Перейти к основному содержанию

Учебно-методическое пособие по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для инвалидов по зрению

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ

Трудно переоценить значение современных тифлокомпьютерных технологий в образовании и социальной интеграции инвалидов по зрению. Развитие технологий невизуального доступа к информации на современном этапе позволяет незрячим использовать компьютер не только в быту и учёбе, но и как средство профессиональной деятельности. Но для успешного освоения тифлоинформационных технологий необходимы специальные учебно-методические пособия, изданные по брайлю и в других доступных формах. Поэтому создание таких пособий имеет крайне важное значение.

Российский союз инвалидов, ядром которого является Российская ассоциация незрячих студентов и специалистов, уже более 15 лет проводит работу по созданию и изданию таких пособий. В ноябре 2018 года было издано новое учебно-методическое пособие по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для инвалидов по зрению. Пособие создано и издано при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.

Учебно-методическое пособие издано по брайлю тиражом 500 экземпляров, созданы электронный оригинал-макет для распечатки на брайлевском принтере и оригинал-макет в формате DAISY.

DAISY — Digital Accessible Information System — (Цифровая доступная информационная система) позволяет не только реализовать навигационные возможности и контекстный поиск, но и синхронизировать звуковое и текстовое представление информации. DAISY-книга может быть представлена как текст в электронном виде, как аудиокнига и как синхронизованная презентация текста и аудиодорожки. Для удобства пользователю предлагается до шести уровней навигации, позволяющих перемещаться по содержанию. Кроме того, предусмотрена навигация по страницам, абзацам, предложениям, фразам и даже словам. Таким образом, учащийся, не имеющий возможности использовать обычные плоскопечатные издания, может без лишних трудностей пользоваться различными учебниками, справочниками и словарями, свободно перемещаясь по интересующим статьям.

Учебно-методическое пособие по информатике и информационно-коммуникационным технологиям для инвалидов по зрению позволит частично удовлетворить потребности специальных школ, инклюзивных школ, вузов, обучающих инвалидов по зрению, и индивидуальных пользователей с нарушением зрения в материалах, соответствующих школьной программе. Содержание пособия соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обычным учебникам, рекомендованным Министерством образования РФ.

Это пособие станет незаменимым материалом для подготовки к единому государственному экзамену, а также поможет усовершенствовать и расширить навыки использования персонального компьютера и современных тифлотехнических устройств. Пособие состоит из следующих глав:

Глава 1. Информация и общество

1.1. Информация и информационные процессы

1.2. Информационные революции

1.3. Информационное общество

1.4. Измерение количества информации

1.5. Различные системы счисления и запись по брайлю

Глава 2. Кодировании информации

2.1. Рельефно-точечная система Брайля как пример кодирования информации

2.2. Представление информации в компьютере

2.3. Кодирование текстовой информации

2.4. Кодирование звуковой информации

2.5. Кодирование графической информации

Глава 3. Работа с текстовым документом с помощью программы невизуального доступа к информации

3.1. Ввод и редактирование текста

3.2. Форматирование текста. Стили

3.3. Таблицы в текстовом документе

3.4. Поля и макросы

Глава 4. Работа с динамическими таблицами с помощью программы невизуального доступа

4.1. Навигация по таблице и ввод данных

4.2. Форматирование таблицы и управление листами

4.3. Формулы и функции

4.4. Работа с диаграммами и графиками с помощью программы JAWS for Windows

Глава 5. Печать на брайлевском принтере

5.1. Виды брайлевских принтеров

5.2. Подготовка текста к печати на брайлевском принтере

5.3. Подготовка рисунка к печати на брайлевском принтере

Глава 6. Специальный формат представления звуковой информации для лиц с нарушением зрения. Формат DAISY

6.1. Особенности формата DAISY

6.2. Аппаратные и программные плееры

6.3. Создание DAISY-книг

Глава 7. Портативный компьютер для незрячих ElBraille

7.1. Элементы управления

7.2. Запуск и завершение программ с помощью брайлевского дисплея

7.3. Ввод и редактирование текста с помощью брайлевского дисплея

7.4. Навигация по сети Интернет с помощью брайлевского дисплея

 

В настоящее время Российский союз инвалидов при финансовой поддержке Фонда президентских грантов разрабатывает учебно-методическое пособие по программированию без визуального контроля, которое будет издано в 2019 году. Это пособие станет первым доступным учебником для незрячих школьников по программированию. В нём будут освещены не только практические приёмы программирования, но и необходимые для подготовки к единому государственному экзамену теоретические сведения по теории алгоритмов. Пособие будет содержать достаточное количество задач для закрепления понимания описанных сведений.

Пособие будет содержать следующие темы:

1. Алгоритм и его свойства

1.1. Что такое алгоритм

1.2. Свойства алгоритма

1.3. Способы записи алгоритма

2. Блок-схемы и работа с ними без визуального контроля

2.1. Запись алгоритма с помощью блок-схемы

2.2. Решение задач по блок-схеме

3. Языки программирования

3.1. История развития языков программирования

3.2. Классификация языков программирования

4. Программирование на языке Питон без визуального контроля

4.1. Установка интерпретатора

4.2. Организация комфортной среды программирования без визуального контроля

4.3. Обзор интернет-ресурсов по Питону и рекомендации по их использованию

5. Линейные алгоритмы

5.1. Простейшие программы на языке Питон

5.2. Ввод и вывод данных. Переменные

5.3. Арифметические операции

6. Ветвление

6.1. Оператор условного перехода

6.2. Вложенный оператор условного перехода

7. Циклы

7.1. Цикл с параметром

7.2. Цикл с проверкой условия

7.3. Вложенные циклы

8. Рекурсия

8.1. Создание функций

8.2. Примеры применения рекурсии

9. Звук и графика на языке Питон

9.1. Работа со звуком

9.2. Работа с элементарными графическими объектами

10. Справочная информация

10.1. Справочник по вводу специальных символов с помощью брайлевского дисплея

10.2. Справочник по клавиатурным командам

Нет сомнения, что высокопрофессиональный творческий коллектив успешно справится со сложной работой и новое пособие будет соответствовать высоким стандартам качества и позволит значительно повысить эффективность преподавания информатики в специальных школах для слепых и слабовидящих детей.

Автор: 
Вениамин Кузнецов (руководитель проекта)
Категория: 
Методика преподавания