Перейти к основному содержанию

Абитуриентам 2019 года

АБИТУРИЕНТАМ 2019 ГОДА


Совсем скоро у абитуриентов и их родителей начнётся горячая пора: выпускные экзамены, выбор вуза и специальности, подача всех необходимых документов в срок. От того, насколько хорошо вчерашний выпускник знаком со всеми правилами и нюансами поступления в вуз, зависит его дальнейшая судьба. В 2019 году в них появятся несколько нововведений. Редакция «Школьного вестника» обатилась с вопросами об изменениях в правилах приёма в высшие учебные заведения к депутату Госдумы семи созывов, первому запреду Комитета по образованию и науке ГД Олегу Николаевичу Смолину. Предлагаем вашему вниманию интервью, которое он дал нашему журналу.
— Какие нововведения появились в общих правилах приёма в вузы в 2019 году?
— Принципиальные нововведения мне не известны. По-прежнему приём осуществляется в основном на основе Единого государственного экзамена, в некоторых вузах существуют дополнительные испытания. Предложения, в том числе министра просвещения Ольги Васильевой, поменять процедуру приёма в вузы не приняты. С другой стороны, не продвигается идея, в своё время озвученная руководителем Рособрнадзора Сергеем Кравцовым, ввести элементы устных экзаменов по гуманитарным предметам, включая историю и обществознание.
— Какие льготы существуют у абитуриентов инвалидов по зрению?
— Закон не выделяет инвалидов по зрению в отдельную категорию, поэтому льготы прежние, а именно: инвалиды I и II группы, инвалиды с детства имеют право, во-первых, выбирать форму итоговой аттестации — классический экзамен либо ЕГЭ, и во-вторых, в пределах установленной квоты в 10% поступать в высшие учебные заведения вне конкурса. Напоминаю, что двумя недавно принятыми законами (Федеральный закон от 01.05.2017 № 93-ФЗ «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 27.06.2018 № 162-ФЗ) возможности поступления в высшие учебные заведения расширились. Отменено обязательное представление Индивидуальной программы реабилитации и разрешено, как и всем остальным абитуриентам, подавать документы в пять вузов на три специальности в каждом. Долгое время такие законы не принимались, но при министре образования и науки Ольге Васильевой их удалось провести. Однако пока не удаётся продвинуть законопроект о том, чтобы, при необходимости, люди с инвалидностью могли получать бесплатно второе профессиональное или второе высшее образование.
— Какие изменения в системе итоговой аттестации девятиклассников произойдут в 2019 году?
— Изменения уже произошли. Их два. Первое — в девятом классе можно выбирать либо два обязательных экзамена, либо четыре. Почему как прежде нельзя выбирать, например, три, никому не известно. Недавно в московской школе «Технологии обучения» был проведён круглый стол, посвящённый государственной итоговой аттестации. Этот вопрос был задан руководителю Рособрнадзора Сергею Кравцову, он обещал  разобраться с этой проблемой.
Второе изменение — устное собеседование по русскому языку. На мой взгляд, идея правильная, но условия слишком жёсткие. В частности, на подготовку к ответу даётся 15 минут. На том же круглом столе я обратил на это внимание Сергея Кравцова. Надеюсь, что времени ребятам на подготовку будет дано больше и стрессов у них окажется меньше.
— Что на, ваш взгляд, следует изменить в системе среднего образования незрячих и слабовидящих детей?
— Начну с того, что незрячие и слабовидящие дети учатся по тем же программам, что и дети обычные. Поэтому к ним относится общая формула успеха образовательной системы, а именно: лучшие отечественные традиции плюс новейшие технологии. Недавно я проанализировал базисные учебные планы советского периода и современные. И вот что оказалось. Первое. Резко сокращены все учебные предметы, которые, необходимы для модернизации страны. А именно математика, физика, химия, биология, технологии — от 15% до полутора раз.
