Перейти к основному содержанию

ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ ПО БРАЙЛЮ

Наталья Кочеткова ("Школьный вестник" №7 за 2019 год)

ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ ПО БРАЙЛЮ

Об интервью с Юлией Андриевич, руководителем проекта Inclusive Division, мы договаривались ещё в феврале, когда судьба нас свела в стенах Института РЕАКОМП на курсах по тифлокомментированию. Меня заинтересовало то, чем занимается эта хрупкая и симпатичная девушка. А делает она нужные и важные вещи для развития и реализации проекта «Безбарьерная среда».

И вот она у нас в редакции, да не одна, а со своими «детьми» — тактильными макетами, созданными специально для инклюзивной выставки «Архитектура стадионов», проходившей в московском Музее архитектуры им. А.В. Щусева летом 2018 года.

— Юля, расскажите нашим читателям немного о себе.

— Я дизайнер, окончила Челябинский гуманитарный институт по специальности дизайн среды и интерьера. Но архитектуру я любила всегда. В институте к каждому проекту нужно было делать макеты, и мои были лучшими в группе. Именно эта часть задания — представление выбранного объекта в уменьшенном виде — была самой любимой. И с тех пор изготовление макетов стало моим главным делом.

Окончив институт, я переехала в Москву. Так как я хорошо разбираюсь и в технологиях изготовления макетов, и в материалах, используемых при их создании, то быстро нашла работу в одной макетной мастерской.

— А как и когда ты стала заниматься тактильными макетами?

— Ими я стала заниматься не так давно — два года назад. Однажды мне позвонил коллега и спросил, знаю ли я что-то о тактильных макетах, как их вообще делать и что это такое, так как есть запрос из музея. О тактильных макетах я тогда ничего не знала, но эта тема меня заинтересовала. Я стала искать о них информацию и людей, компетентных в этой области. Так я познакомилась с Анатолием Попко, руководителем проектов «Люди IN» и «Диалог в темноте», экспертом в сфере невизуальной доступности. Он сразу откликнулся на мою просьбу, и мы вместе с ним встретились с сотрудниками музея, которому было нужно изготовить тактильные макеты. Правда, этот проект не состоялся, но меня эта тема настолько заинтересовала, что я стала искать возможность заняться ими как можно скорее. На все заседания и мероприятия конференции «Инклюзивный музей», которая проходила в ГМИИ им. Пушкина, я ходила, как на работу, и поняла, что это именно то, чем я хочу заниматься. И у меня есть все навыки и компетенции, которые нужны для создания тактильных макетов.

— А чем тактильные макеты отличаются от обычных?

— Тактильные макеты, поскольку их будут осматривать руками, должны иметь большой запас прочности. На них не может быть мелких острых деталей, которые при осмотре могут отломиться или поранить человека. Это раз. В тактильном макете, так как его будет смотреть незрячий человек, должно быть всё понятно. Там не должно быть какой-то каши из деталей. Это два. При создании модели, если мы понимаем, что какие-то мелкие детали не так важны для целостного образа архитектурного объекта, и мы их можем упразднить или обобщить, то мы так и поступаем, чтобы упростить восприятие. Если деталь маленькая, но важная, например, какой-то барельеф на фасаде, то мы её условно показываем на общем макете и выносим на отдельном макете крупно. Придерживаясь этого принципа, мы сделали макеты для Псковского музея-заповедника. В Пскове своя своеобразная архитектура, храмы украшены традиционным псковским орнаментом. Когда мы делали макет храма Богоявления с Запсковья, а он был достаточно крупный, нам не удалось показать этот особенный красивый орнамент так, чтобы он прощупывался. Тогда мы его представили отдельно.

Ещё очень важно сказать про цвет. Если есть возможность показать цвет объекта, то его обязательно нужно показывать. Его можно сделать чуть более ярким и контрастным, но не переборщить, чтобы всё выглядело естественно. При описании того или иного объекта для незрячих всегда нужно делать акцент на цвете.

— Но помимо цвета важен ещё и размер оригинала. Какими приёмами ты пользуешься, чтобы незрячий человек мог представить истинный размер предмета или здания?

