Перейти к основному содержанию

«ОДНО ДЕРЕВО, ДВЕ СОВЕСТИ И ЧЕТЫРЕ НОГИ»

Дмитрий Померанцев ("Школьный Вестник" №4 за 2019 год)

«ОДНО ДЕРЕВО, ДВЕ СОВЕСТИ И ЧЕТЫРЕ НОГИ»

СТАЛИ ИЗВЕСТНЫ ПОБЕДИТЕЛИ II ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «СЛОВОМ И ЖЕСТОМ»

«В школе жизни не бывает каникул», — сказал однажды классик. Добавим от себя, что не бывает в ней также подготовительных и выпускных классов. В том смысле, что учиться, обретать жизненно важный опыт никогда не бывает слишком рано или слишком поздно. Учению, как и любви, покорны все возрасты. В очередной раз эту нехитрую истину доказали участники финала II Всероссийского конкурса по невизуальному использованию мобильной техники «Словом и жестом». Самому младшему из них едва исполнилось 14 лет, а самому взрослому приблизилось к 60.
Прочитать без посторонней помощи книгу и надпись на этикетке, узнать достоинство денежной купюры и номер подходящего к остановке автобуса, снять показания счётчика, оплатить коммунальные услуги, наконец, совершить обыкновенный телефонный звонок и написать обыкновенное текстовое сообщение — все эти действия не вызывают особых затруднений у людей зрячих. Не составляют они больше труда и для людей с ОВЗ по зрению при одном условии: если последние освоят… обыкновенный сенсорный смартфон.
Социальный проект «Универсальный мобильный помощник» действует уже третий год. Благодаря ему в рамках специальных «школ мобильности» свыше трёхсот незрячих и слабовидящих пользователей из двадцати с лишним регионов России открыли для себя уникальные возможности сенсорных устройств на базе ОС iOS и Android.
Очередным этапом проекта стал финал конкурса «Словом и жестом», прошедший 18 апреля в конференц-зале нижегородской гостиницы «Маринс Парк Отель» и собравший выпускников «мобильных школ» из 24 российских республик, краёв и областей. Собственно, и сам финал организаторы озаглавили «Школой», а все его задания были построены в форме уроков.
Чтобы попасть в финал, конкурсантам пришлось выдержать жёсткий отбор на региональном этапе соревнований. Большинство из них прибыли в Нижний Новгород накануне, 17 апреля и смогли принять участие в экскурсии по столице Приволжского федерального округа. Затем — ночь в комфортных номерах отеля, завтрак в местном ресторане и, наконец, — финал.
Открыли «школьные» занятия устные обращения представителей так называемого тренерского штаба. С помощью голосовых сообщений в приложении «WhatsApp» свои наставления и пожелания участникам финала передали их учителя — выпускники «Школы мобильности»: Алексей Викторов (Пермь), Евгений Аверьянов (Биробиджан), Юрий Паньчишин (Стерлитамак), Анна Мещерякова и Алексей Степанов (Владимир), Ольга Стукалова (Комсомольск-на-Амуре) и многие другие. После этого, как сказал другой классик, «и грянул бой…».
Если вашу школу вдруг посетит пришелец с далекой планеты, у которого будет четыре руки, четыре ноги и две совести, то насколько всего этого добра у него окажется больше, чем у одного из ваших одноклассников, у которого рук и ног будет по две, а совести не окажется вовсе? Вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Тем более что и сами условия задачи финалисты могли узнать лишь с помощью мобильного приложения «Библиотека AV 3715», где необходимо было отыскать учебник Григория Остера «Ненаглядное пособие по математике», а в самом учебнике — требуемый раздел и строго оговоренную задачу.
Как и в настоящей школе, все без исключения задания конкурса предусматривали проверку как теоретических знаний, так и практических навыков. И там, где не хватало первых, порой выручали вторые и наоборот. К примеру, в одном из заданий требовалось найти ссылку на экранизацию романа Льва Толстого «Война и мир», причём фильм должен был сопровождаться тифлокомментариями, и точно указать, какое именно дерево появляется на экране в самом начале одной из серий. Кто-то из участников сумел быстро сориентироваться в виртуальном пространстве и просмотреть требуемый эпизод (на каждое задание отпускалось не более семи минут), а кто-то просто вспомнил текст романа и тот факт, что раненный под Аустерлицем князь Андрей Болконский размышлял о жизни и смерти, лёжа под раскидистым дубом. Как и в обычной школе, некоторые из учеников «выезжали» на общей эрудиции и начитанности.
На уроке биологии конкурсанты получили комплект карточек с изображением различных животных, которых должны были опознать с помощью того или иного мобильного приложения (например, «Envision A» или «ID»). И не беда, если у кого-то медведь опознался как гризли (видимо, в местах, где обитал волнтёр-оператор приложения «Be my eyes», других косолапых просто не водится), такой ответ тоже принимался, как правильный.
