоянно, однако мне, слава богу, удаётся доказать своим ученикам, что далеко не всё можно прочитать в электронном формате, так как действует закон об охране авторских прав и многих книг зачастую нет в свободном доступе, а в брайлевском варианте они свободно распространяются. И опять же, читая по брайлю, ты невольно сосредотачиваешься на тексте, в то время как, слушая аудиокнигу, можешь отвлечься на посторонние шумы и пропустить какие-то важные детали, а то и вовсе значимый кусок текста.
— Какие ещё неочевидные проблемы возникают у ребят при изучении системы Брайля?
— Например, разница между алфавитами. Все думают, что, выучив русский, они так же легко освоят и английский, но даже самым смышлёным ученикам я всегда говорю, что поначалу они будут путаться, стоит добраться лишь до буквы «C», которую они ошибочно соотносят с русской «С». Ещё одна трудно разрешимая проблема — нежелание зрячих педагогов изучать брайль и принимать брайлевские принципы.
— Что вы подразумеваете под «брайлевскими принципами»?
— В первую очередь отсутствие признака заглавной буквы. Он существует, имеет своё обозначение, но почти не используется. В школе детей заставляют ставить этот значок, но не нужна эта большая буква с точки зрения брайля! С филологической точки зрения, естественно, нужно знать, что мы пишем с большой буквы, но при чтении по брайлю эти значки только мешают. Ещё один спорный момент — пропуск клетки после запятой: в плоскопечатных текстах всегда после запятой ставится пробел, в брайлевских — нет. Современным учителям не хочется учитывать два разных принципа — брайлевский и зрячий, им это неудобно. В результате брайлисты в десятичных дробях после запятой тоже пропускают клетку, что считается грубой ошибкой даже по-зрячему.
Я думаю, что всех нужно учить одинаково. Когда незрячий оканчивает школу и поступает в вуз, он не знает правил оформления плоскопечатного текста, а это крайне необходимый навык, так как в наше время все учебные задания выполняются на компьютере. Получить среднеспециальное или высшее образование хотят многие, но принципами зрячего письма при этом почти никто не владеет. Поэтому правильнее учить слепых наравне со зрячими, но с учётом расхождений между обычным и брайлевским письмом. Меня учили по-другому, но среди наших учителей были настоящие тифлопедагоги, нынешние же преподаватели в большинстве своём в лучшем случае окончили 72-часовые курсы по дефектологии или, того хуже, просто прочитали книжку, а ведь дефектология — это не только брайль!
— По совместительству вы также работаете и в ИПО «Репро», поэтому вам едва ли не ежедневно приходится иметь дело с брайлем. Читаете брайлевские книги или хватает нагрузки на работе?
— Читаю, конечно! И предпочитаю читать по брайлю, потому что так я лучше запоминаю содержание. Аудиокниги люблю, но иногда приходится неоднократно прослушивать, чтобы как следует вникнуть в смысл.
— А в быту брайлем пользуетесь?
— Сейчас уже реже, но пользуюсь. В своё время подписывал кассеты, теперь CD- и DVD-диски, которых у меня около тысячи, хотя и они потихоньку уходят в прошлое.
— Как вам кажется, у системы Брайля есть будущее?
— Безусловно! Учебники по брайлю так или иначе будут издаваться, да и понимание прочитанного слепыми всё равно лучше осуществляется по брайлю. Другой вопрос, что сами инвалиды по зрению ленятся его изучать — и напрасно! За мою педагогическую деятельность я сумел убедить в необходимости овладения брайлем как минимум нескольких учеников, хотя они всячески отпирались и рьяно доказывали мне, что он им не нужен, а теперь они себя без него и не представляют. Для этого я и работаю!