— Если оригинал небольшой, то нагляднее и проще собрать модель в масштабе 1:1. Так мы сделали яйцо Фаберже. Если оригинал — монументальный архитектурный памятник, то рядом с макетом можно поставить фигурку человека, выполненную в том же масштабе. И незрячий посетитель при осмотре уже сможет понять пропорции. Нужно всегда оговаривать, в каком масштабе выполнен макет и каковы размеры оригинала. Но если сказать, что здание 30 метров высотой, то это будет не информативно для незрячего человека. Лучше сказать, что в оригинале этот объект высотой с 10-этажный дом, например.

— По какому принципу ты выбираешь объекты для своей работы? Любой ли заказ выполняешь?

— Выбираю не я одна. Мы всегда работаем с куратором выставки или с человеком, который готовит выставку. Привлекаем и дизайнера. У куратора есть своё видение экспозиции. Это какая-то история, которая развивается и приходит к кульминации. Нам очень важно показать ключевые моменты, которые раскроют тему выставки. Исходя из этого, начинаем думать, как технически это можно осуществить. Например, показать объект не целиком, а его часть. Или показать весь объект на плоскости в виде барельефа, а какую-то его часть вынести в более крупном масштабе и в объёме.

Выбор объекта каждый раз происходит по-разному. Важно, чтобы сотрудники музея были готовы принять особенных посетителей и грамотно адаптировать для них выставку.

— Скажите, пожалуйста, кто и как тестирует тактильные макеты, прежде чем они будут размещены в музее или на выставке?

— Архитектурные макеты достаточно сложные, чтобы привести их к стопроцентной готовности, нужно много времени. В процессе изготовления мы заранее пытаемся просчитать, какие элементы нужно убрать, а какие оставить. Что-то можем увеличить, например, в вертикальном масштабе, чтобы лучше представить детали.

Протестировать модель до экспонирования, к сожалению, получается не всегда. Но когда получается, то это невероятно полезно, так как мнения бывают очень разные, и мы стараемся учитывать все.

На самом деле с каждым новым проектом у нас, естественно, появляется больше опыта, и когда, например, открывается выставка с нашими тактильными макетами, я хожу почти на каждую экскурсию и всегда спрашиваю посетителей, что им нравится, что было удобно, что понятно, что непонятно. Всё это я записываю для себя, помечаю и учитываю в дальнейшей работе.

— А сами прощупываете свои модели с закрытыми глазами?

— Да, всегда. Смотрю, чтобы не было острых углов, чтобы всё было тактильно безопасно и приятным на ощупь, по возможности. Друзей прошу, знакомых. Иногда приглашаю незрячих друзей для просмотра модели до её экспонирования.

— В Российской государственной библиотеке слепых есть собрание макетов архитектурных памятников, которые изготовлены различными мастерами. А чем ваш метод создания тактильных макетов отличается от метода других мастеров?

— У разных мастеров, исходя из их начального образования, разнится подход к изготовлению макета. Например, скульпторы сначала лепят модель, потом её формуют и отливают. Поскольку я по образованию дизайнер, мне проще и удобнее начертить объект на компьютере. На самом деле технологий очень много. И каждый мастер опирается на свои навыки, компетенции и те технологии, которыми он владеет. Например, если мы говорим о барельефе, то его можно слепить из пластилина, отформовать и отлить в пластике, в металле или в каком-то полимерном материале. Можно сделать его с помощью фрезы. Это будет чертёж на компьютере — 3D-модель. Её потом вырезает фреза из дерева или из специального модельного пластика. Можно напечатать на 3D-принтере и потом обработать. В каждой технологии масса своих нюансов. Непрофессионалы никогда не смогут сказать, по какой технологии это сделано, если перед ними уже готовый барельеф с чистой обработанной поверхностью и готовый к тактильному осмотру. Да это не так уж и важно, главное, чтобы были соблюдены принципы тактильного макета, чтобы он был понятным, наглядным и функциональным.

Совсем недавно в храме в Химках я видела прекрасную тактильную икону святой Матроны, сделанную вручную. Кто её сделал, я, к сожалению, узнать не смогла. Икона вырезана из дерева, видно, что работали специальными резцами для работы по дереву. Раскрашена она не очень ярко, для слабовидящих это, возможно, недостаточно, но сама по себе работа невероятной красоты. К ней можно подойти и тактильно посмотреть любому. Она хорошо обработана, на ощупь приятная.

— В Голландии в Гааге в парке есть модель голландского города в масштабе 1:25, составленная из макетов типично нидерландских зданий и сооружений, оригиналы которых находятся в различных частях страны. Незрячий может подойти к каждому макету, осмотреть его и получить представление о голландской архитектуре. Не хотелось бы вам сделать что-то подобное в Москве или каком-то другом городе?

