Перейти к основному содержанию

Анонс 6 номера журнала "Школьный Вестник" за 2019 год

Анонс 6 номера журнала "Школьный Вестник" за 2019 год

Подготовила Наталья Кочеткова

 

В апрельском номере мы опубликовали первую часть статьи Ильи Бруштейна «Слепота — это вызов, который мы принимаем», где он знакомит наших читателей с работой учебно-реабилитационного и консультационного центра, расположенного в деревушке Хайлигенброн на юго-западе Германии. Во второй части, он продолжает путешествие по миру францисканской школы для слепых совместно с его учениками и педагогами. Из неё вы узнаете о десятилетней девочке Семми Шмидт, девочке со «стеклянными» глазами и её преподавателе Доротее Хаберстро, о Михаэле Зосич, четырнадцателетней незрячей от рождения хорватке, родители которой переехали в Германию ради обучения дочери, а также о Луисе Цифле — пятнадцатилетнем слабовидящем подростке, мечтающем стать программистом и многое другое.

«…Илья: Нравится ли детям заниматься ориентировкой в пространстве?

Доротея: Обычно дети радуются, когда узнают что-то новое, расширяют границы своих возможностей. Но в некоторых семьях родители, к сожалению, вообще запрещают слепым детям передвигаться самостоятельно вне дома. Если ребёнок вырос в атмосфере гиперопеки, то ему будет трудно понять важность и необходимость моего предмета. Таким детям бывает трудно открыть для себя радость и привлекательность свободного движения!

Доротея Хаберстро обращает внимание не только на развитие мобильности, но и коммуникативных навыков своих питомцев. Во время прогулок она всегда просит их подробно описывать окружающую обстановку, погодные условия и т.д. Пространственную ориентировку она понимает как постижение мира во всех его проявлениях:

— Главная цель этого урока состоит в том, чтобы незрячие дети поняли, что окружающий мир — таинственен, загадочен и прекрасен. Его интересно открывать для себя снова и снова!..»

 

Познавать окружающий мир ребёнку не просто, а незрячему ребёнку ооочень не просто и только на ощупь. В 2018 году был запущен уникальный социальный проект «Тепло сердец — тепло ладошек», целью которого является создание вручную тактильных книг и пособий для детей с нарушением зрения. Это был долгий, сложный, но невероятно интересный творческий процесс, объединивший множество добрых и отзывчивых людей.

Организаторы планируют не останавливаться на достигнутом и в 2020 году запустить его по всей России. Подробнее в материале Екатерины Шевичевой «Тепло сердец в ладошки детям».

«…Кто же эти творцы, создатели неповторимых шедевров? В изготовлении рукодельных тактильных книг принимают активное участие пенсионеры, студенты колледжа Первого Московского Образовательного Комплекса (факультет дизайна), учащиеся Колледжа декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже, студенты Московского городского педагогического университета. Также в проекте участвуют ДК «Гайдаровец» и два центра социальной помощи семье и детям города Москвы.

Создание тактильных книг — задача не из легких. Взрослым и юным дизайнерам рукотворных пособий приходится учитывать особенности восприятия незрячих детей, их психологию, возраст и интересы. Поэтому, чтобы максимально точно передать форму, структуру и другие важные элементы, необходимые незрячему ребёнку для адекватного восприятия окружающего мира, волонтёры активно вовлекают в творческий процесс свои собственные семьи…»

 

«Прерванное детство» так называется рассказ-воспоминание Тамары Андреевой о своём военном детстве 1941 — 1945 гг. Война её застала третьеклассницей Ленинградского института для слепых. Далее были Псковская деревня, партизанские отряды, перелёт на У-2 через линию фронта, расставание и встреча с отцом, и в 1944 году возвращение в разрушенный Ленинград.

«…В четырёх километрах от нашей деревни проходила железная дорога «Ленинград — Киев», а за ней простирались леса и болота. Именно там сосредоточились сопротивленцы и создавались партизанские отряды. По одну сторону железной дороги находились местные жители и господствовали немцы, а по другую были владения партизан. Они часто совершали диверсии в тылу врага, уничтожая технику, поджигая казармы с солдатами. В основном партизаны действовали ночью, а наутро возвращались в лес, для чего им нужно было перейти через железную дорогу, которая усиленно охранялась, поэтому днём партизаны прятались у местных жителей. Таким дневным убежищем был и бабушкин дом с пятью женщинами…»

 

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ВОЛНА» познакомит вас со стихами Натальи Улитиной и Георгия Маслова.

Имя русского поэта Георгия Владимировича Маслова даже любителям поэзии сегодня практически не знакомо. Оно осталось и, видимо, ещё надолго останется в тени. Это судьба многих русских поэтов начала ХХ века, не поддержавших Октябрьскую революцию и выбравших белое движение.

Георгий Маслов родился в Симбирске, в дворянской семье. После окончания гимназии он поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета. В 1913 году будущий поэт стал слушателем знаменитого Пушкинского семинария профессора С.А. Венгерова. Семинарием было начато составление словаря поэтического языка Пушкина. В эту работу активно включился студент Георгий Маслов, и это обстоятельство определило круг его интересов на многие годы. Среди молодых пушкинистов он занимал одно из ведущих мест, очень скоро начал публиковать статьи о творчестве Пушкине, выступал с обстоятельными докладами на собраниях семинария.

 

Георгий Маслов

***

Нет. Жизни раннего конца

Я всё-таки желать не смею.

Вы улыбнулись мне с крыльца,

И ветер обвевает шею.

 

Скрипит подгнивший тротуар,

Залаял пёс на перекрестке,

А розы в запертом киоске

Глядят на проходящих пар.

 

Смотрю на звёзды и бреду

Домой, мечтая о постели.

Но сладкая усталость в теле,

И кажется, я не дойду...

 

Теряя дням бесплодным счёт,

Над песнями узду теряя,

Засну на лавке у ворот,

Улыбку вашу вспоминая...

 

В рубрику «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» вошли стихи Натальи Карповой и лесные истории «Ёжик-непоседа» Сергея Георгиева.

 

Наталья Карпова

***

Божья коровка

Летела куда-то.

Устала,

Присела

На листик

Салата.

Красиво, не жарко,

Вокруг тишина!

К зеркальной росинке

Прильнула она:

 

— Фон подходящий

Момент интересный...

Как же мне нужен

Художник известный!..

На неизвестного

Тоже согласна,

Лишь бы заметил он,

Как я прекрасна!

 

Далее идёт продолжение повести постоянного нашего автора из Севастополя Татьяны Корниенко «Последний шанс» Начало опубликовано в 3 номере за 2019 год.

 

Все постоянные рубрики «ПРОБА ПЕРА», «НА ЧЁРНЫХ И БЕЛЫХ ПОЛЯХ» также на своих местах.

 

Брайлевский номер содержит рельефно-графическую иллюстрацию — памятник Пушкину.

 

На обложке журнала: на цветной фотографии по школьному коридору, освещённому солнцем, идёт группа подростков из 5 человек. Две девочки и три мальчика. Все одеты по-летнему. Мальчики в шортах, футболках с надписями, кроссовках и шлёпках. Одна из девочек в полосатом платье и голубых кроссовках, другая, в серой майке с надписью, розовых шортах и тёмных кроссовках, держит в руках трость для слепых, опущенную на пол. Все улыбаются.

 

Не скучных вам каникул!

Дата: 
среда, августа 7, 2019