Наибольшее оживление вызвал у «школьников» урок музыки, в ходе которого им предстояло прослушать фрагменты десяти песен и опознать не только саму композицию, но и её исполнителя. Впрочем, имени или фамилии исполнителя, а также названия ансамбля для правильного ответа было вполне достаточно. Изюминка задания заключалась в том, что все песни были посвящены родным городам участников финала, благодаря чему многие из них не только расширили музыкальный и географический кругозор, но и узнали нечто новое о своей малой родине.
Самым волнующим моментом финала стало, разумеется, подведение итогов. Все участники проявили себя с самой лучшей стороны. Каждый добился успеха в том или ином задании. Однако как и во всякой школе, определились и круглые отличники. Так, абсолютным лидером с 29,5 очками из 30 возможных стал Рамиль Хайруллин из Казани. Победителю конкурса 33 года, он преподаёт в нескольких вузах и является доцентом кафедры экономического права.
«Прежде всего хотелось бы отметить прекрасную организацию мероприятия, — сказал Рамиль. — Не секрет, что люди с ОВЗ по зрению — не самая мобильная категория граждан. Многие переживали, как будут добираться, где и как жить и питаться. К чести организаторов, от нас потребовалось только приехать и принять участие в конкурсе. Все остальные заботы они взяли на себя: нас встретили, разместили, организовали культурную программу. Кроме того, несмотря на то, что имею некоторый опыт в обращении с электронными устройствами и специальным ПО для незрячих, в ходе конкурса узнал немало нового, а для выполнения некоторых заданий пришлось изрядно поломать голову. Самым главным результатом моего выхода в финал стало знакомство с другими участниками. Было очень приятно убедиться, что вокруг так много интересных, ярких, талантливых людей. Теперь у меня друзья практически во всех уголках страны. Мы продолжаем общаться в чате конкурса, обмениваемся новостями, идеями, делимся положительными эмоциями. Считаю, что мероприятия подобного уровня и масштаба крайне необходимы, да и сама тема на сегодняшний день очень актуальна».
Второе место с 27 очками занял Даниил Гончаров из Новочеркасска Ростовской области. Третье место поделили Алексей Викторов из Перми и Рагиба Эфендиева из Чебоксар, набравшие 48 очков на двоих.
Кстати, Рагиба вышла в финал уже во второй раз подряд. Правда, в минувшем году на I Всероссийском конкурсе «Словом и жестом» она выступила чуть успешней, заняв первое место.
Увы, родные стены вновь не помогли представителю Нижегородской области Сергею Романову из Арзамаса: второй год подряд он добирается до финала конкурса, однако вновь остаётся за пределами пьедестала почёта. На этот раз подвела техника — в одном из заданий у него не пожелало открываться приложение «Библиотека AV 3715».
«Нынешний финал был интересней прошлогоднего, — поделился своими наблюдениями Сергей. — Во-первых, участников было вдвое больше, чем в прошлый раз. Во-вторых, состав оказался намного сильней. Можно было, конечно, сыграть и удачней, но просто не повезло: из-за большого числа обращений зависло приложение, которое знаю вдоль и поперёк. Но тут уж ничего не поделаешь, в игре всегда присутствует элемент случайности».
Зато очень достойно выступил самый юный участник конкурса — Руслан Ишмухамедов. Четырнадцатилетний школьник из Астрахани набрал в общей сложности 18 баллов и совсем немного не дотянул до тройки лидеров.
Впрочем, без наград не остался никто: все призеры и финалисты конкурса получили ценные памятные подарки, сертификаты участников и сладкие призы. И всё же главным подарком для конкурсантов стала сама возможность совершить увлекательное путешествие по берегам Волги и Оки, попробовать свои силы в упорном и интересном состязании и встретить новых замечательных друзей.
Наша справка
Социальный проект «Универсальный мобильный помощник» реализуется Нижегородским областным центром реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» в партнёрстве с некоммерческими организациями инвалидов по зрению из регионов России и при поддержке ПАО «МегаФон». Цель проекта: повышение самостоятельности людей с ограниченным зрением посредством невизуального использования современной мобильной техники.
В 2018 — 2019 годах проект реализуется в 25 регионах России: в республиках Башкортостан, Бурятия, Марий-Эл, Мордовия, Татарстан, Чувашия, в Алтайском, Краснодарском, Пермском, Приморском, Ставропольском и Хабаровском краях, в Еврейской автономной области, в Архангельской, Астраханской, Владимирской, Калининградской, Курской, Нижегородской, Омской, Псковской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Ярославской областях.

 

фотография с сайта: https://www.blago.ru

Дата публикации: 
среда, июля 3, 2019
Автор публикации: 
Дмитрий Померанцев
Категория публикации: 
Учимся самостоятельности