— Это на самом деле моя мечта. Потому что каждый раз, когда ко мне подходят незрячие и слабовидящие люди на выставке после осмотра тактильного макета какого-нибудь архитектурного сооружения, например, стадиона, они говорят: «Ничего себе, а я и не знал, что это выглядит именно так!» Зрячим всё это доступно и просто. А незрячие люди, к сожалению, лишены этой возможности. Они хотят знать, как выглядят Покровский собор, Кремль, Большой театр и так далее. Они хотят ориентироваться в городе и чувствовать его вокруг.

— И изучать архитектурные памятники непосредственно на месте их расположения.

— Да, конечно, это необходимо. Всем посетителям нашей выставки «Архитектура стадионов» мы задавали вопрос: «Было бы вам интересно, если бы в городе стояли макеты того или иного архитектурного сооружения, например церкви или какого-то исторического здания?» Практически все отвечали, что, конечно, это было бы очень интересно.

— Недавно вы закончили курсы тифлокомментирования в Институте РЕАКОМП и получили квалификацию тифлокомментатора, как вы планируете использовать полученные знания в своей работе?

— Уже на втором занятии я осознала, насколько для меня, как человека, который занимается тактильными моделями, будут полезны знания в области тифлокомментирования. Теперь я хорошо понимаю, что важно обозначить на тактильном макете и на чём нужно акцентировать внимание, как выстроить логику перемещения от объекта к объекту на выставке и как подавать отдельные элементы зданий. Я пошла учиться тифлокомментированию, потому что поступило несколько запросов из музеев сделать не только макет, но и словесно описать его. Сам по себе макет прекрасен, но он не работает без описания. Для этого рядом с незрячим должен находиться или профессиональный тифлокомментатор, или экскурсовод, который грамотно расскажет, что это за объект. Люди с нарушением зрения нуждаются в дополнительных пояснениях. Они всегда задают вопросы, если что-то не понятно. Так я поняла, что необходимо пройти эти курсы, поскольку мы стараемся решать вопрос комплексно, не просто сделать макет, но и правильно описать его.

— У нас журнал для школьников, в связи с этим вопрос: не планируете ли вы сотрудничать со школами для слепых и слабовидящих детей, создавать тактильные макеты для учебного процесса?

 — У меня есть опыт работы с детьми, и я бы с удовольствием сотрудничала со школами и на постоянной основе. Надеюсь, что когда-нибудь это случится.

— В каких музеях незрячие люди могут увидеть ваши макеты?

— На сегодняшний день мы делали макеты только для временных выставок. Постоянная экспозиция моих работ пока есть только во Пскове. Есть совместные планы с московским Музеем архитектуры, но это тоже будет временная выставка. Ещё есть несколько музеев, с которыми мы ведём переговоры, но об этом говорить пока рано.

— За последние несколько лет, на ваш взгляд, объекты социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры стали доступнее для инвалидов по зрению? И какими темпами идёт развитие программы «Доступная среда»?

— Часто так бывает, что где-то всё уже давным-давно произошло, а мы начинаем догонять. При этом догоняем мы очень интенсивно. Большое значение, конечно, имеет человеческий фактор. Вот с кем я сталкивалась в музеях, так это с неравнодушными людьми, на энтузиазме которых всё и держится, именно они двигают весь процесс. Я с большим уважением отношусь к музейным сотрудникам, которые своими силами делают нужные вещи. Ведь чтобы реализовывать специальные программы, не обязательно затрачивать большие средства. Самое главное, что нужно сделать — привлечь людей в музеи, показать, что их хотят там видеть. Не нужно заказывать какие-то дорогие макеты. Часто в музеях уже есть такие экспонаты, которые можно осматривать тактильно и они от этого не пострадают. Было бы желание что-то сделать для инвалидов по зрению. Многие музеи уже сейчас проводят прекрасные мастер-классы, используя простые подручные материалы. Обыгрывают это каким-то невероятным образом, заинтересовывая посетителей. И дети, и взрослые получают удовольствие оттого, что пришли в музей, приобрели новые знания. Они понимают, что не изолированы, мир открыт и есть места, куда можно приходить, где их ждут.

Дата публикации: 
понедельник, сентября 2, 2019
Автор публикации: 
Наталья Кочеткова