Второе. Сокращены практически все курсы, которые необходимы для формирования гражданина и российской гражданской идентичности. А именно русский язык, литература, история, география от 15% до полутора раз. При этом программы остались прежними или даже усложнились. В итоге очень многие современные дети «проходят» материал, что называется, «галопом по Европам» и в головах ничего не остаётся. Недавно декан одного из факультетов МГУ Виталий Третьяков спросил своих студентов, кто из них знает генерала Карбышева? Выяснилось, что почти никто. Предателя Власова знают больше.
Третье. Резко увеличено преподавание иностранных языков. Я, конечно, не разделяю мнение тех, кто говорит, что учебный план построен по принципу «раб должен быть здоров и знать язык своего хозяина», но не могу не сказать: да, иностранный язык весьма полезен, но русский язык и русская литература важнее. Это что касается проблем, общих для незрячих детей и всех остальных.
Вторая специфическая тема — это псевдоинклюзия и падение качества подготовки педагогов для обучения ребят с ограниченными возможностями здоровья. Мы учились в коррекционной школе. Все наши педагоги или закончили Герценовский институт по специальности тифлопедагогика, или прошли в нём курсы повышения квалификации. Все знали систему Брайля и психологию детей с нарушением зрения. Сейчас ситуация другая. Даже в коррекционных школах далеко не все учителя знают систему специальных обозначений. В итоге падает качество подготовки по математике, физике, химии. Это необходимо исправлять. Вообще даже в наиболее продвинутых странах ребятам с нарушением зрения рекомендуют учиться не в любой школе, а в школе, где созданы специальные условия, коррекционные либо ресурсные. Мы уже псевдоинклюзии наглотались. В итоге не редко в коррекционные школы приходят из школ обычных ребята, которые ничего не умеют и сильно отстали в развитии от своих сверстников, которые учатся в специальных школах. Когда-то ученик знаменитого профессора В.П. Филатова профессор С.В. Кальфа рекомендовал моим родителям отдать меня в специальную школу и был прав. И я, несмотря на прошедшие десятилетия, рискну повторить эту рекомендацию.
— Почему сейчас молодёжь неохотно вступает в ВОС?
— Главных причин две. Одна со стороны молодёжи, другая со стороны ВОС. Начнём с молодёжи. Многие современные ребята достаточно прагматичны и понимают, что дополнительных материальных благ вступление в ВОС, как правило, не сулит. Поэтому часть остаётся вне организации, а некоторые пытаются создать собственную. Что же касается ВОС, то его материальные возможности сейчас совершенно другие. В советский период благодаря системе госзаказов на предприятиях Всероссийского общества слепых работали примерно 52 тысячи инвалидов по зрению. Они получали зарплату и пенсии, которые в сумме были заметно выше средней зарплаты по стране. Сверх того, за счёт наших предприятий оборудовались и строились больницы и школы, развивались спорт и культура слепых. Не говорю уже о том, что ежегодно десятки миллионов тех рублей, то есть сейчас это многие миллиарды, безвозмездно перечислялись в бюджет РСФСР. Другими словами, общество слепых было спонсором государства Российского. Сейчас ситуация другая, нам приходится постоянно просить поддержки у государства, а зарплата на предприятиях ВОС много ниже средней по стране. Возможностей для материальной поддержки членов у организации стало много меньше.
— Что даёт молодому человеку членство в ВОС?
— Прежде всего позволяет расширить круг общения. В восовских организациях существуют художественные и спортивные коллективы, обучение компьютерной грамотности, проводятся конкурсы и вечера. Появляются друзья, и возникают новые семьи. И вообще человек жив «не хлебом единым».
В заключение хочу повторить то, что не раз говорил на встречах со старшеклассниками и студентами. Помните: к нам будут относиться как к равным только в том случае, если мы будем иметь уровень подготовки выше среднего. А потому советую работать над собой, как герой известной шутки, который жене сказал, что пошёл к подруге, подруге сказал, что пошёл к жене, а сам в библиотеку и — учиться, учиться, учиться.

Дата публикации: 
среда, апреля 10, 2019
Автор публикации: 
Редакция
Категория публикации: 
Ваше право